Linkuri accesibilitate

Политолог Джеймс Роббин - о позиции США в киргизском вопросе


Киргизские беженцы шли в Узбекистан, но теперь эта граница для них закрыта.
Киргизские беженцы шли в Узбекистан, но теперь эта граница для них закрыта.
Соединенные Штаты на просьбы о помощи со стороны киргизских властей отвечают предоставлением скромной гуманитарной помощи и попытками скоординировать действия с другими странами и международными организациями.

14 июня представитель госдепартамента сообщил о том, что госсекретарь Хиллари Клинтон находится в контакте с официальными лицами из временного правительства Киргизии, с руководством соседних государств, с представителями ООН, ОБСЕ и России. Цель Вашингтона, как сказал пресс-секретарь госдепартамента, – предоставить помощь и способствовать стабилизации ситуации. "Я не думаю, что в данный момент можно говорить об односторонних действиях со стороны США", – добавил пресс-секретарь.

Очевидная попытка американского дипломатического представителя облечь свои заявления в наиболее общие формы не случайна. Как считают американские комментаторы, выбор действий у Вашингтона сейчас ограничен. По мнению редактора журнала "Нэшнл Ревью", бывшего сотрудника Пентагона Джеймс Роббинс, любое вмешательство других государств может сейчас еще больше осложнить ситуацию в Киргизии:

– Нынешние этнические столкновения в Кыргызстане не имеют ничего общего с американо-кыргызскими отношениями и не должны иметь. Присутствие американцев в этой стране связано лишь с географией и с взаимными интересами обоих государств. Вовлеченность США во внутренний конфликт лишь ухудшит и без того сложное положение. Уместнее всего оказание гуманитарной помощи, которая не имеет никакого отношения к войне в Афганистане. Оказание помощи должно идти не по каналам НАТО, а по каналам международных гуманитарных организации и ООН.

– Что если в случае обострения конфликта временное правительство Кыргызстана обратится к ООН с просьбой прислать миротворческие силы?

– Трудность в том, что это чисто внутренний конфликт Кыргызстана, по крайней мере, сейчас. Соседние страны, в частности Узбекистан, закрыли границы, не давая конфликту распространиться. Думается, при такой проблеме лучше всего выждать - в надежде, что конфликт сам утихнет и положение стабилизируется. Если говорить о миротворческих силах ООН, то сначала надо ответить на вопрос, кого от кого они должны оградить и между какими группами должен быть установлен мир? Между правительством и повстанцами? Между киргизами и киргизами? Или между киргизами и не киргизами? Должны ли войска ООН патрулировать улицы городов на юге Кыргызстана? Это не то что разместить миротворческие силы на границе двух враждующих государств. Международное сообщество должно выждать и посмотреть, как будут развиваться события. Если станет хуже, возможно, вопрос о миротворческих силах будет поднят, но пока рано об этом говорить.

– Думаете, нет оснований опасаться, что конфликт может распространиться на соседние страны?

– Сомневаюсь, потому что проблемы Кыргызстана чисто внутренние, внутринациональные. Даже если какие-нибудь группы оппортунистов из других стран хотели бы разжечь конфликт, распространив его на всю Центральную Азию, правительства этих государств примут все меры, чтобы столкновения не перекинулись на их территорию.

– Как по-вашему, этот конфликт чисто этнический?

– Думаю, и этнический, и политический, и экономический. Вряд ли причина столкновений только в этнической ненависти. Это целый комплекс причин. А при нынешних экономических трудностях экономические проблемы могут играть важнейшую роль.

США пообещали предоставить Кыргызстану гуманитарную помощь на миллион долларов: 800 тысяч для срочной помощи и еще на 200 тысяч долларов медикаментов, медицинского оборудования, одежды.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG