Linkuri accesibilitate

Аннели Уте Габани: русско-украинский „козачок” против Республики Молдова


Аннели Уте Габани
Аннели Уте Габани

Аннели Уте Габани: «Тот факт, что Кэтрин Эштон призвала к возобновлению переговоров в формате 5+2 без предварительных условий, свидетельствует о том, что ЕС не приемлет подхода к приднестровскому урегулированию в формате 2+3».


Свободная Европа: Президенты России и Украины Медведев и Янукович выразили уверенность, что переговоры и сотрудничество в формате 5+2 способны содействовать « ускорению всеобъемлющего и жизнеспособного урегулирования приднестровской проблемы». Но заявление подписано в отсутствии и, вероятно, без ведома остальных участников приднестровского урегулирования. Почему это сделано только вдвоем?


Аннели Уте Габани: «Во-первых, формат заявления – не 5+2, а 2-3 – не оставляет никаких сомнений насчет того, что это действие, направленное против суверенных прав суверенного государства Республика Молдова. И заодно показывает, что Россия, у которой не получилось сплясать, образно говоря, «козачок» с Республикой Молдова, сейчас танцует «козачок» с Украиной против Республики Молдова. Что тогда означал Козак? У плана Козака была два смысла : использование Приднестровья в качестве инструмента для вмешательства во внутренние дела Республики Молдова и, второе, означал (в той части, которую не удалось согласовать), так я поняла тогда главную цель Москвы: сохранить свое военное присутствие в Приднестровье. Во-вторых, заявление, принятое вне рамок формата 5+2, достаточно ясно показывает отношение России к этому формату. Потому что в этом формате серьезных переговоров никогда не было, за всю историю его существования. И тот факт, что Украина сейчас более готова, чем когда-либо - вспоминается и план Ющенко, который также не был таким уж положительным, как принято было считать - следовательно, и Украина сейчас ввязалась в эту игру. Термины, с помощью которых говорят о Приднестровье – предоставление особого статуса – напоминают, если можно так выразиться, дела давно минувших дней».

Свободная Европа: Особый статус с основательными гарантиями.

Аннели Уте Габани: «В этом и проблема. Потому что этот особый статус сейчас довольно расплывчат. А гарантии – кто их даст? Во-вторых, что меня еще больше пугает, - это аспект нейтральности. И поскольку этот термин тоже расплывчат, следует его разъяснить. Потому что статус нейтралитета, закрепленный в Конституции 1994 года, был нейтралитетом, который я называю оборонительным, провозглашенным с целью добиться вывода российских войск с территории Республики Молдова».

Свободная Европа: И гарантий этого нейтралитета требует не кто иной, а именно Россия, которая не выполнила резолюции стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года…

Аннели Уте Габани: «Вот именно. И еще одно. Пример Австрии показал достаточно ясно, что никто не может, по сути, гарантировать нейтральность. Этого не произошло и в случае с Австрией. Но взамен провозглашения нейтралитета в Конституции Австрии были выведены войска – как Запада, так и России. Значит, проблема в этом».

Свободная Европа: Что могут и что должны делать остальные участники? Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, ОБСЕ…


Аннели Уте Габани: «Показать, что настаивают на выводе войск, с которым, кстати, Россия, в консенсусе с остальными членами ОБСЕ, согласилась в 99-ом. Настаивать на этом. И, что вопрос стоит так: какой нейтралитет? С войсками? Или без войск?»

Свободная Европа: Как можно объяснить тот факт, что в тот же день, когда президенты Медведев и Янукович подписали российско-украинское заявление по Приднестровью, в Брюсселе представитель Евросоюза по общей и внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон призвала возобновить переговоры в формате 5+2 без предварительных условий?

Аннели Уте Габани
: «Это однозначно говорит о том, что Евросоюз не приемлет формат 2-3. Мне бы хотелось, чтобы Евросоюз и впредь сохранял твердость в этом вопросе, потому что только твердость может принести плоды. И если Россия настольно заинтересована в сохранении нейтралитета Республики Молдова, то ей следовало бы пойти на эту уступку, а Евросоюз должен настаивать на выводе российских войск из Приднестровья».

Свободная Европа: Г-жа Габани, реакция Правительства на декларацию президентов России и Украины по Приднестровью не заставила себя долго ждать. Премьер Филат заявил, что Молдова выступает за гражданскую миссию на Днестре и за вывод российских войск. Как бы вы прокомментировали эту реакцию официального Кишинева?

Аннели Уте Габани: «У Молдовы есть один пункт, от которого она не откажется – непринятие этих войск на своей территории».

Свободная Европа: Что может последовать в процессе урегулирования приднестровского конфликта?

Аннели Уте Габани: «Посмотрим, встретится ли «пятерка» и, соответственно, 5+2 и как пойдут переговоры….”.

Свободная Европа: На 24-ое запланирована встреча в формате 5+2 в Астане, как мы поняли.

Аннели Уте Габани: «Вот тогда и увидим, выложат ли Россия и Украина карты на стол. Потому что я уже говорила: расплывчатый характер высказываний – сигнал, который наводит на мысль о очередной попытке достичь своих целей, т.е. сохранить свои войска, а заодно прощупать почву насчет того, как отреагирует запад в этом вопросе – твердо или менее твердо. Иными словами, мяч в некотором роде сейчас находится на поле Евросоюза, в первую очередь, и Соединенных Штатов Америки. И посмотрим, удастся ли там выкристаллизовать четкую и твердую позицию и как отреагирует Россия на такую твердую позицию».

Свободная Европа: Почему молчит ОБСЕ?

Аннели Уте Габани: «Мнением ОБСЕ, по всем признакам, никто и не интересовался на этот раз. Впрочем, ни для кого не секрет, что в ОБСЕ у России громкий голос и что до сих пор ей удавалось в какой-то мере манипулировать ОБСЕ».

Свободная Европа: Потому что имеет право вето.

Аннели Уте Габани: «Да, именно так. Но для Запада это подходящий момент для демарша. И, думаю, это и долг Запада, потому что, если помните, ЕС и некоторые страны, в частности, Германия, на бухарестском саммите НАТО высказались против быстрого присоединения, или против присоединения вообще, Грузии и Украины. У Молдовы сейчас таких планов нет. Но в этом случае долг западных стран поддержать Республику Молдова политически, помочь ей сохранить свой нейтралитет, соответственно, добиться нейтралитета без российских войск».

Свободная Европа: Но в условиях кризиса неизвестно, займется ли Евросоюз в приоритетном порядке и приднестровским урегулированием…

Аннели Уте Габани
: «Сдается, определенные силы именно на это и рассчитывали».

Свободная Европа: Москва, в первую очередь?

Аннели Уте Габани: «Разумеется. Но, думаю, в Евросоюзе должны понять, что безопасность Республики Молдова самым прямым образом и крайне тесно связана с безопасностью Европейского Союза. Этот момент, мне кажется, все осознали достаточно хорошо. Некоторые из нас говорили об этом, объяснили, почему. И в этих условиях Евросоюзу следовало бы, хотя бы по этому пункту, выработать единую позицию, прийти к единому знаменателю в приднестровском вопросе».

Война на Украине

XS
SM
MD
LG