Linkuri accesibilitate

Заключенный № 654


На этой неделе российский МИД высказал свои соменения по поводу решения правительства США отправить в Грузию трех заключенных с Гуантанамо
На этой неделе российский МИД высказал свои соменения по поводу решения правительства США отправить в Грузию трех заключенных с Гуантанамо

ТБИЛИСИ---На этой неделе российский МИД высказал свои соменения по поводу решения правительства США отправить в Грузию трех заключенных с Гуантанамо. Опасения по этому поводу высказал и де-факто президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, который подозревает, что гуантанамовцев Грузия может использовать «для подрывной деятельности» против Цхинвали.

В Тбилиси по этому вопросу комментарии не дают и продолжают держать в секрете личности трех заключенных. Тбилисскому корреспонденту “Эхо Кавказа” Олесе Вартанян удалось узнать историю одного из гуантанамовцев, который в официальных документах числится как заключенный номер 654.

Ахмед Хамид аль-Гхазави родом из Ливии. Ему 47 лет. В 80-е годы он воевал с моджахедами против Советских войск в Афганистане. После окончания той войны, он сложил оружие, женился на афганке и поселился в одном из крупных восточных городов Афганистана в Джалалабаде.

Там у него была небольшая пекарня. И у Ахмеда уже родилась дочь, когда в 2001 году войска США начали новую войну в Афганистане, теперь против талибов.

В первые же месяцы с началом военной операции американские военные начали сбрасывать на деревни листовки, предлагая жителям выдать воинов талибов взамен на вознаграждение в миллион долларов.

В это время афганские спецслужбы среди других арестовали и Ахмеда. Его передали американской стороне, и вместе с сотнями других задержанных отправили в секретный лагерь для заключенных на Кубинском острове в Гуантанамо.

Согласно американским официальным документам, Ахмеду предъявили обвинения в участии в территористических организациях Аль-Каида и Исламистская военная группа Ливии.

Среди подробного описания деятельности Ахмеда говорится, что он знал как пользоваться боевым оружием и несколько раз ночевал в штаб-квартирах террористических организаций. В документах также указано, что он был в составе личной охраны Бин Ладена.

Через некоторое время после того, как американская общественность узнала о существовании Гуантанамо, к некоторым из заключенных были приставлены адвокаты. Часть из них начали представлять журналистам доказательства по незаконности заключения их клиентов.

В 2004 году Пентагон организовал трибунал для пересмотра дел заключенных. Стифен Абрахам был одним из военных следователей, который занимался делом Ахмеда Хамида ал-Гхазави.

Он рассказал «Эху Кавказа», что представленные на трибунале свидетельства не доказывали вину Ахмеда в причастности к террористам.

“В представленной нам его истории не было никакого смысла. И все трое из следователей вынесли решение, что его дело не должны были засекречивать. Против него не было должных доказательств, что он был боевиком. Мы вынесли решение, что он не должен быть там [в Гуантанамо], и что его должны освободить,” сказал Стифен Абрахам.

В своих показаниях Ахмед говорил, что не имел никакого отношения к террористическим организациям, и что «за последние 13 лет он не сделал ни единого выстрела».

В документах также говорится, что ему предлагали пройти подготовку в лагере террористов, и что он от этого отказался по причине, которую и сам объясняет в своих показаниях: “Люди или группы людей, которые начинают заниматься терроризмом, не преследуют истинную религию, они коверкают Ислам.”

Несмотря на решение трибунала о необходимости освободить Ахмеда, он остался в заключении. Как раньше писала в прессе его адвокат, за восемь лет его нахождения в Гуантанамо, у него развилась болезнь печени из-за того, что его не лечили от гепатита или туберкулеза.

По данным организации “Reprieve”, которая следит за правами человека в Гуантанамо, около 85 процентов заключенных попали туда без должных доказательств причастности к террористическим организациям.

Британский журналист и автор книг и фильма о Гуантанамо Энди Ворфингтон говорит, что правительство Джорджа Буша не могло просто признать, что они совершили ошибку и арестовали не тех людей. По словам Ворфингтона, чиновникам было выгодно говорить своим гражданам, что заключенные в Гуантанамо – ужасные люди и их надо держать под контролем.

Новый президент Обама первым своим приказом признал ошибку существования Гуантанамо и дал распоряжение пересмотреть дела заключенных, а позже и закрыть лагерь.

Британский журналист Ворфингтон говорит, что несмотря на это, многие в США и за рубежом до сих пор думают, что все гуантанамовцы – террористы.

“Я понимаю, насколько тяжело осознать правду о Гуантанамо людям в странах [принимающих заключенных], преодолеть свои сомнения, которые появились из-за пропаганды Чейни и его людей. Но можно с уверенностью сказать, что американское правительство не стало бы освобождать людей, если бы они не были уверены в их невиновности, и что они не представляют никакой опасности,” говорит Энди Ворфингтон.

За последний год Америка освободила 40 гуантанамовцев. Некоторые из них вернулись в свои страны. Тем, кто не мог поехать на родину из-за опасений за свою жизнь, США начали искать новый дом. Среди таких бывших заключенных были все уроженцы Ливии, в том числе и недавно прибывший в Грузию Ахмед Хамид ал-Гхазави.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG