Linkuri accesibilitate

Давайте посмотрим, что может получиться, если мы не мешаем, а помогаем


Галина Шеларь
Галина Шеларь
Галина Шеларь: «В принципе, вот это вот сообщение и негативный оттенок в истории еще не родившегося еврорегиона «Днестр» оно в определенном смысле характерно для официального диалога между правым и левым берегами Днестра. То есть это, к сожалению, становится достаточно устойчивой традицией, когда, казалось бы, в полушаге от нахождения компромисса одна из сторон – а если компромисс не найден, то в принципе и не особо важно, какая – начинает проявлять жесткость, порой необоснованную, и проблема , которая актуальна и очень важна для цели общей, для руководства и право-, и левобережной Молдовы – это забота о человеке, все для блага человека, все во имя человека - она так и остается нереализованной».

Свободная Европа: почему для осуществления этих совместных целей, как вы их назвали, власти двух берегов Днестра выбрали именно такую форму, как еврорегион, и в чем конкретно может проявиться их совместный интерес?

Галина Шеларь: «Первый еврорегион появился – не пугайтесь – в 53-ем году, поэтому история у еврорегионов очень большая. Есть уже даже две международные ассоциации, которые объединяют еврорегионы и где можно обменяться опытом. Так вот в концепте самой идеи создания еврорегионов и которой уже более полувека, как я сказала, лежит одна простая мысль: создать условия для развития у приграничных территорий, которые в силу того, что, как мы с вами знаем, традиции, принадлежности той или иной территории, к тому или иному государству, они на нашем старом европейском континенте во многом зависят от того, какую точку мы берем в качестве отсчета. Поэтому естественно, что на всей территории Европы существуют территории, которые принадлежат разным государствам, но имеют общие интересы, традиции, связи и т.д. и т.д., глубокие и исторические. Поэтому это очень важно, мне кажется. И задачи такого любого еврорегиона, это, во-первых, улучшение благосостояния, налаживание диалога, его углубление, снятие таможенных барьеров там, где они есть, и обеспечение 4-х нормальных экономических свобод. Поэтому все эти принципы, которые заложены идеологически в самую концепцию еврорегиона, они для нас подходят как нельзя лучше».

Свободная Европа: как именно – в регионе конфликта?

Галина Шеларь: «А с точки зрения, так сказать, конфликтности, к сожалению, которая существует – и отрицать которую бессмысленно, да? – это может стать некоторым пилотным проектом. Как можно устранить те таможенные барьеры, которые де-факто существуют между берегами. Как можно де-факто снять те препятствия при передвижении людей – а они существуют! - как можно де-факто упростить передвижение товаров между Молдовой и Приднестровьем. Молдовой, Приднестровьем и Украиной. По-моему, вот эти высокие цели, которые действительно направлены на улучшение жизни конкретного человека, а с учетом того, что в принципе в еврорегион как со стороны Молдовы, так и со стороны Приднестровья входят, с одной стороны, удачный, скажем так, развивающийся Рыбницкий район и, скажем, достаточно депрессивный Каменский, и - Сорокский район. Но районы депрессивные сегодня, однако с приличным экономико-социальным потенциалом, который при правильном менеджменте можно активно использовать».

Свободная Европа: могли бы вы привести какие-то конкретные примеры успешного сотрудничества в рамках еврорегионов на восточном пространстве?

Галина Шеларь: «С востока наиболее активными участниками еврорегионов, самих вот этих структур, являются Белоруссия – я ее называю на первом месте, – Россия и Украина. Вообще с участием стран СНГ функционирует более десятка различных еврорегионоа. Первый из них, участниками которого являются Украина и Польша, создан еще в 93-ем году. Это первая ласточка. Сейчас активными участниками вот этого движения, скажем так, еврорегионов, являются те территории, регионы Российской Федерации, которые, скажем так, находятся, вот Прибалтика – это Калининград и Псковская область на западе и Карелия, это связано с финнами. Регионы развиваются очень успешно, и при этом ни у кого не возникает никаких мыслей о том, что та или иная территория той или иной страны отойдет в другое государство. Хотя все эти, скажем так, участники еврорегионального движения в разные времена, я опять повторю, являлись частью соседнего государства – то одного, то другого, главное, точку отсчета найти правильно, как удобно. Поэтому в этом смысле мне думается, что создание еврорегиона Днестр и втягивание кого-либо куда-либо, я думаю, что это абсурдно, это желание найти причину, почему нет. Вот в этом я убеждена. Существует всем известная присказка: хочешь решить задачу – находишь способ, а если не хочешь – то находишь причину. Я думаю, что это причина».

Свободная Европа: учитывая сложившуюся ситуацию в экономиках Молдовы, Приднестровья и Украины, насколько заинтересованы эти 3 стороны в такой форме сотрудничества как еврорегион?

Галина Шеларь: «Мне думается, что кризис для стран – это как тяжелая болезнь для человека. Если человек нормальный и он борется с болезнью, то вот эта борьба с болезнью она заставляет его коренным образом пересматривать свое отношение: к себе, к окружающим, и заставляет во многих случаях действовать по-новому. В данном случае государство и экономика ничем от живого человека не отличаются. Поэтому совершенно очевидно, что и на правом, и на левом берегу Днестра необходимо менять концепцию, необходимо менять подход. Так, при той структуре экономики, которая существует, не меняя ничего, мы не можем устойчиво развиваться. И понимание этого, как мне кажется, есть уже по обоим берегам Днестра, в том числе не только на молдавской территории, но и на его украинской части. То есть вот к этому выводу пришло руководство всех стран, всех участников еврорегионов. Более того, наши спонсоры и наши идеологи, т.е те, кто нам будет помогать это строить, они тоже пришли к этому выводу. Причины разные, понятно, что уровень развития разный, и изменения будут разные, но все понимают необходимость изменений. Может быть, это тот самый шанс, который нам дает вот эта сложная ситуация что-то изменить. Пусть пока на отдельно взятой территории. Давайте посмотрим на это как на проект-пилот: что может получиться, если мы не мешаем, а помогаем».

Война на Украине

XS
SM
MD
LG