Linkuri accesibilitate

Анатол Унтурэ: «У нас более 2 тыс. частных доноров. Их можно назвать супергероями»


Cолидарность была фундаментом создания инициативной группы «Împreună pentru voi» / «Вместе ради вас». Основали ее Анатол Унтурэ, Анна Раку и Виктория Данфорд — они начали кампанию по сбору средств для поддержки тех, кто борется с распространением коронавируса COVID-19. Валентина Урсу расспросила Анатола Унтурэ, каким выдался первый месяц их работы, в течение которого им удалось собрать более четырех миллионов леев.

Анатол Унтурэ: Мы уже приблизились к цифре в пять миллионов, и это — новый уровень для пожертвований общества, не организованных, скажем так, официально.

Свободная Европа: Для чего нужна была эта инициатива?

Анатол Унтурэ: Как и все большие дела, эта инициатива началась с малого. Анна Раку написала мне как-то вечером в фейсбуке: «А что, если организовать сбор средств для врачей, купить им чай, кофе, какие-то элементарные вещи?»

Свободная Европа: От вещей первой необходимости вы дошли до оборудования и средств защиты?

Анатол Унтурэ: Да, это так. Сначала мы хотели помочь только больнице имени Томы Чорбэ, которая тогда оказалась на передовой. Сейчас мы помогаем более 20 медучреждениям по всей стране. Большей частью это больницы, которые находятся на первой линии борьбы с коронавирусом. И не только они.

Мы направили часть полиции. Полицейским тоже были нужны средства защиты, так как они каждый день контактируют с людьми. Помогли и другим учреждениям. Со временем к нашей кампании присоединились и такие крупные компании и организации как Kaufland, Purcari, Soros. Все выделили по миллиону леев.

У нас более двух тысяч частных доноров. Это люди, которых можно назвать супергероями, так как они нам очень помогли в этой кампании по сбору средств. Люди жертвовали суммы, начиная с одного лея и заканчивая десятками тысяч леев. В ходе благотворительного шоу, которое провел другой винодельческий бренд, Chateau Cristi, нам удалось собрать около 50 тыс. леев.

После этой пандемии общество точно испытает эмоциональный подъем, как это было после войны и после всех крупных катаклизмов

Свободная Европа: Вроде бы пять миллионов — большая сумма. Но для системы здравоохранения это очень немного... Как тратят эти деньги?

Анатол Унтурэ: Некоторые доноры сами высказали предпочтения, на что должны пойти их деньги. Например, компания Purcari подарила ИВЛ — очень дорогой аппарат — для беременных женщин и новорожденных, который стоит около полумиллиона леев. Сейчас этот аппарат ИВЛ уже спасает жизни. Компания Kaufland настояла на средствах защиты для больниц Кишинева и районов. Фонд Сороса тоже пожелал подарить врачам защитные комбинезоны, маски, дезинфектанты.

Мы учитывали пожелания доноров. Но большая часть средств ушла на защитные средства, которых не хватает. Думаю, в последующие недели их тоже будет не хватать, так как защитные средства быстро расходуются. Их нельзя купить раз и навсегда, их все время нужно менять. И, кстати, это действительно небольшая сумма. В интернете писали о том, что люди жертвовали очень много денег, но их все равно не хватало. И не хватит! Потому что для борьбы нужно в десятки раз больше денег.

Свободная Европа: Как граждане Молдовы проявляют солидарность?

Анатол Унтурэ: Хороший вопрос. Я как-то говорил об этом с девушками в нашей группе — с Анной Раку и Викторией Дунфорд. Мы никогда не встречались в жизни, мы общаемся только онлайн, надеюсь, мы встретимся, когда закончится все это безумие... Мы говорили о том, что Молдова сейчас больна, и поражена она не вирусом COVID, а безразличием и равнодушием.

И если мы за время пандемии прибавим не только килограммы, но и станем более сопричастными и солидарными, — думаю, это будет нашей главной победой. Потому что даже при такой благородной цели как помощь врачам, некоторые считают, что этим должно заниматься государство. Согласен, это должно делать государство, но мы имеем то, что имеем, и ни одна страна в мире не была готова к этой пандемии. Везде были проблемы, даже в самых развитых странах, не говоря уже о нашей системе. И мы знаем, в какой она находится ситуации.

Свободная Европа: Вы помогаете и социально незащищенным гражданам?

Анатол Унтурэ: Сейчас мы работаем только с врачами, но параллельно с нашей инициативой были запущены еще несколько. Парни и девушки, которые это сделали, — молодцы. Они занимаются помощью пожилым людям. Я знаю, что Наталья Морарь, кажется, помогает «Дьконии». По-моему, так называется организация, с которой она работает. Есть еще девушка по фамилии Морозова, которая живет в Соединенных Штатах Америки, но делает очень много для молдаван, которые здесь живут. То есть, параллельно с нашей инициативой, запущены и другие.

Некоторые наши доноры, например, Kaufland, помог и остальным инициативным группам — продуктами, продуктовыми наборами для стариков. Да, мы решили сконцентрироваться на врачах, чтобы повысить эффективность проекта. Ведь если оказывать помощь всем, то ничего не получится довести до конца.

Критиковать легче всего. Но если ты ничего не предлагаешь и ничего не делаешь, то твоя критика лишена смысла

Свободная Европа: Многие считают, что люди изменятся после пандемии и научатся обращать внимание на истинные ценности. Это произойдет?

Анатол Унтурэ: После этой пандемии общество точно испытает эмоциональный подъем, как это было после войны и после всех крупных катаклизмов, через которые прошло человечество. Да, спустя много лет люди, думаю, вернутся к нормальной жизни, и мы опять станем такими, как и до этого. Но, по крайней мере, в последующие годы, надеюсь и уверен в этом, солидарность будет заметнее.

Ведь если проследить как развивалось общественное мнение от начала пандемии и до сих пор, то мы увидим, что оно очень изменилось. Сначала было много скептиков. Многие считали, что нет никакого вируса, что это обман и тому подобное. Но сейчас, когда чей-то сосед умирает или попадает в больницу, ты понимаешь, что это не шутка, что все происходящее – правда.

Свободная Европа: Каковы те ценности, на которые люди должны обратить внимание?

Анатол Унтурэ: У нас маленькая страна и немногочисленный народ, который испытал столько бед на протяжении веков!.. Для меня лично это парадокс: почему мы не способны к единению, почему не солидарны и не проявляем участия друг к другу? Мы способны на солидарность и участие, когда все хорошо, на свадьбах или крестинах. Тогда все друг другу братья, все готовы друг друга обнимать и целовать.

А когда появляется проблема, война или бедствие, мы начинаем искать виноватого — вместо того, чтобы найти то, что нас объединяет, и помочь друг другу. Невозможно говорить о всеобщей доброте, но главная ценность, которую мы способны проявить, это — солидарность. Именно солидарность нам и нужна.

Свободная Европа: Может, обществу нужны примеры, которым можно было бы следовать? Ведь и это многое значит. До недавнего времени говорили о том, что священник, полицейский и мэр должны быть примерами для жителей сел и городов. А сегодня многие упрекают и священнослужителей, и власть.

Анатол Унтурэ: Так и есть. Лично я считаю, что нам не нужны люди-примеры. Сила примера очень хороша, но это всего лишь сила примера. Ведь если мы начнем говорить, что нужно поступать как священник, полицейский и мэр, которые тоже люди, и тоже ошибаются, за ними невозможно всё повторить на 100%.

Для всех нас примером для подражания является Иисус Христос, но ему никто не следует, в том числе, и священники. Мы больше находимся в Румынии, но когда приезжаем в Молдову, живем в селе. И если мы начинаем что-то делать на нашей улице, помогать кому-то, то люди в селе тоже начинают помогать друг другу. Сила подражания важнее образца.

Свободная Европа: А насколько сильна зависть среди молдаван, и как побороть это чувство?

Анатол Унтурэ: Лучшее оружие против того, что нам не нравится, — это игнорирование. Ведь если мы начнем объяснять человеку, который в 30-40 лет еще не уяснил для себя элементарные вещи о жизни и обществе, что нужно быть солидарным, помогать друг другу, то я не думаю, что мы сможем изменить такого человека. Его просто нужно проигнорировать, а внимание сосредоточить на людях, которые пытаются что-то делать. Критиковать легче всего. Но если ты ничего не предлагаешь и ничего не делаешь, то твоя критика лишена смысла.

В перспективе, я думаю, за полгода или за год негативное влияние этого кризиса сгладится

Свободная Европа: Больше всего критикуют богатых. Им все время говорят: «Вы, богатые, не понимаете бедных и не помогаете им». Это ошибочное мнение, или оно имеет право на жизнь?

Анатол Унтурэ: Зависит о того, о каком обществе мы говорим. В нашем обществе, действительно, у подобных критических высказываний есть свои социальные корни, так как большая часть богатств, нажитых после 90-х годов, были получены не совсем честным и легальным путем. Мы видим это благодаря различным журналистским расследованиям.

С другой стороны, в нашем обществе, скажем так, пока не сложился капитализм. У меня есть друзья, которые не спят ночами даже во время карантина: один жжет костры, чтобы не замерзли виноградники, другой сам доставляет людям продукты из своего магазина. Это состоятельные люди, но в них видят враждебный класс, как в советское время. Думаю, нам нужно еще время, нужны годы... Мы избавимся от этого, восприятие изменится.

Свободная Европа: Когда завершится ваша кампания, ваша инициатива?

Анатол Унтурэ: Поначалу мы рассчитывали на неделю или две, но наблюдая весь этот порыв и то количество людей, которые готовы помочь, думаю, мы продолжим собирать средства. Я поговорю с моими коллегами, и мы решим, что делать.

Свободная Европа: То есть, до конца апреля вы еще будете работать?

Анатол Унтурэ: Думаю, да. Мы еще работаем. Потом, думаю, пандемия пойдет на спад, и в этом уже не будет такой острой необходимости. Государство сможет справиться и без нас.

Свободная Европа: Вам приходилось смотреть в глаза врачам, которые спасают жизни. Какими вы увидели этих людей?

Анатол Унтурэ: Мне повезло родиться в семье, в которой много врачей. Мой брат — врач, и мой двоюродный брат тоже врач, и вся его семья — врачи. Моя мама — медработник, моя теща тоже. Вокруг нас много медиков. С самого детства для нас это было чем-то вроде истины всей жизни. Об их работе я знал с малых лет. Знал я и о том, что врачи умирают намного раньше, чем остальные люди, что они выгорают на работе. В ночь, в непогоду, они оставляют своих детей дома и идут лечить других детей.

Доброта, сочувствие и солидарность – это всё, что у нас есть. Это наше единственное оружие против любой катастрофы

Свободная Европа: Идут на жертвы...

Анатол Унтурэ: Общество многие годы осуждало их. Говорили, что врачи берут взятки и тому подобное. Но сейчас, когда пришла беда, все эти «взяточники» нас спасают. Других у нас нет.

Свободная Европа: Вы бизнесмен. Насколько пострадают предприниматели?

Анатол Унтурэ: Они терпят убытки. Если говорить о ключевом показателе для бизнеса, то это показатель способности адаптироваться к происходящему. Сейчас ничего не работает, магазины закрыты, и если нужно купить какую-то электронику, то есть два типа магазинов: те, которые очень быстро сориентировались и торгуют онлайн, доставляют на дом; и прочие магазины, которые все еще работают по старой схеме: «Перезвоните через два часа, мы поищем».

Те, кто сумеют адаптироваться, получат даже больше прибыли, чем до сих пор. Мир уже не будет прежним, и бизнес уже не будет прежним с точки зрения его структуры. У многих уже не будет больших офисов. Руководители поймут, что люди могут очень эффективно работать и дома.

У многих уже не будет таких больших шоурумов, потому что предприниматели поймут, что можно вкладывать деньги в онлайн-магазин. То есть, потери будут, но в то же время произойдет реструктуризация рынка и бизнеса. В перспективе, я думаю, за полгода или за год негативное влияние этого кризиса сгладится. Кризисы и были, и будут. Для бизнеса все вполне хорошо. Это как пожар в лесу. Горит все, что высохло и устарело, а все зеленое и перспективное еще вырастет.

Свободная Европа: Чего вы желаете сейчас больше всего?

Анатол Унтурэ: Выздоровления всем, кто пострадал в результате этой пандемии. Я выражаю свои соболезнования всем, кто потерял дорогих людей. И еще я хотел бы, чтобы мы стали лучше, потому что этому нас учит и религия, и общественные правила. Какими бы они ни казались простыми или даже немодными, но доброта, сочувствие и солидарность – это всё, что у нас есть. Это наше единственное оружие против любой катастрофы.

XS
SM
MD
LG