Linkuri accesibilitate

Пять лет кошмара. Что будет?


В преддверии пятилетнего «юбилея» сирийского конфликта я отметил два взаимосвязанных момента в информационном пространстве: участившиеся разговоры экспертов о возможной федерализации Сирии и последовавшие официальные подтверждения о действительном существовании такого плана. Оставим в стороне ставшие бесполезными причитания «Неужели для осознания этого нужно было вгонять в каменный век целую страну»…

Так, комментатор агентства Bloomberg View Марк Чемпион отмечает, что в Сирии может быть аналог Дейтонского соглашения по Боснии и Герцеговине. «Соглашение, подобное Дейтону, заключенное с участием внешних игроков, может упростить решение сирийского конфликта, даже если его не удастся разрешить сразу», - цитирует Чемпиона «Газета». Он утверждал это в январе, но еще в сентябре 2015 года редактор альманаха «Искусство войны» Илья Плеханов еще в середине сентября писал, что, «возможно, весь смысл военного вмешательства России в войну в Сирии состоит в том, чтобы создать так называемый Алавистан, лояльный России и Ирану. «Алавистан» сможет принять и всех беженцев, которые сейчас идут из Сирии и Ирака потоками в Европу». А глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов ранее описывал «Алавитский Израиль» на подконтрольной Асаду территории: «Способный на самооборону при внешней поддержке анклава, который служил бы препятствием бесконтрольному распространению ИГ».

В феврале петербургский блогер-востоковед Анатолий Несмиян «Эль-Мюрид» на сайте «Фонтанки» написал, что развал Ближнего Востока и его дробление на мелкие несамостоятельные осколки с поддержкой между ними конфликтов – «это и есть текущая задача США». «Распад Сирии и Ирака – ключевая цель всей сегодняшней политики США в регионе. Война с ИГИЛ – лишь прикрытие цели, возможность использовать это пугало, но и только. Фактический распад Ирака и Сирии уже состоялся. Сейчас идет планомерная работа по формализации этого распада, а затем – по закреплению результатов», - продолжает автор.

«В идеале (с точки зрения США) регион должен быть разделен по конфессионально-этническим границам, причем самоподдержание конфликта между вновь созданными образованиями входит в программу действий. Распад Сирии и Ирака (а по возможности и Ливана, а далее – Турции) на этнически и конфессионально чистые территории – вот это и есть цель США. Требуется создать Алавитстан, Суннистан, Шиитстан и Курдистан – и без распада почти всех сегодняшних государств региона это сделать невозможно. Однако пока решается текущая проблема – с Сирией и Ираком», - уверен «Эль-Мюрид».

И всё же на первый план выходят «федеративные версии». Так, сирийские оппозиционеры совместно с духовенством и военными начали подготовку к разработке новой Конституции. Во встрече в Хмеймиме, где рядом с авиабазой находится российский Центр по примирению враждующих сторон, приняли участие, в частности, представители партии «Национальный конгресс во имя светской Сирии», движения «За демократическую Сирию», известные общественные деятели.

«Убеждены, что главной задачей на пути политического урегулирования в Сирии является совместная работа по подготовке новой конституции страны, которая обеспечит существование и процветание сильной, демократической независимой и светской Сирии при соблюдении прав каждого гражданина независимо от его этноконфессиональной или религиозной принадлежности», - говорится в заявлении, на которое ссылается ТАСС.

«Одобренное несколько дней тому назад совместное заявление РФ и США [от 22 февраля] в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии о прекращении боевых действий в Сирии [с 27 февраля] дает, возможно, последний шанс нашему народу остановить кровопролитие и разрушение страны. Первые успехи хрупкого перемирия на нашей земле вселяют осторожный оптимизм. Необходимо придать этому процессу необратимый характер», - добавили участники встречи.

11 марта специальный посланник ООН по Сирии Стеффан де Мистура подтвердил информацию о том, что в качестве одного из вариантов политического урегулирования конфликта рассматривается возможность федерализации сирийского государства, сообщает газета «Ведомости». «Та модель сирийского урегулирования, которую отстаивают Россия и США, включая прекращение огня и реформирование государственности, опирается на идеалистический подход, заведомо упрощающий ситуацию. За скобками при таком взгляде оказываются ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и другие организации, признанные международным сообществом террористическими, но при этом контролирующие не менее половины территории страны. Иначе говоря, и Белый дом, и Кремль хотели бы, чтобы большинство согласившихся с их предложениями участников конфликта выступили бы против ИГИЛ единым фронтом – но такое будет возможно лишь в случае, если партнеров удастся должным образом мотивировать. С этой точки зрения федеративный принцип, предполагающий раздачу всем сестрам по серьгам, выглядит очень привлекательно: он действительно способен выступить в качестве стимула для поддержки американо-российской мирной инициативы и более активной борьбы с терроризмом», - уверен автор статьи.

Между тем, сирийские курды решили двигаться с опережением графика. Строго говоря, они уже на шаг впереди, т.к. несколько лет назад добились от Башара Асада уступок в виде де-факто автономии на севере и северо-востоке. Взамен курдские бойцы обязались держать натиск разного рода бандитских формирований (а потом ИГИЛ), что несомненно стало огромным подспорьем для терпевшей лишения Сирийской армии. Так вот, группировки курдов объявили о намерении ввести самоуправление на контролируемой территории Сирийского Курдистана.

Решение Высшего курдского совета, ставшее первым шагом на пути оформления де-факто существующей курдской автономии на севере Сирии, было обнародовано на учредительном съезде региональной курдско-арабской администрации Северной Сирии, сообщает «Коммерсант». В съезде, открывшемся в городе Румейлане, в северо-восточной провинции Хасеке, и проходящем под девизом «Демократическая федеративная Сирия – гарантия совместной жизни и братства народов», принимают участие представители всех народов, живущих на этой части Сирии: курды, арабы, ассирийцы, туркмены (туркоманы), армяне. «Речь об отсоединении Роджавы (Сирийского Курдистана) от Сирии не идет. Мы остаемся в ее составе, но провозглашаем федерацию», - пояснил агентству «РИА Новости» представитель курдской Партии демократического союза в Москве Абд Салам Али.

…Вряд ли я ошибусь, предположив, что гипотетическая Сирийская Федеративная Республика не будет долгосрочным проектом. Во-первых, пролито слишком много крови, чтобы даже готовые к переговорам стороны проявили достаточно конструктива и терпимости. Во-вторых, пока не решен вопрос террористического интернационала, плюющего на любые законы и договоренности, рассчитывать на устойчивый жизнеспособный федеративный механизм не приходится. В-третьих, непонятен предел, до которого готовы пройти организаторы и участники федерализации, - то есть непонятно, где для них заканчивается надежная федерация и начинается полная дезинтеграция Сирии.

Поэтому, в-четвертых, сложно предсказать действия ближайших к Сирии игроков, особенно Турции и Саудовской Аравии, ибо они едва ли преодолеют соблазн продолжить поддержку своих подопечных в теряющем силы сирийском государстве. И им это будет тем легче сделать, чем больше полномочий получит, например, суннитский субъект федерации. В-пятых, до конца не ясно, насколько сблизили свои позиции США и Россия как основные вдохновители и спонсоры мирного процесса. Тем более что внезапный вывод «основной» (а где не основная?) группировки российских войск из Сирии внес полную сумятицу в запутанный политический и военный процесс. Но это уже совсем другая история.

Часть 1

XS
SM
MD
LG