Linkuri accesibilitate

Крым год спустя: отступать некуда


Март в России проходит под знаком Крыма. Так, я уверен, будет, по крайней мере, в ближайшие годы. Для России это первое крупное геополитическое достижение после распада СССР, так что праздник будет отмечаться долго и с размахом. Но это дело будущего, а мы посмотрим, чем отмечена первая годовщина «крымского блицкрига».

Естественно, в эти дни все ждали выступления Путина. И он не разочаровал публику. Российский президент дал обширное интервью журналисту канала «Россия» Андрею Кондрашову, где очень подробно рассказал о ситуации в Украине в феврале 2014 года и последовавшей крымской операции. Приведу несколько наиболее значимых цитат российского лидера:

- Фокус ситуации заключался в том, что формально оппозицию, прежде всего, поддерживали европейцы. Но мы прекрасно знали…, что реальными кукловодами были наши американские партнеры и друзья. Это они помогали готовить националистов, они помогали готовить боевые отряды и на западе Украины, и в Польше, и в Литве отчасти.

- Как поступили наши партнеры? Способствовали государственному перевороту. То есть действовали с позиции силы. Прежде чем совершать то, что было совершено в Киеве 22 февраля, надо задуматься о последствиях для страны...

- Мы никогда не думали об отторжении Крыма от Украины. Никогда! А вот когда начались события, связанные с переворотом, эти люди оказались в опасности. Над ними будут издеваться националисты, тогда я об этом сразу подумал.

- …я … поручил администрации президента провести закрытый опрос общественного мнения по поводу настроений в Крыму, отношения к возможному присоединению к России. Выяснилось, что желающих присоединиться к России – 75 процентов населения.

- …конечная цель была не в захвате Крыма и не в какой-то аннексии. Конечная цель была в том, чтобы дать возможность людям выразить свое мнение по поводу того, как они хотят жить дальше. Все мои инструкции были как раз связаны с тем, чтобы действовать аккуратно и опираясь на тех людей, которых мы можем уже сегодня назвать патриотами России.

Одной из наиболее ярких сторон крымской операции стало военное «исполнение». Весной 2014 года в обиход русскоязычного Интернета прочно и надолго вошло словосочетание «вежливые люди» и его alter ego – «зеленые человечки». Речь, как потом выяснилось, шла о спецназе ГРУ, который без знаков отличия, но с новейшим оружием оказался на территории ряда военных и государственных объектов Крыма для поддержки пророссийских сил. Безукоризненная вежливость стала визитной карточкой этих людей, которым, как сказал в интервью министр обороны России Сергей Шойгу, был дан четкий приказ вести себя культурно, поскольку «они пришли не нападать, а защищать». При этом Путин заметил, что наличие российских военных укладывалось в рамки соглашений по Черноморскому флоту – то есть, «зеленые человечки» являлись частью официального воинского контингента РФ.

«Произошедшее с военной точки зрения можно разделить на несколько аспектов: собственно действия по взятию под контроль ключевых объектов полуострова и/или блокированию украинских воинских частей, последующее удержание ситуации под контролем и PR-эффект событий, - пишет «Лента» в аналитическом материале. – Внезапное и быстрое появление отлично организованных вооруженных подразделений вызвало шок не только у отечественных наблюдателей, но и у западных, в том числе тех, кто по должности должен был отслеживать подобные перемещения».

«Сравнивая крымскую операцию с классическими западными практиками, неоднократно продемонстрированными, можно сказать, что основная разница – в сокрытии самих намерений приступить к действиям. То, что западные страны готовятся действовать в Ираке (оба раза), в Югославии, в Афганистане, было ясно за недели, а то и месяцы до операции. Вопрос был лишь в точной дате, объектах и тактической организации удара, что и составляло тайну вплоть до первой атаки», - отмечается далее в тексте.

Интересно, что появление «вежливых людей» в Симферополе (в ночь на 27 февраля 2014 года) совпало с крупномасштабными учениями Центрального и Западного военных округов РФ. Это было, по сути, маскировкой начавшейся спецоперации в Крыму. А в НАТО не сразу «прочитали» действия русских, которые в результате успели достичь поставленных целей. «По оценкам западных аналитиков, операция была проведена намного быстрее, чем требуется для обычных, даже хорошо подготовленных вооруженных сил. На блокирование основных воинских частей и аэродромов ушло менее суток. Все объекты были взяты под контроль без применения оружия», - отмечает «Лента».

В свою очередь, руководитель агентства «Внешняя политика», эксперт Валдайского клуба, доцент МГИМО Андрей Сушенцов в авторском материале на сайте «Ленты» указывает, помимо прочего, на внешнеполитические аспекты «крымской весны». «Берлин был вынужден преждевременно вернуться в высшую лигу мировых игроков, чтобы взять на себя ответственность за порядок в западном лагере. Потребовалось держать в узде как воинственных прибалтов, поляков и шведов, так и неявно пророссийские страны ЕС. Начался пересмотр «новой восточной политики» Германии по отношению к России», - пишет ученый.

В то же время он полагает, что для США кризис в Украине не был главной темой. Скорее американцы решили воспользоваться конъюнктурой для закрепления своих интересов, однако недооценили интересы российские. «В истории редки события, которые оказываются поворотными для развития мира. Несомненно, «крымская весна» стала одним из них. «Крымская весна» запустила череду процессов, последствия которых пока неочевидны. Однако они уже существенно меняют международный ландшафт XXI века», - резюмирует российский политолог.

Интересно посмотреть, что думают западные лидеры спустя год. Так, официальный представитель Государственного департамента США Дженнифер Псаки заявила, что Вашингтон не отменит санкции против России, пока она не вернет Крым Украине. В свою очередь, канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе встречи в Берлине с президентом Украины Петром Порошенко пообещала, что Запад «не забудет» о присоединении Крыма к России. «Мы этого не забудем, в том числе потому, что таким образом европейский мирный порядок был поставлен под сомнение. Но все равно… важно, чтобы мы работали для достижения мирного решения и не допускали, чтобы территориальная целостность Украины была снова поставлена под сомнение», - цитирует немецкого канцлера РИА Новости.

Я воспринимаю слова Меркель как двусмысленные: «не забыть» про Крым и бороться за его возвращение Украине – разные вещи. «Снова поставить под сомнение территориальную целостность Украины» может означать, что Запад хочет приложить усилия для урегулирования в Донбассе, а крымский вопрос рискует остаться как риторика и источник постоянного раздражения в отношениях России с Западом – но не более того. Вообще я не представляю, когда и как страны ЕС и США начнут возвращать Крым Украине. Более того, я не представляю, зачем это нужно Западу. А ждать, пока Россия сама его вернет Киеву – ну, вы понимаете…

Короче говоря, Крымнаш ознаменовал грандиозный тупик в отношениях России и Запада. Никто не может отступить без риска потерять лицо. Старый миропорядок, созданный в Ялте и Потсдаме 70 лет назад и закрепленный в Хельсинки 40 лет назад, трещал по швам в 1990х и 2000х годах и окончательно рухнул в 2014 году. Можно понять негодование западных лидеров, но, во-первых, они и сами приложили руку к смене миропорядка, а во-вторых, одним сожалением делу не поможешь. Есть мудрая индейская поговорка: «Если твоя лошадь сдохла, слезь с нее». Плохо это или хорошо, но крымская операция ознаменовала окончательную блокировку привычного нам алгоритма отношений России и Запада. Хорошо, что Иран, Палестина и ИГИЛ всё еще остаются темами, где большие игроки могут и должны успешно взаимодействовать. Но тень Крыма долго будет маячить над ними…

XS
SM
MD
LG