Linkuri accesibilitate

Провожая 2014 год. Молдавская власть самосохранилась


2014 год в Молдове прошел под знаком парламентских выборов. Действующей власти предстояло пройти суровое испытание, поскольку все социологические опросы последнего года показывали колоссальные антирейтинги правительства (около 80% респондентов говорили, что страна идет в неверном направлении) и значительное падение популярности европейского вектора – с 55% в 2009 году до 39% в ноябре 2014 года.

Многочисленные политические скандалы последней четырехлетки, а также «обнадеживающие» коррупционные рейтинги Молдовы говорили о том, что власть на грани системного кризиса. Это не революционная ситуация в классической марксистко-ленинской интерпретации, ибо верхи не могут, но продолжают, а низы не хотят, но им безразлично (поэтому верхи продолжают). Это именно системный кризис, поскольку:

- демократические институты находятся под контролем сомнительных олигархических персонажей

- министерства и ведомства делятся по партийным квотам и отчитываются своим партийным боссам, а не главе правительства, нарушая принцип единоначалия в ущерб эффективности

- силовые структуры действуют по указке политических лидеров, а не руководствуются законом

- верховенство закона как таковое отсутствует и подменено «телефонным правом» и иными инструментариями квазидемократии

- оппозиция не имеет никаких рычагов контроля над властью или же неофициально аффилирована с ней, т.е. имеет место резкий дисбаланс политического пространства в пользу власти

- отсутствуют действенные механизмы внешнего контроля над ситуацией или же их присутствие носит строго формальный характер, направленный на сохранение внутреннего статус-кво во имя неизменности внешнеполитического фактора.

Эти и другие причины привели к тому, что власть стала сомневаться в своем успехе и в итоге поступила так, как ожидали и ее недоброжелатели, и ее сторонники, - сделала ставку на силу. Причем операция «зачистки» началась отнюдь не за неделю до выборов. Первым ощутимым ударом по противникам власти стали инспирированные ее же и внешними силами потрясения в Партии коммунистов. Добровольно-принудительный уход «талибов» во главе с Марком Ткачуком еще полгода назад показал, что Партия коммунистов может стать «хорошей», если избавится от «вредных элементов» (напрашиваются аналогии с 30-ми годами прошлого века). Фиаско ПКРМ и последующие «умиротворяющие» заявления ее лидера подтвердили всё то, о чем автор этих строк был наслышан за минувший год, - коммунисты перестали быть оппозицией.

Другой важной вехой предвыборной саги стало введение безвизового режима 28 апреля 2014 года. С одной стороны, это действительно очень радостное событие для граждан Молдовы, которых избавили от необходимости стоять в очередях при подаче документов на визу. Скажем прямо: отмена виз – важнейшее, но, пожалуй, единственное в прямом смысле слова осязаемое достижение власти. Это то, что люди могут почувствовать и даже пощупать – биометрический паспорт и зеленый коридор в ЕС.

Но в данном позитиве есть двойное дно: ведь это сугубо утилитарное достижение, которое, в общем-то, объяснять никому не надо. А что же дальше? Есть ощущение, что 28 апреля молдавское руководство достигло потолка в продвижении европейского курса для общества. Конечно, мы не можем забывать парафирование, подписание и ратификацию Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом, но как доходчиво объяснить народу содержание 972-страничного документа, который, наверное, и не все чиновники потрудились прочитать? Иными словами, как простой народ может «пощупать» Ассоциацию? Фермеры и промышленники, я уверен, не до конца представляют себе, что предполагает Соглашение. Властям было очень трудно превратить этот документ в некий удобоваримый электоральный продукт, поэтому в ходе кампании коалиционные партии обходились простой констатацией: «В Европу». Досыта и без нервотрепки.

Еще один немаловажный фактор уходящего года – влияние украинского кризиса. Весной в Кишиневе вполне серьезно ожидали появления русских спецназовцев на Днестре, а начавшаяся война в Донбассе еще сильнее поляризовала без того разделенное молдавское общество. Теперь и в Кишиневе народ поделился на «укропов» и «ватников». И именно «русская тема» оказалась весьма кстати в разгар предвыборной кампании, когда наиболее неудобных для власти политиков и гражданских активистов стали обвинять в подготовке беспорядков и «промосковского переворота». Но я не удивлюсь, если как раз сохранение правоцентристской коалиции у власти станет причиной для усиления давления Москвы на Кишинев. Это, разумеется, только гипотеза, но в условиях нарастающего противостояния России с Западом (да-да, самый «смак» там еще впереди) не надо удивляться резким движениям крупных игроков. А Молдове пора подумать о том, что европейское покровительство не вечно…

XS
SM
MD
LG