Linkuri accesibilitate

Политическая ревность как фактор переговоров



За перипетиями внутриполитической жизни Молдовы последних двух недель несколько стушевалась тема приднестровского урегулирования, которое, к слову сказать, редко занимает умы правобережных политиков сильнее, чем баталии между ними.

Прошедшая в начале уходящей недели встреча во Львове в формате 5+2 не обманула ожиданий – в смысле, закончилась с достаточно скромными показателями, как и ожидали наблюдатели. Месяц назад я уже написал о том, что председательство Украины в ОБСЕ будет существенно отличаться от предыдущих лет хотя бы тем, что Киев отлично информирован о состоянии дел и ему не нужно тратить целые месяцы на вхождение в курс дела, как это было, допустим, с Ирландией.

Тогда же я предсказал, что динамизм украинской политики в регионе натолкнется на сдержанно-деструктивное сопротивление России. Прекрасно понимая, что Украина не станет отказываться от возможности записать в свой международный актив достижения в переговорах на Днестре, Москва с ходу решила подрезать крылья украинским партнерам – разумеется, не напрямую, а через Тирасполь.

Конечно, было бы проще всего бросить пару камней в приднестровский огород и заявить, что левобережная администрация не готова идти на компромиссы. Но эта риторика с завидным упорством – и небезосновательно – применялась к прежнему руководству Приднестровья, а сегодня уже не столь убедительна и явно указывает на то, что далеко не все зависит только от своенравия Тирасполя.
Не секрет, что Россия держит Приднестровье на коротком поводке, начиная от финансовых вливаний и заканчивая негласными политическими директивами. Естественно, это абсолютно устраивает левобережную сторону, но все-таки наносит серьезный удар по переговорному процессу в целом и по имиджу России как гаранта в частности.

В самом деле, возникает неловкая ситуация, когда Тирасполь не делает никаких серьезных шагов без оглядки на Москву, а Кишинев, пусть и являясь признанным государством и более самостоятельным игроком, не решается на «самодеятельность» без учета мнения Брюсселя, Бухареста и Вашингтона.
Это положение, с одной стороны, льет воду на мельницу тех кишиневских политиков, которые утверждают, что нет никакого приднестровского конфликта, а есть четко обозначенный молдо-российский клинч. (Стоит отметить, что это утверждение весьма и весьма приближено к реальности). С другой стороны, трудно не согласиться с тем же Рогозиным, который минувшей весной в свойственной ему манере сказал, что «молдавские политики должны определиться, кто они – румыны или молдаване». Со всеми логично вытекающими последствиями.

Львовский раунд переговоров очень выпукло показал, кто в переговорном доме хозяин. Я не стану спорить, что вопрос о свободном передвижении через Днестр – болезненная тема, из-за которой стопорятся остальные не менее болезненные вопросы, а процесс в целом теряет динамизм. Я не стану спорить с тем, что ни Влад Филат, ни Евгений Шевчук не станут ехать на подобные встречи ради самих встреч, без четкой перспективы прорыва (в конце концов, если они вдруг заскучают друг по другу, Кишинев и Тирасполь отделяют менее 80 километров).

Но я также не стану спорить с мнением, что, коль скоро первым отказался ехать именно Шевчук, здесь четко видна «рука Москвы» - как ни крути, а без этого набившего оскомину параноического словосочетания не обойтись! Россияне всегда очень ревностно относились к самостоятельной линии украинцев на Днестре, вне зависимости от того, кто сидел в Кремле и в доме номер 11 на Банковой улице.
Имея формально одинаковые статусы в формате 5+2 (посредники и гаранты), но обладая разными весовыми категориями в плане политического, финансового и географического влияния, Россия и Украина обречены на соперничество и разность подходов. Стоит только Москве ослабить хватку, как это было в первые шесть месяцев нахождения Евгения Шевчука, и Киев тут как тут и уже организует встречу нового приднестровского лидера с Филатом в Одессе. Но стоит Москве прийти в себя и завершить «испытательный срок» для Шевчука, и вот уже оптимизм на переговорах резко падает, и вот уже украинцы на своей же территории получают двойную оплеуху от России и Приднестровья.

Как пишет пресса, в Киеве предвидели, что Россия постарается охладить пыл украинской стороны, и готовились к полному провалу. Во всяком случае, специальный представитель действующего председателя ОБСЕ Андрей Дещица, которого цитирует «Коммерсант-МД», сказал: «Я думал, будет хуже».

Само собой, встречу во Львове нельзя считать полностью провальной. Памятуя годы «встреч ради встреч», свидетелем многих из которых был и я, могу сказать, что украинское председательство началось на достаточно качественном уровне, уже без завышенных ожиданий, но с четким пониманием того, что и как должно быть обозначено и выполнено.

Я также не буду возводить в абсолют российское противодействие Украине, ибо в Москве, в конце концов, понимают, что бесконечное затягивание не играет на руку Кремлю, и в один прекрасный день Молдова и Запад могут сказать «Мы устали, мы уходим». Это будет обозначать не только провал миротворческих усилий РФ на Днестре, но и крах евразийского вектора на отдельно взятом юго-западном направлении. Тем более, как я уже однажды писал, в Кишиневе, Бухаресте и Брюсселе все громче раздаются голоса в пользу фактического или даже институционального отказа от Приднестровья ради европейской интеграции.

Уверен, что в Москве должны преодолеть свой державный эгоизм и сказать Украине вместо «Давай без самодеятельности» более доброжелательное «Давай делиться», ведь желающих разделять и властвовать в регионе и без этих двоих немало!
XS
SM
MD
LG