Linkuri accesibilitate

США и СССР-2: Конец перезагрузки?


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Сразу две интересные новости, имеющие отношение к Молдове, пришли из-за океана. Сенат США подавляющим большинством голосов (92 против 4) поддержал решение Палаты представителей о снятии поправки Джексона – Вэника в отношении РМ. Теперь слово за переизбранным Бараком Обамой. Напомню, что ранее поправка была отменена в отношении Грузии, Армении, Украины и Киргизии.

Но если первая новость была ожидаемой и сенсацией не является, то вторая стала в некотором роде откровением, поскольку может перечеркнуть все то, что было наработано США и Россией с 2009 года. Госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон будет противостоять планам интеграции на постсоветском пространстве, поскольку это, мол, попахивает возрождением Советского Союза.

Можно сделать поправку на то, что бывшая первая леди США собирается в январе покинуть здание Государственного департамента, а данное заявление – это некое последнее «фи» в адрес России. Ведь Хиллари Клинтон никогда не отличалась склонностью преувеличивать роль Москвы в глобальной политике, в отличие от своего шефа Обамы, который все же старался сглаживать острые углы.

И, тем не менее, я не берусь утверждать, что эти слова являются отсебятиной госсекретаря США. В американском истеблишменте не принято делать заявлений через голову начальника и тем более на такие щекотливые темы, как американо-российские отношения. Их нужно рассматривать в глобальном контексте и особенно с точки зрения такого эпохального события, как возвращение Путина в Кремль в уходящем году.

Диалог между Вашингтоном и Москвой был изрядно подпорчен сирийским кризисом. Путин не стал повторять ошибок Медведева, сдавшего Каддафи, и категорически отказался играть в западную игру против Асада. Клинч между Кремлем и Белым домом стал неизбежным, и на этом фоне перезагрузка, торжественно объявленная в 2009 году, зачахла. Но, разумеется, главной причиной резкого охлаждения отношений стала отнюдь не Сирия. Россия закрыла на своей территории представительство американского агентства USAID, а на днях объявила устами Сергея Лаврова, что в ответ на введение в действие санкций по «списку Магнитского» составит аналогичный список против американских чиновников.

И вот – сегодняшний месседж Хиллари Клинтон. Я вряд ли ошибусь, сказав, что 7 декабря 2012 года «перезагрузка» была окончательно похоронена. Причем сверхжесткий тон и прямолинейность госсекретаря США говорят о том, что в Вашингтоне не считают нужным скрывать свои цели. Похоже, к традиционному пакету претензий в отношении России (права человека, непрозрачные выборы, газовый шантаж соседей) прибавится еще один повод: попытки возродить СССР в измененном виде.

Излишне говорить, что для Соединенных Штатов нет большего кошмара, чем новый СССР, пусть и в урезанном и ослабленном виде. Путин энергично пересматривает политику медведевской «оттепели». Так, была предана забвению Мезебергская декларация (фактически она предполагала сдачу Приднестровья в обмен на согласие Европы в лице Германии создать объединенную с Россией систему безопасности на Старом континенте). Договор СНВ-3 буксует из-за отсутствия доверия между сторонами и особенно по причине упорства США в установлении системы ПРО в Европе. На ближневосточном направлении прозападный уклон Медведева в Ливии обернулся колоссальной потерей для российских нефтяников и оружейников, поэтому в Сирии Путин не стал повторять ошибок предшественника.

И пусть Кремль в лице пресс-секретаря Пескова уже успел ответить Клинтон – «Интеграция носит исключительно экономический характер» - эти слова выглядят довольно слабо. Во-первых, создается впечатление, что Россия оправдывается перед США. Во-вторых, «просто» экономическая интеграция – это несуразица. ЕС тоже создавался как «просто» экономическое сообщество, но за последние два десятилетия стал и весомым политическим игроком, пусть и с массой внутренних проблем.

У интеграционных процессов в бывшем Союзе есть серьезное преимущество перед Евросоюзом. Ведь, например, Финляндия и Португалия никогда не находились в рамках общего государства, а для постсоветских республик такой преграды нет, равно как и языкового барьера. ЕС создавался 50 лет, а Путин сейчас может при наличии ресурсов и воли собрать республики максимум за десяток лет.

Американцы обеспокоены именно этим: инерция советского государства еще не испарилась из сознания граждан СНГ, даже наоборот, ностальгические настроения в ряде республик бьют все рекорды. Огромный рынок России вкупе с Казахстаном и Беларусью может пощекотать нервы за океаном. Если еще учесть, что в 2014 году в Таможенный союз планирует вступить Киргизия, а на позавчерашнем саммите СНГ в Ашхабаде Путин предложил странам переходить на расчеты в национальных валютах, то картина для США представляется совсем уж угрожающей. Хозяин Кремля не скрывает, что создание Евразийского Союза по примеру Европейского – его идефикс. Неизвестно, всё ли просчитали в Москве сторонники будущего СССР-2, но энтузиазма и упорства им точно не занимать.

Может быть, поэтому американцы решили отменить поправку Джексона – Вэника для Молдовы? Отношения Кишинева и Москвы оставляют желать лучшего, и не исключено, что Вашингтон решил избрать Молдову одной из «огневых точек», с которой будет происходить торпедирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

…20 января Обама примет присягу на второй срок, и мы узнаем, кто возглавит госдепартамент и какую политику поведет Вашингтон в бывшем СССР.
XS
SM
MD
LG