Linkuri accesibilitate

Анна-Отилия Нуцу: „Молдова должна реформировать всю энергетическую систему”


Технико-экономическая экспертиза, проведенная бухарестским Эксперт-форумом, показывает другую стоимость расширения газопровода Яссы-Унгень.

Газопровод Яссы-Унгены не станет функциональным, если не дойдет до Кишинева. Почему запаздывает его расширение? Представитель бухарестского Эксперт-форума Анна-Отилия Нуцу говорит, что недавно проведенная экспертиза показывает: реальная цена расширения газопровода выше.

Свободная Европа: Известно, что вы знаток положения дел в энергетической отрасли региона. Скажите, Республика Молдова по-прежнему уязвима с энергетической точки зрения, зависима от энергоресурсов?

Анна-Отилия Нуцу: Уязвима. Страна зависит от практически единственного поставщика, как по части электроэнергии, так и по части природного газа.

Свободная Европа: Импортирует из Российской Федерации эти ресурсы…

Анна-Отилия Нуцу
Анна-Отилия Нуцу

Анна-Отилия Нуцу: Да, и для Молдовы уязвимость состоит еще и в том, что за долгие годы образовались огромные долги за энергоносители, и однажды по ним придется рассчитаться. Неизвестно, какие активы могут пойти в счет погашения этой задолженности. Решение, которое нашли и другие страны-члены Энергетического сообщества и Евросоюза, состоит в диверсификации источников энергоресурсов. Эту позицию разделяем и мы в представленном на днях докладе. Существует ряд проектов взаимоподключения с Румынией, если говорить о природном газе. В 2014 году состоялось открытие газопровода Яссы-Унгены, и сейчас дело за инвестициями и по румынскому направлению, и по молдавскому.

Свободная Европа: Но пока газ не поступит в Кишинев, люди скептически воспринимают этот проект…

Анна-Отилия Нуцу: Это так. И в нашем докладе как раз идет речь о расширении этого газопровода до Кишинева. Мы рассмотрели все аспекты…

Свободная Европа: Какие параметры, на ваш взгляд, самые важные? Технические? Потому что, говорят, прежде всего необходима гармонизация законодательства; с другой стороны, по мнению экспертов, финансовая составляющая тоже серьезная проблема.

Анна-Отилия Нуцу: Да, очень много нерешенных пока вопросов. Прежде всего, проблема в деньгах. Первичные расчеты показали, что этот проект обойдется в 70 миллионов евро, и Евросоюз готов выделить седьмую часть этой суммы. Сейчас завершилась технико-экономическая экспертиза и стало ясно, что проект дороже на 22 миллиона евро. Евросоюз дает те же обещанные 10 миллионов, остальную сумму придется покрывать за счет кредита. Этот кредит придется возмещать, неважно, от кого он будет, от Европейского инвестиционного банка или Европейского банка реконструкции и развития. Разумеется, мы пытаемся продвигать идею, что ЕС может и должен выделить больше денег. В то же время, чтобы этот газопровод реально способствовал диверсификации источников газа для Республики Молдова, он не должен зависеть от интересов того или иного поставщика. Этим и объясняется создание той независимой компании, этим и объясняется необходимость существования регулятора, достаточно сильного для того, чтобы противостоять любым влияниям или давлениям извне, со стороны сегодняшних игроков рынка.

Свободная Европа: Прежде всего, со стороны монопольного Газпрома.

Анна-Отилия Нуцу: Да. Кроме того, так или иначе, этот газопровод в конечном итоге будет подключен к существующим сетям. Иными словами, в тот самый момент, когда газопровод дойдет до Кишинева, его придется подключить к транспортно-распределительной сети Молдовагаз. Сейчас регулятор должен позаботиться о том, чтобы исключить любые технические предлоги, по которым это подключение может застопориться или доступ газа в сети Молдовагаз окажется под вопросом. Потому что – если будут осуществлены соответствующие реформы в газовом секторе Республики Молдова – через эту систему теоретически можно будет снабжать газом и Украину. Евросоюз активно поддерживает последние два года идею диверсификации источников газоснабжения Украины.

Свободная Европа: Складывается впечатление, что Украина делает более решительные шаги, когда речь идет о диверсификации источников. Киев уже заявлял о готовности импортировать газ из ЕС и отказаться от тех больших объемов, которые поставлялись из Российской Федерации…

Анна-Отилия Нуцу: Идея в том, чтобы максимально разнообразить источники. Не обязательно отказаться от того или иного поставщика, достаточно просто вынудить его вступить в реальную конкуренцию, чтобы он не смог больше шантажировать отключением… Мы считаем, что Евросоюз мог бы оказать более существенную финансовую помощь – при условии проведения определенных реформ. Потому что именно по этому принципу Евросоюз финансирует развитие инфраструктуры.

Свободная Европа: Какие конкретно реформы?

Анна-Отилия Нуцу: Необходимо укреплять институт регулятора. Необходимо реформировать всю энергетическую систему, потому что, возвращаясь к тем задолженностям – с ними надо будет что-то решать.

Свободная Европа: В значительной степени это долг потребителей с левого берега Днестра.

Анна-Отилия Нуцу: Это так, но, с другой стороны, крупнейший потребитель газа левобережья, в то же время, является и практически единственным производителем электроэнергии для Республики Молдова, он покрывает около 80% потребностей правобережья Днестра. Это еще один аргумент в пользу диверсификации источников. И природного газа, и электроэнергии. Конечно, проблему, которая стоит сегодня, не решить без повышения цен на электроэнергию. Но, в то же время, если посмотреть на цену, которую приходится платить за электроэнергию Молдавской (Кучурганской) ГРЭС, то она значительно выше, чем в Румынии: один мегаватт-час электроэнергии Молдавской ГРЭС стоит около 62 евро, тогда как в Румынии – 40-42 евро.

Свободная Европа: Несмотря на то, что до недавних пор и Румыния импортировала, в том числе, электроэнергию Молдавской ГРЭС.

Анна-Отилия Нуцу: В очень незначительных объемах. Но, так или иначе, сейчас к нам пошли очень крупные инвестиции. Более того, значительная часть новых источников, о которых много говорилось в последние годы – возобновляемых – расположены очень близко к Молдове, в Добродже. И тогда взаимоподключение через юг, по направлению Исакча-Вулкэнешть-Кишинев, возьмет на себя часть той электроэнергии, которая для румынской системы уже становится проблемой, так как все энергопроизводство или большая его часть его сосредоточена в этой зоне, тогда как потребление происходит в других местах.

Свободная Европа: И все-таки, известны хотя бы приблизительные сроки – когда газопровод Яссы-Унгены-Кишинев станет функциональным?

Анна-Отилия Нуцу: Это зависит от того, как быстро мы двигаемся вперед по части инвестиций – и румынская сторона, и молдавская. Изначально завершить строительство планировалось в 2017 году. Вероятно, этот процесс немного затянется. С другой стороны, одна из причин задержки работ по румынскому направлению – и, по всей видимости, это был и сигнал для молдавских властей – состоит в том, что до прошлого года у Румынии не было серьезных намерений экспортировать газ. Одним словом, у нас старались сохранить свой газ для внутренних нужд, обеспечить крупных потребителей, у которых имелись привилегированные отношения с государством. Тем временем, этот потребитель оказался за решеткой, предприятия InterAgro г-на Никулае закрылись и вряд ли уже откроются когда-либо. Этот бизнесмен владел очень крупными заводами по производству удобрений, и когда они закрылись, два румынских производителя оказались в затруднительном положении – с газом как быть?’.

Свободная Европа: И кто они, эти производители?

Анна-Отилия Нуцу: Romgaz и Petrom. В Romgaz мажоритарный пакет принадлежит государству, а Petrom частное предприятие. И вот они думают, что надо найти новый рынок.

Свободная Европа: Сбыта.

Анна-Отилия Нуцу: Да. И тогда стало ощущаться все более сильное давление со стороны участников рынка Румынии – открыть, наконец, рынок для экспорта. И действительно, в прошлом году появились некоторые сигналы со стороны Бухареста. Например, до 2014 года никто всерьез не думал о расширении маленького газопровода Яссы-Унгены. А сейчас по программе на европейские деньги уже выделена половина инвестиций, необходимых для работы с румынской стороны. Вполне вероятно, что в дело пойдет и вторая половина инвестиций, по той простой причине, что другие программы движутся труднее, например, строительство автомагистралей и дорог в Румынии, которое всегда затягивается. С учетом этого не исключена попытка „переиграть” ситуацию – вложить вторую часть европейских средств туда, где они быстро освоятся. С другой стороны, последние годы много говорят об огромных залежах, открытых в Черном море – крупнейшая скважина там оценивается в 42-84 миллиарда, это очень большая маржа. Разработки продолжаются, но уже ясно: этих запасов с избытком хватит для обеспечения всей Румынии на шесть-семь лет. Месторождение недалеко от Молдовы, чем и объясняется этот интерес – экспортировать в эту страну.

Свободная Европа: Политическая воля сейчас играет какую-то роль? Ведь нередко говорили, что и эти политические устремления имитируют, поскольку многих очень устраивало, что на восточном направлении процветает коррупция, личный интерес решает все, и никто не спешил проливать свет на истинное положение дел.

Анна-Отилия Нуцу: Да, политическая воля играет определяющую роль. И по очень простой причине: это инфраструктурный проект, он не должен зависеть от интересов поставщиков, производителей и т.д. Этот проект лишь частично экономический, иными словами, очень трудно вернуть деньги за счет транспортных тарифов. Потому что, как задуман этот проект, если газопровод протянут только до Кишинева, в условиях, когда Молдова не располагает хранилищами для закачки газа, значит, газ из Румынии здесь будет востребован только в зимний период.

Свободная Европа: Когда потребность в нем максимальная.

Анна-Отилия Нуцу: Да. Максимальный объем в 1,5 миллиарда рассчитан на максимальный ежедневный расход. В зимнее время потребление на 60-70% превышает потенциал газопровода, тогда как расход в летние месяцы очень незначительный. И выход в этом случае один: этот газопровод, после подключения к транспортной сети Молдовагаз, подсоединить и к магистралям, которые идут на Украину с тем, чтобы закупать газ и летом, закачивать его в газохранилища Украины, которая располагает большим потенциалом в этом плане, а зимой доставлять его обратно в Румынию. Такое решение обеспечит использование газа по максимуму. С одной стороны, разумеется, Евросоюз эту идею поддерживает, так как этот вариант позволит Украине диверсифицировать свои источники – газ можно будет либо доставить обратно, либо израсходовать на Украине в условиях конкуренции с остальными поставщиками. С другой стороны, и Украина должна быть заинтересована в том, чтобы сдавать в аренду свои хранилища. И в этом определенная роль отводится Еврокомиссии, ей придется контролировать этот вопрос. В то же время, этот газопровод не следует рассматривать как чисто экономический проект, он задуман как альтернатива для потребителей Молдовы. В Румынии даже развернулась дискуссия: „Ну, и что мы делаем – экспортируем весь наш газ, продаем все резервы?”. Неправильно это. На самом деле это значит лишь то, что между румынскими производителями и Газпромом будет конкуренция. Если Газпром предложит более выгодные условия, разумеется, люди будут покупать у Газпрома и в дальнейшем. Но и Газпром не сможет больше угрожать закрытием газового вентиля.

Свободная Европа: И исчезает элемент шантажа. Потому что именно этот механизм применялся неоднократно.

Анна-Отилия Нуцу: Да. С экономической точки зрения газопровод может окупиться, если будет использован сверх определенных параметров. Для этого необходима либо какая-то поддержка со стороны государства, либо, как отмечалось в технико-экономической экспертизе, где рассматривался ряд вариантов, в том числе о введении пошлины на безопасность, которая составит около 2% на все импортные энергоресурсы. За счет этой пошлины можно будет покрыть часть кредита, который предстоит вернуть двум европейским банкам. Другой вариант – чтобы государственные институты обязались покупать газ определенное количество лет только в Румынии для обеспечения минимального трафика, необходимого для возмещения инвестиций; но, опять же, и для первого, и для второго варианта должна быть заинтересованность со стороны властей.

XS
SM
MD
LG