Linkuri accesibilitate

Уильям Хилл: „Условия работы российских миротворцев - компетенция Объединенной контрольной комиссии”


Уильям Хилл
Уильям Хилл

Бывший глава миссии ОБСЕ в Молдове комментирует ситуацию, сложившуюся в результате денонсации соглашений между Украиной и Россией.

Верховная рада приняла на днях рад законов в области обороны, в том числе аннулировала соглашения с Россией, которые позволяли транзит по территории Украины грузов и российских военных, дислоцированных в Приднестровье. Бывший глава Миссии ОБСЕ в Кишиневе, американский дипломат Уильям Хилл в интервью корреспонденту Свободной Европы Марку Бэйкеру поделился своими мыслями о том, что может предпринять Кишинев в этих условиях и как это может отразиться на отношениях между Кишиневом и Тирасполем.

Бывший глава Миссии ОБСЕ в Республике Молдова, американский дипломат Уильям Хилл считает, что недавнее решение Украины может привести к непредсказуемым последствиям для приднестровского урегулирования. В интервью корреспонденту Свободной Европы Марку Бейкеру Уильям Хилл прокомментировал решение Верховной рады о денонсации ряда соглашений о военно-технологическом сотрудничестве с Россией, в том числе договоренности, обеспечивающей транзит российских военнослужащих через территорию Украины в Приднестровье в рамках миротворческой миссии.

Уильям Хилл: Последствия непредсказуемы. Из того, что сделали украинцы, самое важное – денонсация соглашения с Россией от 1995 года, которое позволяло транзит российских военнослужащих и военных грузов через территорию Украины. И прежде они несколько раз поступали аналогичным образом, но на короткие периоды и позже отказывались от таких мер. Сейчас выход из данного соглашения осуществлен на уровне законодательного органа и отмена этого, скорее всего, маловероятна. Это совершенно новая ситуация. В силу своей малочисленности, российский контингент в Приднестровье наверняка может обеспечить себя провизией из других источников и организовать индивидуальную доставку военнослужащих, но это будет гораздо труднее. Будущее туманно.

Свободная Европа: Скажется ли решение Киева на политике молдавской власти в отношении приднестровского региона?

Уильям Хилл: В принципе, не исключено, хотя именно сейчас отношения с Приднестровьем, диалог немного улучшился с приходом правительства Габурича. Новый политический представитель Кишинева Виктор Осипов, который исполнял этот мандат и в 2009-2010 гг., помог наладить работу нескольких рабочих групп. Иными словами, контакты, процесс урегулирования идет чуть динамичнее, если сравнить с полным застоем в период молдавской предвыборной кампании. Но в Молдове внимание направлено на внутренний политический кризис и меньше на Приднестровье, которое также погрузилось в политический и экономический кризис. На этом фоне действия украинцев могут не возыметь незамедлительного эффекта.

Свободная Европа: Министерство иностранных дел Российской Федерации подвергло критике Республику Молдова за депортацию из кишиневского аэропорта ряда российских военнослужащих, которые направлялись в Приднестровье. Молдова связана какими-либо международными соглашениями, обязывающими ее обеспечить транзит российских миротворцев в Приднестровье?

Уильям Хилл: Единственное существующее соглашение – это договор о прекращении огня между Молдовой и Россией, подписанный президентами Снегуром и Ельциным 21 июля 1992 года. Договор определяет трехсторонний механизм поддержания мира – молдавско-российско-украинский. Условия работы миротворческого контингента входят в компетенцию Объединенной контрольной комиссии, созданной в соответствии с соглашением о прекращении огня. Молдаване начали очень внимательно следить за транзитом через кишиневский аэропорт после одесских демонстраций в прошлом году, когда много было разговоров о попытках пророссийских сепаратистов на востоке Украины провести через Приднестровье подкрепление в Одесскую область. Иными словами, Молдова следит за транзитом уже давно. Они вправе остановить в аэропорту любого, кто вызывает подозрение. Что и делали время от времени. Если остановят какого-то важного чиновника, рискуют лишь политическими последствиями и напряженными отношениями. Если они решат полностью прекратить ротацию российских войск, то и в этом случае можно говорить о новой ситуации. По моим наблюдениям, ни молдавская сторона, ни приднестровская не хочет вновь воевать. Обе стороны боятся провокаций, инцидентов, которые могли бы усилить напряжение. А напряжение, естественно, возросло с началом конфликта на Украине. Пытаются и одна, и вторая сторона извлечь для себя какие-то выгоды, но никто из них, насколько я понимаю, не собирается развязать что-то более серьезное.

Свободная Европа: Украина – единственная возможность для российских военнослужащих попасть в Приднестровье в обход территории, контролируемой официальным Кишиневом. Если Россия решит направить самолеты в Тирасполь, минуя и Украину, и кишиневский аэропорт, ей все равно придется воспользоваться воздушным пространством Республики Молдова и Румынии. Насколько реален такой вариант?

Уильям Хилл: В Тирасполе есть большой аэропорт, но необходимо разрешение на осуществление полетов. Насколько я понимаю, украинцы его не дадут. Наибольшую огласку получил случай, который произошел в прошлом году, когда запретили полет российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, который раздул из этого большой скандал, всячески выражая свое недовольство и не скупясь на угрозы. Но в целом страны избегают полетов над территориями, где у них нет права летать. Россия сейчас недовольна. Решение Украины может оказаться серьезным шагом. Подобных шагов не было после подписания соглашения о прекращении огня 1992 года. Так что опыта в этом плане нет, как будут развиваться события – сказать трудно. Возможно, все уляжется, как бывало не раз. Что касается меня лично, решение украинцев привлекло мое внимание, и я подумал, что и другим захочется посмотреть, как это скажется на динамике событий в регионе.

  • 16x9 Image

    Alexandru Eftode

    Fac jurnalism din 1997, specializat la început în crimă, apoi în politică - o evoluție, ar spune unii, în firea lucrurilor... Am condus biroul din Chișinău al Europei Libere când R. Moldova apărea lumii ca prima țară post-comunistă unde la putere erau aleși democratic ... comuniștii. Din management, m-am întors în jurnalismul pur, apoi iar în management, dar nu m-am despărțit o zi de Europa Liberă. Conduc redacția pentru R. Moldova, incluzând biroul din Chișinău, într-o altă perioadă de zbucium post-sovietic. Și atunci, și acum integritatea jurnalistică este mai importantă ca oricând.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG