Linkuri accesibilitate

Деликатный момент, не приемлющий поспешных решений


Юлиан Кифу в кишиневской редакции Радио Свободная Европа.
Юлиан Кифу в кишиневской редакции Радио Свободная Европа.

Аналитик Юлиан Кифу о решении Киева денонсировать соглашение, связанное с транзитом российских военнослужащих через Украину в Приднестровье.

Верховная рада аннулировала пять ключевых соглашений с Россией в области военного сотрудничества и обороны, в том числе о транзите российских военных через Украину в Приднестровье для поддержки миротворческой миссии. По мнению бывшего советника президента Румынии Траяна Бэсеску по вопросам безопасности Юлиана Кифу, это дает Кишиневу важный рычаг в поисках решений для приднестровского урегулирования.

Свободная Европа: В одном из своих комментариев вы говорили о денонсации Киевом российско-украинских договоренностей в военной области, в частности, соглашения, регулирующего проезд военнослужащих и перевозку военных грузов из России в Приднестровье через Украину, как о дополнительной возможности для Республики Молдова – если подойти к этому вопросу предельно взвешенно и осторожно, не провоцируя реакций, способных разморозить конфликт. Это – цель, а если говорить о методах, как должен повести себя в этой новой ситуации Кишинев?

Юлиан Кифу: Вы очень точно подметили – необходимо предельно взвешенная формула. Думаю, здесь надо говорить, прежде всего, о способности Кишинева сформировать мажоритарное правительство, при поддержке парламентского большинства, которое смогло бы сплотить и другие политические силы, способные поддержать проект и программу официального Кишинева по приднестровскому урегулированию. Это обязательный момент, в противном случае в недрах молдавской власти пойдут трещины, а это переговорам не поможет. Особенно если в любой момент диалог грозит превратиться во внутреннее противостояние, во внутриполитические разногласия. Это во-первых.

Во-вторых, речь идет об интегрированной стратегии, интегрированном подходе Кишинева к урегулированию: преследуемые цели, дальнейшие шаги, сроки налаживания соответствующего диалога с Российской Федерацией, которая является крайне трудным партнером в такого рода переговорах, особенно в условиях, когда Москва сама находится на „взводе” на фоне вооруженного конфликта на востоке Украины, санкций и многоплановой полемики с различными западными игроками. Все это ведет к тому, что Москва не испытывает особой охоты вести переговоры с Кишиневом и предпочитает классический подход в виде так называемой силовой дипломатии, суть которой в том, чтобы вынудить партнеров играть по твоим правилам.

Поэтому, думаю, шаги, которые следует предпринять, состоят в укреплении кишиневской власти, разработке и принятии стратегии по урегулированию, при одновременном развитии диалога с Киевом и подключении к переговорам Москвы, без которых дальнейшие шаги по выстраиванию этого процесса реинтеграции просто невозможны. Не надо забывать также о том, что реинтеграция Молдовы и европейская интеграция – не взаимоисключающие друг друга идеи, напротив, именно евроинтеграция обеспечивает действенные инструменты для переговоров с Приднестровьем. Следует помнить также о том, что такие процессы за ночь не происходят и втиснуть их в какие-то определенные сроки невозможно. А значит, любая формула, определенная на год вперед или на какой-то конкретный срок, может навредить.

Вот примерно эти элементы мне хотелось бы отметить, говоря о том, каким должен быть подход.

Разумеется, многие из этих элементов не должны быть публичными, но должны найти свое место в стратегии, которую официальный Кишинев разработает по приднестровскому урегулированию.

Свободная Европа: Но полеты через Кишинев вы считаете „единственной возможностью”, которая остается у Москвы для перевозки военнослужащих и военных грузов в Приднестровье? Российские генералы уже дали понять, что есть еще один вариант – тираспольский аэродром. А также «крюк» через Румынию. Эти варианты стоит принять во внимание, как вы считаете?

Юлиан Кифу: Разумеется, их нельзя сбрасывать со счетов. Но подумайте сами: любой перелет над Украиной вписывается в те же условия. Как может Киев закрыть глаза на то, что его воздушное пространство используется для доставки грузов на тираспольский аэродром, который работает без согласия конституционных молдавских властей? То же самое относится и к Румынии: как использовать ее воздушное пространство, как долететь до Приднестровья в обход воздушного пространства Республики Молдова? Без согласия конституционных молдавских властей никак не обойтись ни в первом, ни во втором случае. Отсутствие такого разрешения означает одно: принуждение и попытка применить силу, и это обязательно вызовет большой вопросительный знак независимо от маршрута, которым попытаются пролететь эти самолеты.

Свободная Европа: Вопрос, который неминуемо встанет при складывающихся обстоятельствах: должна или нет Республика Молдова разрешить российским военным использовать свою территорию, свое воздушное пространство? Иначе говоря, с какой стати армии, угрожающей безопасности Республики Молдова, пользоваться территорией государства, подвергаемого угрозе?

Юлиан Кифу: Это более чем уместный вопрос, но, думаю, мы уже начинаем вдаваться в тонкости подхода, тактики выстраивания переговоров с Российской Федерацией.

От Кишинева зависит, в какой степени и каким видится решение с выводом российских войск из Приднестровья, какой видится формула замены этой военной структуры, которая формально, на бумаге призвана обеспечить мир, другим форматом, более простым и более приемлемым, таким, скажем, как европейская полицейская миссия. Или другой вариант, который успокоил бы, с одной стороны, администрацию региона, с другой, оказался бы приемлемым для всех участников переговорного процесса, в том числе Российской Федерации.

Это комплексный подход, вдаваться в который мне бы не очень хотелось по той простой причине, что на данный момент это лишено смысла. Но можно себе представить, как все это должно выглядеть; насколько реален такой шаг – зависит от силы убеждения, от профессионализма молдавской дипломатии, от поддержки со стороны западных партнеров, а также от различных нюансов и тонкостей, которые будут наверняка.

Свободная Европа: Эта история с управлением Кишиневского аэропорта, переданного якобы российской компании, хотя так и не ясно до конца, какой именно компании – как может она повлиять на всю эту ситуацию?

Юлиан Кифу: Здесь вырисовываются два четких элемента. С одной стороны, независимо от того, кому аэропорт принадлежит, он должен подчиняться законодательству Республики Молдова, и все сопутствующие компоненты – такие, как пограничный пункт, зона безопасности, въезд в Республику Молдова и т.д. – обеспечивают молдавские структуры, независимо от того, кто осуществляет коммерческий менеджмент аэропорта.

С другой стороны, официальный Кишинев должен внимательно присмотреться к тому, в каком порядке и на каких условиях была проведена та приватизация. Были вопросы юридического характера, в определенный момент, насколько я в курсе, было даже давление на Конституционный суд… В этом смысле можно вернуться к этому вопросу и принять новое решение. Эти моменты не зависят друг от друга – владение аэропортом и обеспечение безопасности границы, которую представляет Кишиневский международный аэропорт.

Свободная Европа: Возвращаясь к решению Киева запретить транзит через территорию Украины в Приднестровье – насколько обоснованы опасения, согласно которым именно это решение способно стать тем детонатором, который может сработать в первую очередь?

Юлиан Кифу: Никакой детонатор не сработает, если не будет резких движений, необдуманных решений или агрессивных реакций со стороны Кишинева. По моему мнению, здесь речь идет, скорее, о способности вести переговоры и о политической поддержки плана, который Кишинев разработает для решения этого вопроса. Это деликатный момент, который требует максимальной осторожности в выработке дальнейших шагов. Согласен, здесь есть определенный элемент угрозы и давления на Кишинев, но не только – это и возможность пересмотреть подход к переговорному процессу, в том числе с Москвой.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG