Linkuri accesibilitate

Инструменты давления России


Игорь Боцан
Игорь Боцан

Игорь Боцан: „Весь этот арсенал используется на Украине, и, полагаю, в той же мере эти рычаги применяются в отношении Республики Молдова.”

О возможном давлении Москвы на регион и на Молдову в эти напряженные дни Василе Ботнару беседует с директором Ассоциации за активную демократию ADEPT Игорем Боцаном.

Свободная Европа: Меры давления, который Кремль применяет против Украины, насколько вероятны и в отношении Республики Молдова после выборов? Кишиневу следует опасаться чего-то подобного?

Игорь Боцан: Российская Федерация располагает целым арсеналом средств для оказания давления на так называемых партнеров по СНГ. Весь этот арсенал используется на Украине и, полагаю, в такой же мере эти рычаги применяются и в отношении Республики Молдова.

Свободная Европа: Молдова получила свой Крым раньше Украины…

Игорь Боцан: По примеру Приднестровья Россия построила всю свою стратегию. Сейчас Россия испытывает большие проблемы, связанные с применением приднестровской модели в Донбассе в тот самый момент, когда официальный Киев заявил, что снимает с себя все социальные обязательства на Донбассе. И мы все увидели, как отреагировала на это Российская Федерация. Москва не хочет платить пенсии и социальные пособия жителям Донбасса, но вооруженных боевиков поддерживает. И на этом примере видно, как Российская Федерация применяет этот пакет мер по оказанию давления.

Свободная Европа: Подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом Украине помешали с помощью обещаний, данных Януковичу. Сейчас все больше говорят о том, что России удалось оттянуть введение в действие соглашения, уже подписанного Петром Порошенко, и с большим скрипом выбила у Запада обещание, во-первых, не допустить Украину в НАТО – по крайней мере, не такими темпами, как того хотелось бы Киеву. Эти две проблемы, они вырисовываются и в случае с Республикой Молдова? Пытается ли Кремль разрушить любой ценой мечты о НАТО?

Игорь Боцан: Все инструменты давления на Украину вначале были опробованы на Республике Молдова. И эмбарго, и вооруженный конфликт, и поддержка сепаратистов – мы все это проходили. Республика Молдова все уже испытала на себе и, наверное, нет больше никаких сюрпризов, никаких новых мер давления на Республику Молдова.

Свободная Европа: Боже упаси, Донецк...

Игорь Боцан: За исключением молдавских мигрантов, которые в любой момент могут подвергнуться прессингу.

Свободная Европа: Но и конвой… Не дай Бог, военный или псевдовоенный конвой.

Игорь Боцан: Сейчас мы в какой-то степени защищены Украиной. Украина отделяет нас от Российской Федерации. Президент Порошенко считает Россию враждебным государством, это мы наблюдали в последние дни, когда поминали жертв голодомора. Так что эти конвои не могут оказаться в Республике Молдова в обход территории Украины. Что касается мер экономического давления, то они уже введены – например, эмбарго на молдавские вина было объявлено в прошлом году 10 сентября. А на днях российский вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркнул, что Молдова может надеяться на снятие эмбарго разве что после денонсации Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Свободная Европа: Значит, истинной мишенью эмбарго были Соглашение об ассоциации и европейская мечта Молдовы?

Игорь Боцан: Вот именно. Более того: г-н Рогозин уже и не скрывает, что речь идет о чисто политическом эмбарго. Буквально сегодня г-н Нарышкин заявил, что, вводя санкции против России, западные государства нарушают международное право, нарушают правила ВТО, но при этом забывает сказать, что точно так же поступила Россия в отношении Республики Молдова. И даже не скрывает этого. Правда, г-н Нарышкин подчеркивает, что западные государства являются правовыми, давая тем самым понять, что Россия может позволить себе отклониться от норм правового государства. Что касается НАТО, нет никаких реальных перспектив на то, что Республика Молдова и Украина, наряду с Грузией, вступят в обозримом будущем в НАТО. Вспомним бухарестский саммит НАТО в 2008 году, с тех пор никто не поднимал вопрос о присоединении этих стран к НАТО. Сейчас Российская Федерация делает хорошую мину при плохой игре, на мой взгляд, пытаясь выискивать какие-то угрозы, которыми якобы чревато сближение Украины с Западом, с Европейским Союзом. Не было такой перспективы для Украины – вступить в НАТО, тем более не было такой перспективы для Республики Молдова. Потому что НАТО руководствуется предельно четкими правилами. Речь идет о контроле собственной территории и об урегулировании отношений, связанных с границами. Украина эти отношения с Россией не утрясла, поэтому таких перспектив у нее нет, как нет их и у Республики Молдова, которая не контролирует часть своей территории и где к тому же сохраняется военное присутствие иностранного государства без ее согласия.

Свободная Европа: В арсенале мер по оказанию давления, о котором вы говорили, есть еще один инструмент, не протестированный в Кишиневе – точнее, о котором было бы известно наверняка, тестировали ли его в Кишиневе и кто именно. Имею в виду Майдан. Многие говорят, что Кремль готов повторить сценарий украинского Оранжевого майдана, разве что в другом цвете. Самые последние доказательства в этом плане приводит партийный соратник Игоря Додона Валентин Крылов, который, по сути, был вытеснен из Партии социалистов и сейчас пытается восстановить через суд свое „отцовство” в этой партии. И Валентин Крылов утверждает, предельно ясно и убедительно, что Игорю Додону было поручено спровоцировать подобный антиевропейский Майдан в Кишиневе. Насколько реальным представляется вам это предостережение?

Игорь Боцан: Я не вижу Игоря Додона в роли лидера восстания. Этот молодой политик совершил захватывающий прыжок на самый верх пирамиды, но не самостоятельно, его выдвигали и поддерживали другие. Своим талантом, своими способностями достичь этого Додон был не в состоянии. Додона выдвинул г-н Воронин, который сейчас считает его предателем. Найдет ли в себе мужество Додон возглавить мятежников? Я очень в этом сомневаюсь, тем более, что и силы правопорядка Молдовы сейчас приведены в режим повышенной готовности, и я просто не верю, что они позволят устроить Майдан или антимайдан под предводительством Додона. Г-н Додон – человек, который, наверное, может хорошо вести закулисную игру, может дать себя выдвинуть тем, кто держит в руках определенные рычаги, но самостоятельно развернуть такой проект, отправным пунктом которого стал бы мятеж – я просто не вижу его в этой роли. Возможно, ошибаюсь, но…

Свободная Европа: Но Крылов говорит, что он не один и действует не сам по себе. Напротив, говорит, ему хорошо платят за это. Может, он действительно получил такое поручение на пару со своим партнером, любителем тратить русские деньги?

Игорь Боцан: Я считаю, что если Игорь Додон вовлечен в такой проект, он первым пойдет на попятную, когда почувствует, что ситуация выходит из-под контроля. Достаточно того, что компетентные органы поставлены в известность и, наверное, знают, как поступить в таких ситуациях. А в мятежный потенциал г-на Додона я просто не верю.

Свободная Европа: Вы сказали, что все инструменты давления уже протестированы. Как вы думаете, что-то новое возможно?

Игорь Боцан: По моему мнению, протесты будут. Но, думаю, они не выйдут за рамки законодательства Республики Молдова. Для того, чтобы развернулись серьезные протесты, необходима массовая поддержка тех, кто их проводит. Партия г-на Додона и партия г-на Усатого, даже если пройдут избирательный барьер, не пользуются массовой поддержкой, необходимой для того, чтобы вызвать беспорядки, широко поддерживаемые гражданами.

Свободная Европа: Второе „7 апреля”, скажем прямо. Так вы считаете, что еще одно „7 апреля” невозможно?

Игорь Боцан: Не думаю, что еще одно „7 апреля” возможно. Уверен, что этот опыт не прошел даром и что органы правопорядка извлекли из тех событий уроки. По крайней мере, было бы странно не сделать никаких выводов и не быть готовым к тому, чтобы сразу же пресечь любую попытку мятежа. В разных странах Евросоюза вспыхивают протесты, и мы видим, как органы правопорядка реагируют, как выполняют свои полномочия в соответствии с законом. Что касается лидеров, которые привыкли жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая, - я не вижу, каким образом они могут возглавить какие-то протесты. Мятежниками могут стать лишь те, кому нечего терять, кроме собственных цепей. Додон и Усатый – очень богатые люди. Я не вижу, как они могут увлечь за собой, возглавить какие-то протесты. Разве что за ними стоят провокаторы, которые просто не понимают, к чему могут привести их действия.

Свободная Европа: Как сказал один наш коллега – это лидеры, которые говорят, что все будет хорошо, имеют в виду, что им будет хорошо…

Игорь Боцан: Им несомненно будет хорошо, потому что они люди очень молодые и все у них по жизни было хорошо – их выдвигали и поддерживали, они стали миллионерами, у них даже не дома – дворцы, автомобили класса люкс… Поэтому и говорю: трудно представить себе, что такие люди готовы пожертвовать всем ради идеи. Да и какая у них идея? Трудно понять.

Свободная Европа: Благо народа...

Игорь Боцан: Благо народа сквозь призму собственного блага... Готов согласиться, это похоже на них. Но не вижу, как могут они пожертвовать своим благополучием ради каких-то протестов, которые неизвестно еще чем закончатся.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG