Linkuri accesibilitate

Молдаванин в Москве, увлеченный кулинарией, и российские ограничения на продовольственные товары


Игорь Кондря: „Рано ощущать последствия эмбарго. На прилавках еще много товаров из Европы”

Игорь Кондря – молдаванин, обосновавшийся в Москве. Среди других его увлечений особое место занимает кулинария, как видно и на его блоге, где на тот момент, когда мы в последний раз в него заглядывали, красовались куриная грудка с рисом и грибной суп. Как выкручивается гурман в российской столице в условиях продовольственных эмбарго, попыталась узнать Алла Чапай.

Шесть лет назад Игорь Кондря переехал в Москву, где предпочел заниматься той же работой, что и в Кишиневе – полиграфистом. Увлечение кухней и кулинарным искусством помогло обрести второе „ремесло”. Создал и ведет блог со специальной рубрикой „Laboratorul culinar” (Кулинарная лаборатория).

Игорь Кондря, как и остальные жители российской столицы, не испытывает недостатка в продовольственных товарах, которые предпочитает: по его словам, на прилавках магазинов, как и на рынках много еще западных товаров, импорт которых не так давно запрещен.

Антиреклама западных товаров в новосибирском метро, 19 августа 2014 г.
Антиреклама западных товаров в новосибирском метро, 19 августа 2014 г.

„Как все люди, делаю покупки ежедневно. Раз в неделю еду на рынок в Одинцово – подмосковный населенный пункт. Кстати, там у меня всегда возникает ощущение, что нахожусь в Дурлештах, а не в пригороде Москвы – со всех сторон раздается румынская речь. Многие продавцы мои соотечественники. Рано еще ощущать последствия введенного эмбарго. На прилавках есть еще товары из Европы, запасы, правда, истощаются, но не так быстро, как полагают некоторые.”

Игорь Кондря говорит, что он не замечал никакой паники среди населения, большинство людей поддерживает решение Кремля. Они не торопятся запасаться продуктами и оставляют пока без внимания предупреждения в супермаркетах о том, что запасы заканчиваются.

„Я не привык запасаться впрок продуктами. Я не привык покупать на рынке свежее мясо и забивать им морозильник. Да и в магазинах не замечаю, чтобы люди хватали все. Прилавки еще полные. Нет никаких признаков паники. Ощущение такое, что не все еще понимают, что происходит. Слепо верят руководству и считают, что все его действия правильные. Такие оценки слышу на каждом шагу.”

Игорь Кондря полагает, что последствия введенных ограничений начнут проявляться через два-три месяца. Запасы постепенно закончатся, и какие товары появятся на прилавках – время покажет.

Метро Cash and Carry в Москве
Метро Cash and Carry в Москве

„Не знаю, удастся ли переориентировать импорт. Многие фрукты, которые завозятся из других регионов, непривычных для россиян, имеют совершенно иные органолептические свойства, чем те, к которым привыкли мы, европейцы, в том числе россияне. Как говорят у нас: персики словно из пластика, яблоки явно из пластилина, безвкусные или с каким-то странным для нас вкусом. Их попытки наладить импорт из таких зон, как Китай, Южная Америка, конечно, покроют часть рынка, но не уверен, что результат оправдает надежды.”

По мнению Игоря Кондри, первым последствием введенных эмбарго станет повышение цен на продовольствие. Он говорит, что некоторые продукты, и не обязательно европейские, уже подорожали:

„К примеру, то же молоко подорожало. Мы думали, что это отечественный продукт, который поставляется с пригородной фермы. Но не исключено, что это молоко из порошка, польского производства. На некоторые товары цены растут прямо на глазах, и не только на европейские. Но справедливости ради надо сказать, что на большинство товаров цены пока прежние. Паники не наблюдается, полки пока еще полные. Но начнет поступать товар из других зон, из Африки или Китая, и тогда сразу бросится в глаза, что что-то идет не так. Люди увидят товар другого качества, но по той же цене, а может, и дороже.”

Магазин продовольственных товаров в Москве, 19 августа 2014 г.
Магазин продовольственных товаров в Москве, 19 августа 2014 г.

Введя ограничения на продовольственные товары в ответ на санкции Запада, российские власти утверждали, что настал момент славы для местных производителей. Однако российские товары по-прежнему занимают примерно треть рынка, замечает Игорь Кондря. Он говорит, что и до введения ограничений предпочитал российские продовольственные товары, большая часть которых по вкусу близки к молдавским. Правда, они дороже импортных:

„Выбирая продукты, отдаю предпочтение тем, кто по качеству и по вкусу ближе к молдавским. Если яблоки, арбузы, помидоры и огурцы из Краснодара, Ростова, то они мало чем отличаются от наших, молдавских. Даже блюда часто напоминают мамины. Что касается мяса, молочных изделий – покупай у производителей черноземной зоны: Липецка, Курска, Орла, не прогадаешь. Но цены довольно высокие. Себестоимость российской продукции значительно выше по сравнению с импортной европейской. Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность в России практически на нуле, как, впрочем, и в Молдове. Есть так называемые агрохолдинги, но там царят групповые интересы, они не ставят перед собой задачу обеспечить массового потребителя хорошей, дешевой продукцией и в достаточном количестве.”

Реклама российских яблок в ущерб польских, 19 августа 2014 г.
Реклама российских яблок в ущерб польских, 19 августа 2014 г.

Введенные немного раньше ограничения на молдавские овощи и фрукты не аукнулись на российском рынке, так как и до эмбарго в российскую столицу, а также в пригороды Москвы молдавская продукция завозилась в скромных объемах, говорит Игорь Кондря. Что касается молдавских вин, запрещенные год назад, работающие в России молдаване, а также значительная часть россиян чувствуют их нехватку.

„Год с лишним назад наше молдавское вино можно было достать в местных магазинах. Цена их была более чем скромной. Например, чилийское вино стоило 500 рублей, а рядом продавалось молдавское вино за 200 рублей. По вкусу наше вино – и не потому, что оно наше – не сравнить ни с чем. Место молдавских вин сейчас заняли чилийские, южноафриканские, меньше – болгарские. На полках есть и крымские вина – еще до аннексии полуострова, на бутылках написано, что произведены они на Украине. Но по сравнению с молдавскими эти вина очень дорогие, они стоят в два раза больше.”

Игорь Кондря уверен в том, что ограничения на западные товары будут действовать минимум год, как заявил и Кремль. Но люди не проявляют никаких признаков отчаяния и недовольства, они не скрывают, что готовы смириться со всем, лишь бы, как в песне поется, „не было бы войны”.

XS
SM
MD
LG