Linkuri accesibilitate

„В стране статуй Ленина”


Немецкий журналист был временно задержан в Приднестровье и подвержен допросу.

Немецкий журналист и переводчик Бернгард Класен несколько месяцев находится на Украине, откуда отправил десятки корреспонденций о драматичной ситуации в этой стране. Его интервью, аналитические статьи, репортажи и комментарии печатались в этот период в берлинской газете „Die Tageszeitung”.

В нескольких статьях Бернгарда Класена шла речь и о Республике Молдова. Недавно он побывал в Приднестровье. Своим приключениям в этой сепаратистской республике и инцидентус тираспольской администрацией посвятил недавно опубликованный репортаж под многозначительным названием: „В стране статуй Ленина”.

(Photo: TAZ)
(Photo: TAZ)

В рассказе Бернгарда Класена о Приднестровье нет ничего нового для тех, кто знаком с провинцией, которую называют не иначе, как „советский музей под открытым небом”. Новое в статье немецкого журналиста то, что органы власти сепаратистского региона без всякого стеснения вмешиваются, открыто выказывая свою неприязнь к иностранным журналистам, посмевшим ступить „на их землю”.

Репортаж из „страны статуй Ленина” начинается с подробного описания задержания Класена в кафе „Kaffemania” (орфография автора), где он беседовал с местными жителями.

Вдруг к ним присоединился вежливый господин немного старше по возрасту и элегантно одетый, который начал задавать журналисту разные вопросы. Последний заподозрил неладное, но от „приглашения” мужчины последовать за ним в спокойное местечко, где их беседе никто не помешает, уклониться уже было поздно.

В конечном итоге журналист вместе со своими собеседниками из кафе оказались в здание секретной полиции – местного КГБ. Журналиста отделили от остальных и увели в мрачноватую комнату без всякой мебели. Беседа, которая, по словам элегантного господина, представившегося здесь как сотрудник Комитета госбезопасности Петр Иванович, должна была продлиться не более десяти минут, растянулась почти до вечера и превратилась в форменный допрос.

За те несколько часов, проведенных под залпом вопросов, обвинений и инсинуаций, Бернгард Класен узнал, что он нарушил приднестровские законы, что без официальной аккредитации ему, как иностранному журналисту, запрещено контактировать с местным населением, и упаси его Бог брать интервью в тираспольском кафе. Отсутствие аккредитации, назидательно втолковывал офицер, это большая проблема. Но эту проблему можно решить, терпеливо объяснял сотрудник секретной полиции, если журналист даст письменное заявление с указанием мотивов своего пребывания в Приднестровской Молдавской Республике. Журналист наотрез отказался и потребовал дать ему позвонить в Посольство Германии в Кишиневе.

Офицер надеялся, что перепуганный журналист смирится и напишет заявление, лишь бы поскорее покинуть здание КГБ. После длительного совещания с начальством, во время которого журналист сидел взаперти в кабинете для допроса, офицер вернулся и сухо, без всяких там „извините” или „сожалею”, сказал Класену: „Можете идти, вы свободны”.

Статья немецкого журналиста, опубликованная в газете „Die Tagezeitung”, иллюстрирует не только цинизм тираспольской власти, но и живучесть методов устрашения, присущих аппарату, вышколенному в духе Феликса Дзержинского.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG