Linkuri accesibilitate

Виктор Кирилэ: „Общее экономическое пространство между берегами Днестра – идея как никогда своевременная”


Ассоциация по внешней политике предлагает план экономической интеграции на Днестре, способный стимулировать и политическое решение.

Ассоциация по внешней политике – неправительственная кишиневская организация –опубликовала исследование, разработчики которого предлагают план экономической реинтеграции двух берегов Днестра путем создания единого/общего экономического пространства, что впоследствии будет стимулировать и политическую интеграцию. Василе Ботнару обратился за разъяснениями к исполнительному директору ассоциации Виктору Кирилэ.

Свободная Европа: Почему именно сейчас может сработать идея общей экономической зоны с приднестровским регионом? Сейчас, когда так жарко в Донецке и Луганске, когда Кремль так несговорчив и раздражен тем, что почва вот-вот ускользнет из-под ног...

Виктор Кирилэ: „Эта идея не новая, ее предложили тираспольской администрации еще в 2012 году, предложило Бюро по реинтеграции в рамках двухстороннего диалога. Но, к сожалению, идея не встретила поддержки и четкого ответа на это предложение не последовало. Идея была сформулирована туманно и не обсуждалась даже на уровне экспертов. Общественности мало что известно об этом предложении. Хотя я прекрасно знаю – проводилось и исследование по этому вопросу, на которое я сейчас не могу ссылаться – что эта идея пользуется поддержкой большинства населения правобережья Днестра и также привлекательна для наших соотечественников, живущих на левом берегу Днестра.

Виктор Кирилэ
Виктор Кирилэ

Если бы официальный Кишинев сформулировал эту идею более основательно, в том числе с помощью европейских экспертов, думаю, она, идея, прижилась бы на обоих берегах Днестра. Даже в нынешнем контексте, уверен, есть реальные шансы на ее практическое применение. В нынешнем контексте, не самом благоприятном для политического компромисса, для переговоров в формате „5+2”, для достижения компромисса…

Поэтому идея общего экономического пространства, которое стимулировало бы экономическое сотрудничество, сотрудничество по отраслям и открывало бы новые возможности для политического диалога, сегодня мне представляется релевантной, как никогда прежде. Мы должны избавиться от прежних стереотипов мышления, от инерции, которая сковывает нас вот уже двадцать с лишним лет, и найти новые пути для продвижения политического диалога в нужном направлении.”

Свободная Европа: Мне понравилась мотивация, которую вы привели на пресс-конференции – избавиться от страха потерять Приднестровье. Думаю, публичные дебаты на тему преимуществ, которые может предложить эта экономическая конвергенция, заставит противников этой идеи, по крайней мере, привести убедительные и состоятельные аргументы, как вы считаете?

Виктор Кирилэ: „Согласен, тем более, что и Приднестровье сейчас далеко не в самой лучшей социально-экономической форме, если можно так выразиться. Уверен, рано или поздно и они сядут за стол переговоров и попытаются найти решение. Но вернусь к политическому тупику. Сейчас мы в политическом тупике, потому что как Тирасполь, так и Кишинев находятся на противоположных баррикадах, стоят на противоположных позициях в вопросе о будущем компромиссе. Кишинев и Тирасполь отдаляются друг от друга вместо того, чтобы сближаться в поисках возможного компромисса. Поэтому, думаю, идея единого экономического пространства, способного создать необходимые предпосылки для политического решения, - это тот реальный путь, который сдвинет воз с места.”

Свободная Европа: Но вы согласны с тем, что это предполагает демонтаж политического каркаса, который Тирасполь возвел не своим умом? Он возвел его с помощью Москвы. И когда Смирнов попытался принимать политические решения самостоятельно, его моментально отстранили и провели рокировки. Следовательно, для всех очевидно, что действующий так называемый „президент” и особенно их „министр иностранных дел” являются рупорами Кремля. А значит, любой, кто проявит упорство в продвижении этой идеи, столкнется с этой задачей: демонтировать политический скелет, построенный тираспольской администрацией. Это осуществимо?

Виктор Кирилэ: „Вы правы, но, вместе с тем, и нынешней администрации, и будущим администрациям приднестровского региона придется смотреть действительности в глаза. А социально-экономические реалии все хуже и хуже и даже поддержка со стороны Российской Федерации не помогает им справиться с этими проблемами.”

Свободная Европа: Поддержка, которая все слабеет…

Виктор Кирилэ: „Которая все слабеет. Им не обойтись без региональной торговли, им нужна торговля с Украиной, нужна торговля с Республикой Молдова, с правым берегом, им необходима торговля с Евросоюзом. Им нужны инвестиции, потому что их промышленность все менее и менее способна выдержать конкуренцию в региональном и европейском плане.”

Свободная Европа: Иными словами, дальновидная администрация должна понять, что бездонный мешок Рогозина когда-то закончится и что действительно надо стать функциональной?

Виктор Кирилэ: „Разумеется, от действительности им не уйти, они будут вынуждены провести реформы, которые и в наших интересах, но и в их интересах тоже. Представим себе, что в ближайшие два-три года Республика Молдова достигает компромисс с Приднестровьем. Что нам делать с промышленностью, которая находится практически в состоянии коллапса? Что нам делать с энергоемкой промышленностью, способной составить конкуренцию только потому, что получает природный газ по несравненно более низким тарифам по сравнению с правым берегом? Как быть с теми 140 тыс. пенсионеров, которые получают надбавку к пенсиям от Российской Федерации?

Это будут наши проблемы. Нам придется найти решения. Мы ждем, когда состоится реинтеграция Приднестровья, и после этого начнем перемены? Если мы ждем этого момента, не исключено, что столкнемся и с другими социальными проблемами, социальными конвульсиями в регионе, отнюдь не созвучными евроинтеграционному пути Республики Молдова и проводимым внутренним реформам. По этому разделу и без Приднестровья трудностей хватает.”

Свободная Европа: Хотим мы этого или нет, продвижение этой идеи означает провал всего, что было предпринято по ходу дела: плана Ющенко, демилитаризаций, демократизаций, народной дипломатии… Значит ли это, что нужно отодвинуть в сторону все эти составляющие и рычаги?

Виктор Кирилэ: „Они составляют важный багаж идей для будущего политического компромисса по статусу. Тот факт, что мы могли бы больше настаивать на идее создания сперва единой экономической зоны с Приднестровьем, не означает, что мы отодвигаем в сторону все эти планы, что отметаем все, что было сделано раньше, отказываемся от идеи достижения политического компромисса, приемлемого для обеих сторон и, прежде всего, для интересов Республики Молдова. Наоборот, оставим калитку приоткрытой, чтобы экономика, экономическое сотрудничество помогло найти линию компромисса в наших отношениях с Тирасполем, создать тот пакет общих интересов, общих взглядов на компромисс.”

Свободная Европа: А не может ли это сотрудничество дать непризнанной республике ощущение, что таким образом это несуществующее, с точки зрения Конституции Республики Молдова, образование признано и укрепляется?

Виктор Кирилэ: „Такая угроза существует, но есть и другая сторона медали. Посредством единой экономической зоны мы попытаемся создать какие-то коллективные институты на экономическом пространстве. Те, кто полагают, что Республика Молдова сможет навязать сегодня свои законы левому берегу Днестра, глубоко ошибаются. Придется привлечь их к выработке законов, соответствующих европейским стандартам, соответствующих законодательству Республики Молдова, соответствующих обязательствам, которые она взяла на себя в отношении других государств.

Экономическая зона предполагает также и отраслевые политики, предполагает и общий контроль над таможенным сектором. А также согласование на уровне налоговой политики, коммерческой, транспортной… Всеми этими моментами пренебрегать нельзя.

Да, такая угроза есть – что мы можем способствовать укреплению этого образования и этой администрации, которая уже пронизана идеей отделения. Но, в то же время, мы укрепляем деловой сектор, который все более крепко привязан к европейскому пространству, у которого все больше интересов на европейском рынке. Мы даем молодежи возможность свободно ездить, даем жителям возможность свободно торговать на обоих берегах Днестра. По сути, заново восстанавливаем то, что утратили: и социальные связи, и культурные связи. Возрождаем ощущение общего будущего, ощущение, которого на данный момент нет. Нет этого чувства общего будущего.

Этот концепт единого экономического пространства, при наличии и финансовой, не только политической, поддержки со стороны наших западных партнеров, позволит приднестровскому обществу, бизнес-сообществу, в том числе части политической элиты, которая не полностью удовлетворена сложившимся положением дел, иметь альтернативу и продвигать ее. Сегодня все эти субъекты лишены альтернативы. Альтернатива одна: деньги, которые приходят, помощь, которая приходит со стороны Российской Федерации и без которой невозможно выплатить пенсии, невозможно оплатить счета за энергию, без которой не могут работать детсады и школы и т.д. и т.п. – все то, что на языке приднестровских коллег, с которыми я беседую, называется „Россия поможет любой ценой, и мы выживем”.

У меня к ним один неизменный вопрос: „А вам нужно только выжить? Развиваться вам не надо? Или останетесь на уровне 90-х годов времен Советского Союза? Вам не нужны реформы, модернизация промышленного сектора?”.”

Свободная Европа: Да, многие говорят: „На наш век хватит”, то есть, мы как-то выкрутимся, а после нас…

Виктор Кирилэ: „… и результат налицо. Зарплаты урезаны на 20%, рабочая неделя также усечена, чтобы как-то оправдать это уменьшение зарплат. Мне кажется, Россию все больше и больше тяготит роль благодетеля приднестровских пенсионеров. Иными словами, все осложняется, ситуация ухудшается и реальных надежд на улучшение нет. Перемены в регионе не могут быть осуществлены в изоляции, отгородившись от остального мира, от Республики Молдова и Украины. Нужны их ресурсы, нужны их рынки, нужны, в конце концов, идеи, чтобы осуществить реформы в этих областях”.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG