Linkuri accesibilitate

Общественность вправе знать, в чем конкретно обвиняется Эрнест Варданян


Политолог из Бендер Андрей Сафонов
Политолог из Бендер Андрей Сафонов

Андрей Сафонов: „В противном случае это может быть расценено как попытка припугнуть остальных, неправительственные организации и негосударственные масс-медиа”.

Свободная Европа: Г-н Сафонов, приднестровские власти продолжают хранить молчание по делу независимого журналиста и политолога Эрнеста Варданяна. Все, что известно на этот час – что ему предъявлено официальное обвинение в «государственной измене» и что Верховный суд Тирасполя отклонил ходатайство адвоката об изменении меры пресечения и об освобождении журналиста на период следствия, учитывая, что у Эрнеста двое маленьких детей – сын шести лет и дочь девяти месяцев от роду. Как бы вы прокомментировали решение суда?

Андрей Сафонов: «Надо сказать, что эта ситуация продолжает оставаться достаточно загадочной, потому что раньше подобных прецедентов никогда не было. И, конечно, самое тревожное, что может вызвать у общественности большие опасения, это то, что пока не дают возможности разглашать подробности, которые связаны с этим делом. В самом деле, давайте попробуем проанализировать эту ситуацию. Пусть даже взяли подписку о неразглашении с государственного адвоката, но, тем не менее, общественность вправе знать, в чем конкретно обвиняется Эрнест Варданян. Она по-прежнему должна иметь право ознакомиться с условиями его содержания, все ли его права защищаются, нет ли каких-то попыток оказания на него давления. В противном случае это, конечно же, может быть расценено как попытка припугнуть остальных, ибо тайное - это самая страшная угроза, которая только может быть. Если бы люди в деталях знали, с чем предстоит им иметь дело, то им было бы не так страшно, можно было бы организовать систему защиты. Но в данном случае, если дело Варданяна продолжает оставаться тайной за семью печатями, конечно же, никто не может чувствовать себя в безопасности. Единственное, на что я надеюсь все же – семья должна попробовать найти, если этого требует закон, какого-либо местного адвоката, с лицензией, но адвоката частного, который бы не столь зависел от государственных структур. Надеюсь, это у них получится».

Свободная Европа: Как воспринимается в Приднестровье арест Эрнеста Варданяна, в целом, его коллегами-журналистами, гражданским обществом?

Андрей Сафонов: «Здесь есть два момента, которые я бы выделил. Первый момент – это некоторая растерянность и непонимание того, что происходит. В самом деле, уже приходилось неоднократно анализировать эту ситуацию и делать вывод, что сама фигура Эрнеста Варданяна никоим образом не подпадает ни под определение политического оппозиционера, ни под определение какого-то разведчика, из которого можно сделать приднестровского Сиднея Рэйли. Ни в коем случае он не участвовал также и в каких-то публичных акциях, я не припомню его статей, которые были бы посвящены политической обстановки у нас и содержали бы в себе яростные, да и просто какие-либо нападки на власть. Это первое. А второе, как я уже отметил, это некоторые опасения. Безусловно, большинство людей, которые не имеют отношения к общественной работе, они занимаются своим делом. Они примерно так же мало интересуются делом Варданяна, как в Молдове мало интересовались делом Ивана Бургуджи те люди, которые просто-напросто должны каждый день зарабатывать на кусок хлеба. Но неправительственные организации, негосударственные масс-медиа они, безусловно, встревожены. И они, в первую очередь в рамках своей компетенции, ждут от властей исчерпывающих объяснений, связанных с этим делом. Что же касается какого-либо внешнего фактора, я думаю, в первую очередь это будет касаться все-таки внутренней обстановки. Эта внутренняя обстановка уже, безусловно, хуже, чем она была неделю назад, и чем была месяц назад, тогда все-таки была надежда, что удастся каким-то образом пролить свет на происходящее. Теперь уже видно, что часть, по крайней мере, группировок во властных структурах настроена довести дело до суда».

Свободная Европа: Г-н Сафонов, на прошлой неделе посол Российской Федерации в Республике Молдова Валерий Кузьмин говорил о том, что переговорный процесс находится в деликатной стадии. Насколько возможной представляется вам связь между арестом журналиста Варданяна и процессом приднестровского урегулирования?

Андрей Сафонов: «Надо отметить, что переговорный процесс он и без дела Варданяна уже не идет четыре года, поэтому влиять, строго говоря, пока что не на что. Однако хотелось бы отметить, что это тоже может быть одной из версий. Если кто-то хочет нанести удар по возможному возобновлению переговоров в формате 5+2, или с одной стороны, или с другой, я имею в виду берега Днестра, то можно смоделировать ситуацию, когда какой-то человек, т.е. даже совершенно безвинный, просто-напросто посторонний, он попадает в эпицентр хорошо разыгранной ситуации, в том числе с использованием специальных служб, и, сам того не подозревая, играет в темную роль человека, которому самим своим образом надлежит разрушить возможную конструкцию переговорного процесса. В этой ситуации я всегда вспоминаю бессмертные слова из романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», там было сказано так: «Пастор Шлаг, либо светлый образ его». В данном случае, возможно, другого человека, а именно Эрнеста Варданяна наметили на роль того, кто окажется в эпицентре шпионского скандала, и таким образом стороны будут препираться друг с другом. Одни будут говорить: какие могут быть переговоры с теми, кто засылает к нам шпионов, вербуют людей, а другие будут им отвечать: какие переговоры могут быть с диктаторским режимом, который прячет за решетку журналистов. В результате и те, и другие будут счастливы, а переговоры будут сорваны».

Война на Украине

XS
SM
MD
LG