Linkuri accesibilitate

Операция «Хамон», или «Аккуратные санкции» Путина


Мир разразился трехэтажными санкциями

В международной политике уходящий август обозначился новым поворотом в противостоянии России с Западом. Начиная с марта, страны ЕС, США, Канада, Австралия, Япония, Швейцария и Норвегия в разной степени отреагировали на стремительное присоединение Крыма к России. История началась с персональных санкций против ряда высокопоставленных лиц из Украины, России и «нового» Крыма. Им запретили въезд в США и ЕС, заморозили счета и прочие активы в зарубежных банках.

Увидев, однако, что это не помогло вернуть Крым Украине, и узрев начало военных действий в Донбассе, где «без России явно не обошлось», Запад решил усилить нажим. Продолжились персональные санкции, начались ограничения в финансовой и банковской сфере, посыпались угрозы заморозить военное сотрудничество (стремление отменить поставки французских вертоленосцев Mistral – самый яркий эпизод).

Но и это не возымело действия. Кремль дал понять, что крымский вопрос закрыт и не подлежит обсуждению (к слову, в Женевском соглашении от 17 апреля полуостров даже не упоминается), а война на востоке Украины обострилась до такой степени, что слова «военные преступления», «геноцид» и «новый Нюрнберг» перестали казаться преувеличением.

Нужен был новый импульс, бесспорный casus belli для нанесения нового удара по «несносному» Путину. Идеальный повод представился 17 июля – над Донбассом при весьма странных обстоятельствах был сбит малайзийский «Боинг». Погибли все 298 человек на борту. Мир взвыл от ужаса, западные столицы и Киев захлопали в ладоши – вот он, подарок-то. Виновные в лице России и ополченцев были назначены сразу, когда обломки лайнера еще дымились. И мало кто за пределами РФ попытался изучить альтернативные версии трагедии или хотя бы потребовать аргументов в подтверждение «единственно правильной». Дело сделано.

…В блогосфере пишут, что Ангела Меркель, понимая неизбежность еще более жестких санкций против России, пыталась дозвониться Путину, чтобы хоть как-то сгладить ситуацию и не допустить предельного обострения (немецкий бизнес, завязанный на Россию, нервно дышит фрау канцлер в оба уха). Но поговаривают, что российский лидер несколько раз отказал немецкой коллеге, и ее нервы не выдержали – она позвонила Обаме в Вашингтон и согласилась полностью поддержать так называемый «третий уровень» санкций.

И понеслась. Крупнейшие российские банки и оружейные предприятия получили в западных странах «красную карточку». Американцы, европейцы, а затем канадцы и австралийцы решили ограничить поставки в Россию некоторых наименований промышленной продукции по целым отраслям (например, ВПК и нефтянка). Австралия к тому же запретила экспорт урана в Россию. Секторальные санкции начали работу.

А что в ответ? Последние дни июля и первые дни августа, на фоне тотальной истерии по поводу погибшего лайнера и не прекращающейся ни на день войны в Донбассе, Кремль отвечал привычным… молчанием. «Путин снова молчит», - многозначительно писал Интернет, вспоминая его игру в пантомиму весной. Но в этот раз молчание продлилось недолго.

А нас-то за что?!

Гром грянул 6 августа. Путин подписал указ о запрете импорта продовольствия из стран, введших санкции против России. Хозяин Кремля пообещал, что ответ Западу будет «аккуратным». Запад напрягся – весной весь мир увидел чудеса от «вежливых людей» в Крыму, и теперь возникло ощущение дежа вю. «Видали мы вашу вежливость и аккуратность», - заворчало прогрессивное человечество, с подозрением глядя на Путина.

И уже 7 августа правительство РФ опубликовало список товаров, которым на один год запрещен доступ в Россию из США, Канады, ЕС, Норвегии и Австралии. Чуть позже пошли уточнения: под запрет не попадают некоторые виды аграрной продукции, как-то: оливковое масло, рыбные консервы, определенные мясные и молочные изделия. Однако шок смягчить не удалось.

Мировая пресса начала выдавать в день десятки информационных сообщений, инсайдерских «сливов», открытых комментариев и специальных официальных заявлений. Европейцы и американцы выразили «смущение» и «непонимание». Лейтмотивом реакции политиков и экспертов «пострадавших» стран было «За что Россия вводит против нас санкции?». Ведь европейцы ждали, что злобный Путин «просто» перекроет им газ (еще в июне еврокомиссар Гюнтер Эттингер убеждал всех запасаться топливом), но Москва снова всех удивила. Блогосфера пишет со ссылкой на внутренние источники в ЕС, будто Обама убеждал европейских партнеров не бояться русского ответа на «третий уровень» санкций. Мол, «Россия не будет нас бить». Не угадали.

Приведу несколько фактов. В 2013 году США поставили в Россию сельхозпродукции на сумму 1,3 млрд. долларов, из них 55% - это группа товаров, которые попали в российский «черный список». (Источник – ИТАР-ТАСС). Федеральная таможенная служба РФ посчитала, что в 2013 году суммарный импорт ныне «запрещенного» продовольствия из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии составил около 9,1 млрд. долларов (Источник тот же).

Итальянское финансово-экономическое издание «Milano Finanza» со ссылкой на источники в ЦРУ сообщило, что, предположительно, до конца 2014 года страна потеряет от российских санкций 1 млрд. евро, и этот показатель выше, чем изначально предполагали итальянцы («Новый Регион»).

Польская федерация производителей продовольствия оценивает возможные потери от российского запрета в 800 млн. евро, и только в сфере поставок плодоовощной продукции ожидаются потери в 500 млн. евро. В Варшаве, однако, не говорят о катастрофе и надеются на новые рынки и компенсации от Брюсселя (ИТАР-ТАСС).

Кстати о компенсациях. На днях Европейская комиссия решила выделить 3 млн. евро производителям персиков и нектаринов из Италии, Испании, Франции и Греции в качестве дополнительной поддержки в условиях российского эмбарго. Ранее, 18 августа, Брюссель объявил о выделении 125 млн. евро для поддержки аграриев с целью вывода с рынка излишних объемов продукции для предотвращения падения цен. Помощь будет предоставляться до конца ноября (ИТАР-ТАСС).

Вдумайтесь в эти цифры, уважаемые читатели. Одна только Польша рискует потерять полмиллиарда евро, но Брюссель решает выделить на все 28 государств только 125 млн. Поможет ли это? Узнаем где-то к Новому году. Хотя уже сегодня испанцы называют эту помощь издевательством и подчеркивают, что объем их прямых поставок в Россию составлял 340 млн. евро.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Параллельно болезненной реакции Запада на решение Путина развивается другая, не менее интригующая сюжетная линия. Не успели высохнуть чернила на постановлении правительства РФ от 7 августа, как страны Латинской Америки, Азии, Африки, а также постсоветского пространства в один голос заявили: «Всегда готовы!». Посольства ряда латиноамериканских государств в Москве практически одновременно выступили со специальными заявлениями о намерении заполнить внезапно освободившиеся ниши на российском рынке.

Впрочем, внезапно ли? Давайте вспомним, что в середине июля российский лидер совершил беспрецедентное турне по странам Центральной и Южной Америки, посетив Кубу, Никарагуа, Аргентину и Бразилию. Посмотрев финал Чемпионата мира по футболу в Рио-де-Жанейро, Путин отправился с «гастролями» по Бразилии, встретившись с коллегами из стран региона и затем приняв участие в саммите БРИКС. И разве не очевидно, что президент РФ уже тогда договорился с собеседниками о том, что им нужно быть готовыми к значительному увеличению поставок в Россию? Я уверен, что уже тогда, в июле, Москва знала или как минимум догадывалась о том, что «третий уровень» санкций всё же включится и что ответ русских будет именно таким «оригинальным».

Так или иначе, Аргентина и Бразилия, Парагвай и Эквадор, Турция и Иран, Армения и Грузия (даже воевавшая с Россией Грузия!), Белоруссия и Казахстан изъявили желание заменить «провинившийся» Запад на российском рынке. Но не тут-то было. Европейская комиссия выступила с предупреждением (!) в адрес Латинской Америки, Сербии и ряда других стран: «Не надо увеличивать экспорт в Россию». «Мы будем вести переговоры со странами, которые потенциально будут заменять наш экспорт (в Россию), чтобы обозначить наши ожидания, что они не будут извлекать недобросовестную выгоду из нынешней ситуации», - заявил представитель ЕС (ИТАР-ТАСС).

Что это было – рецидив колониализма или банальное нежелание пускать конкурентов на уже потерянный (пусть и временно) рынок? Что бы это ни было, Брюссель получил жесткую отповедь. Президент Эквадора Рафаэль Корреа заявил, что не собирается просить у европейцев разрешения. «Мы не собираемся просить разрешения у кого бы то ни было на продажу продуктов питания в дружественные страны. Все-таки Латинская Америка – по крайней мере, пока – не является частью Европейского союза», - язвительно ответил европейским бюрократам эквадорский президент. Цитируемое российское агентство со ссылкой на газету The Financial Times напоминает, что в Брюсселе «вызвало озабоченность» воодушевление, с которым Латинская Америка встретила российские санкции против Запада.

Давайте жить дружно

Осознание того, что «что-то пошло не так», первым пришло, как водится, к немцам. «Мы хотим преодолеть логику санкций, мы хотим сесть с русскими за стол переговоров, чтобы совместно обсудить дальнейшее пути развития Украины», - заявил официальный представитель Еврокомиссии в Германии Рихард Кюнель, передает агентство РИА «Новости» со ссылкой на Deutsche Welle.

Грегор Гизи, глава немецких левых, в свою очередь, заявил: «Ошибка канцлера (Меркель) заключается в том, что она поддается президенту Обаме. Он постоянно говорит об экономических ограничениях, но ответ России бьет по нам, а не по США. Почему мы не можем вместо санкций просто выстраивать с Москвой тесные политические, экономические и гражданские отношения с тем, чтобы война между РФ и остальной Европой вообще была бы немыслима» (Цитата по изданию PolitRussia).

Но прозрение, похоже, осчастливило не только немцев. Пресса приводит мнения финских, латвийских, польских, греческих, бельгийских, итальянских экспертов, которые опровергают свои правительства в плане того, что российские ответные меры – это вроде как страшно, но еще не катастрофа. Целых 12 млрд. евро и 130 тыс. безработных – вот, по их словам, объем потерь только в краткосрочной перспективе.

«Преодолеть логику санкций» - ключевые слова, которые рано или поздно должны прийти в голову участникам этого санкционного безумия. Ведь, по сути, с чего всё началось? С Януковича и Крыма. Я бы очень хотел пообщаться с польскими или австралийскими фермерами и задать им один-единственный вопрос: «Считаете ли вы целесообразным терпеть многомиллионные убытки из-за того кошмара, который начался в Украине минувшей зимой?». Можно спросить иначе: «Поддерживаете ли вы политику своих правительств, которые поставили украинскую тему во главу угла?». А самих политиков я бы спросил: «Почему вы не просчитали все последствия влияния украинского кризиса и подвергли огромному риску собственных производителей, для которых Россия – важнейший рынок?».

Есть подозрения, что колбасно-сырная война не будет последней. В американской прессе прошли сообщения о том, что Вашингтон рассматривает возможность введения четвертого уровня санкций против России. Москва тоже не осталась в долгу: газета «Ведомости» опубликовала инсайдерскую информацию о том, что Россия вознамерилась закрыть транссибирский воздушный коридор для западных лайнеров, летящих в Азию. «Пусть летают через Северный полюс», - заявил изданию некий информированный источник. Потом об этом обмолвился даже премьер Медведев. Позже эти утверждения были официально опровергнуты, но эффект получился потрясающим.

Но самое главное в другом: трехуровневые санкции Запада против России в большинстве своем не повлияли на рядового гражданина РФ, а вот ответные санкции России против Запада ударили по стратегической продовольственной сфере. Русские проживут без польских яблок и испанского хамона, но что будут делать несчастные польские и испанские фермеры, весьма далекие от политики и вряд ли способные найти на карте полуостров Крым? Ведь сельское хозяйство напрямую влияет на смежные отрасли: транспорт, торговлю, производство семян и удобрений, банковскую сферу, давая тем самым работу огромному количеству людей.

«Аккуратные санкции» Путина оказались ударом под дых, шоковой терапией с тремя целями: наказать Запад, который хотел наказать Россию, поддержать собственных аграриев, укрепив продовольственную безопасность РФ, и улучшить торговые отношения со странами не западного мира, заодно подняв там свой авторитет. В связи с этим процитирую уважаемого мною французского политолога Тьерри Мейсана: «В объявленной ей экономической войне Москва отвечает симметричными мерами, но они касаются только сельхозпродукции, а не финансов. Этот выбор обусловлен двумя соображениями: с одной стороны, в краткосрочном плане страны БРИКС могут временно ослабить последствия так называемых «санкций»; с другой стороны, в средне срочном и долгосрочном плане Россия готовится к войне и намерена полностью перестроить свое сельскохозяйственное производство и стать самодостаточной». (Источник – Voltairenet.org)

…У российского писателя-сатирика Михаила Задорнова есть замечательный рассказ под названием «Кофточка». Желающие могут найти его в Интернете, а я лишь приведу финал: «…разразилась ядерная война, всё вокруг пылает и рушится, а забытая всеми кофточка продолжает висеть на ветке». Кто сейчас вспоминает о малайзийском «Боинге»? Прошло более месяца после трагедии, а внятной информации до сих пор нет. Кто сейчас помнит о том, что Путин ввел ответные меры именно после новых санкций Запада, который решил наказать Москву именно за эту катастрофу?

Это сумасшествие надо остановить, пока пятнадцатый уровень санкций не коснулся солнца, воды и воздуха.

XS
SM
MD
LG