Linkuri accesibilitate

Клиническая смерть Альянса


13 февраля 2013 года в 13-00 премьер-министр Влад Филат провел судьбоносный брифинг, где огласил то, о чем общество сначала догадывалось, затем подозревало, а после трагедии на охоте стало ждать и открыто требовать. Альянс в его нынешнем виде более не функционален, ибо в декабре 2010 года соответствующее соглашение подписали Филат, Лупу и Гимпу, а не Филат, Плахотнюк и Плахотнюк.
Горько писать об этом, но смерть Сорина Пачу стала бомбой, отрезвившей общество, которое пребывало в состоянии перманентной апатичной спячки. «Царская охота» разбудила Молдову, как когда-то, по меткому выражению Ленина, декабристы разбудили Герцена. Ни ручные СМИ, ни цепные псы из силовых структур, ни продажные борзописцы-«аналитики», ни «независимые» блогеры, ни представители «свободных» неправительственных организаций не сумели перебить волну возмущения, быстро поднявшуюся в стране.

Совершенно потерявшие чувство реальности представители власти, волею судьбы оказавшиеся на совместном «мероприятии» в фалештском лесу 23 декабря, по инерции привычной вседозволенности решили продолжать «играть дурочку» с целой страной, путаясь в собственных историях, обманывая и переводя стрелки на других.

По «случайному» совпадению на охоте оказались функционеры только от ЛП и ДПМ, что, помимо факта совместной попойки судей и прокуроров, вызывало вопросы с точки зрения политической культуры и сознания этих людей. Конечно, либеральные демократы в лице самого Филата с его вечным «Я узнал из прессы» и Речана, который тоже непонятно как и когда отреагировал, сработали далеко не блестяще. Их можно упрекнуть в мягкотелости, но уж никак нельзя пришить им (со-)участие в браконьерской охоте со смертельным исходом.

Вероятно, по этой причине в обществе появилось понимание той линии водораздела, которая в течение двух лет вырисовывалась между, с одной стороны, ЛДПМ и, с другой стороны, ДПМ и ЛП. И самое нелепое то, что как раз стараниями придворных журналистов и горе-комментаторов даже младенцы поняли, что Плахотнюк, Лупу и Гимпу – «хорошие ребята, рубаха-парни», а Филат – «очень нехороший человек». Проще говоря, карманная пресса сама способствовала тому, что премьер-министра и эту троицу стала отделять целая медийная пропасть.

Но народ неглуп! Он понимает больше, чем этого хотелось бы команде кукловода. Народ осознал, что ему подсовывают тухлую котлету, пытаются выдать черное за белое. Мои собеседники утверждают, что в районах население устало от диктата и шантажа со стороны людей Плахотнюка, а в Кишиневе и так все на виду. Если даже праворадикальные блогеры и журналисты, ненавидящие коммунистов, стали твердить «Пусть лучше ПКРМ, чем эти беспредельщики», то, значит, коллективного молдавского Герцена таки разбудили!

И все бы ничего, если бы Филат не оказался без вины виноватым в истории с охотой. В самом деле, на справедливое требование премьер-министра о немедленной отставке генпрокурора (что было поддержано обществом) команда кукловода беззастенчиво ответила: «А вы уберите министра внутренних дел». Политический бартер, надо полагать, является логическим следствием порочного «алгоритма», под которым подписался Альянс.

Дальше – больше. Диплом Дорина Речана, уголовные дела на Андрея Усатого и Вячеслава Негруцэ – всё это ручные силовики Плахотнюка выдавали, как горячие пирожки, всякий раз, когда давление на браконьеров из ЛП и ДПМ возрастало. И даже истерически поспешный шаг олигарха по сдаче своего же министра Бориса Фокши в ночь перед судьбоносным брифингом не смог изменить ситуацию – поезд под названием «АЕИ-2» стремительно приближался к дорожному указателю «Конец пути».

Спекуляции вокруг сегодняшнего выступления премьер-министра крутились преимущественно вокруг якобы непонимания нюанса: ЛДПМ выходит из Соглашения АЕИ, а не самого Альянса. Филат выразил готовность пересмотреть и заново подписать документ, но потребовал, чтобы договоренности концентрировались вокруг интересов – нет, не страны, я не настолько романтичен, чтобы так писать, - а всех трех партий и правительственных структур, но не одного-единственного человека, контролирующего уже едва ли не полстраны.

«Деплахотнюкизация» молдавской политики стала главным лозунгом Филата. Надо сказать, сработал он достаточно грамотно. Всемогущие американцы, которые, если верить некоторым моим собеседникам, прямо-таки мертвой хваткой вцепились в премьера и требуют сохранить «альянцу», претензий предъявить не могут – Альянс формально сохранен, а Соглашение АЕИ, которое для Гимпу превыше Конституции, вполне можно и пересмотреть, ибо это конъюнктурный политический документ, а не догма.

Но кукловод не был бы кукловодом, если бы не вытолкнул на авансцену своего заместителя по красноречию и словоблудию Мариана Лупу. Господин спикер, отбросив к чертям куртуазность и велеречивость, включил бензопилу и пошел крошить премьер-министра и всю его партию, заодно попилив вчерашних друзей коммунистов, объявив городу и миру, что в этот раз арбуз вот совершенно точно уже созрел!

Мариан Ильич не стал разбираться в упомянутых мною нюансах и прямо заявил, что Филат вышел из Альянса, а не Соглашения. Премьер-министр отныне назначен могильщиком правящей коалиции, «и никаких гвоздей». А впрочем, так ли уж это плохо? Ведь общество может выдать Филату новый кредит доверия, если он, конечно, продолжит гнуть свою линию и добьется демафиотизации политики РМ. А там, глядишь, созреют досрочные выборы, т.к. Плахотнюк без боя не сдастся и не допустит нового соглашения – без себя любимого. По моим сведениям, выборы могут состояться уже этой осенью. Пока же будем считать, что АЕИ умер не полностью. Пусть американцы не нервничают!
XS
SM
MD
LG