Linkuri accesibilitate

Армения – Россия: Стратегическое партнерство или...?



18 февраля в Армении состоятся очередные президентские выборы. Наибольшие шансы на победу имеет действующий глава государства Серж Саргсян, баллотирующийся на второй срок. Но как это часто бывает в «малых» странах бывшего СССР, внутреннее развитие во многом зависит от воздействия и взаимодействия внешних факторов.

Армения не только не исключение, но и яркое тому подтверждение. Зажатая с двух сторон враждебными режимами, соседствующая с дружественным, но проблемным Ираном, с формально доброжелательной, но фактически сомневающейся и вечно колеблющейся Грузией, Армения обречена на зависимость от внешних сил.

Южный Кавказ – сложнейший регион на стыке геополитических и энергетических интересов ведущих мировых сил. Наличие ряда застарелых конфликтов, в первую очередь, нагорно-карабахского, было и будет удобной площадкой для приложения политики России, США, Турции, Ирана, ЕС. Для Армении карабахское проецирование внутренней и внешней политики было фундаментальным вопросом, от которого зависело и зависит очень многое.

Так, «миротворческая» инициатива первого президента Левона Тер-Петросяна об урегулировании конфликта – на деле, об отказе от практически всех достижений армянского народа в войне с Азербайджаном, - стоила ему президентского кресла. Трагические события 1 марта 2008 года в Ереване эхом отдались в Карабахе, где азербайджанская сторона, воспользовавшись сложной внутренней обстановкой в Армении, атаковала позиции Армии обороны Нагорного Карабаха на северо-востоке республики, но была отброшена, понеся потери.

Словом, Карабах – это главный нерв армянской государственности. Именно освобождение Карабаха от азербайджанской оккупации, продолжавшейся почти 70 лет «благодаря» советской власти, стало колоссальным импульсом, укрепившим национальное единство и поднявшим на небывалую высоту дух народа, понесшего огромные человеческие и территориальные потери в 20-м веке.

Однако ввиду того, что Южный Кавказ – лакомый кусок для внешних игроков, их риторика зачастую оттеняет реальные многослойные цели и задачи. Если очень кратко: Россия хочет вытеснить США из Грузии и не допустить укрепления американцев в Армении и Азербайджане, желая вернуть полный контроль над традиционно российской сферой влияния. США хотят распространить влияние с Грузии на другие республики, ослабить влияние России и не допустить усиление чрезмерно самостоятельной и своенравной Турции, попутно завершив геополитическое окружение Ирана. Турки стремятся окончательно удушить и уничтожить Армению, поглотить населенную тюрками южную Грузию, слиться с Азербайджаном и оторвать от Ирана тюркские регионы северо-запада, создав огромное тюркское государство от Босфора до Каспия. Иран хочет не допустить окончательного ухода Азербайджана в поле региональной политики Израиля и США, укрепляет отношения с Арменией как клином в тюркском мире, пытается наращивать связи с Россией на Каспии. Наконец, Евросоюз хочет подтянуть к себе все три страны через «Восточное партнерство», чтобы уменьшить там влияние России.
Тот еще узел противоречий! Но самое сложное именно то, что – я повторю – риторика отличается от реальной политики. В этом смысле самой удивительной (со знаком «минус») является позиция России по отношению к Армении. Когда обыватель слышит про армяно-российские отношения, чаще всего у него возникают приторно-патетические ассоциации: многовековая дружба, бескорыстная любовь, стратегическое партнерство и прочее.

Увы, реальность гораздо суровее. Сначала сухие цифры: с 2000 года Российская Федерация с барского плеча списала странам Азии и Африки огромные долги. Например, Ираку Москва простила 8 млрд. долларов, Афганистану и Северной Корее – 11 млрд., Алжиру – почти 5 млрд., Сирии – 10 млрд., Ливии – 4,5 млрд. В общей сложности Россия списала 50 (пятьдесят) миллиардов долларов США.
Почувствовали масштаб этих сумм? А теперь сравним: на рубеже 90-2000х годов Россия заставила Армению, имевшую газовый долг в 100 (сто) миллионов долларов, отдать под свой контроль ряд предприятий в рамках программы «Имущество в обмен на долг». Россия прибрала их к рукам и… оставить умирать дальше. А предприятия, между прочим, очень важные для армянской экономики, например, уникальный в своем роде Завод математических машин.

Можно сколь угодно долго рассусоливать тему «стратегического партнерства», но этот шаг Москвы наглядно показал, какое место занимает Армения в ее повестке дня. Точнее сказать, как пренебрежительно воспринимают в Москве армянских «партнеров». Расхожая среди россиян и особенно шовинистов формула «Куда же армяне от нас денутся» - это квинтэссенция легкомыслия и ошибочной самонадеянности.

Списать 50 млрд. долларов всему миру и выкручивать руки ЕДИНСТВЕННОМУ союзнику на Южном Кавказе за 100 млн. долларов – это, конечно, очень по-партнерски. И если бы это был единственный эпизод, можно было бы закрыть на него глаза. Ан нет. Россия продолжает странные загогулины в своей региональной политике и в 2009-2010 годах продает Баку мощное вооружение – вертолеты Ми-35, танки Т-90С и – самый нашумевший случай – зенитно-ракетные комплексы С-300ПМУ-2 «Фаворит», которые, к слову, ранее не были проданы Ирану.

Не знаю, какие аргументы может привести Россия для объяснения этого, мягко говоря, странного шага, но я знаю, что в армянском обществе идет брожение. Нет, до откровенно антироссийских настроений, как в Грузии, не дойдет, все-таки армяно-российская дружба (настоящая, народная!) прочно сидит в армянских генах и вряд ли будет выветрена. Но это не значит, что откровенно антиармянские шаги Москвы будут пропущены мимо ушей.

И политики, и экспертное сообщество, и рядовые граждане все чаще задаются вопросом: зачем ориентироваться на Россию, зачем состоять с ней в ОДКБ, если она продает смертельным врагам армянской государственности (а про российско-турецкое военное сотрудничество забывать тоже не надо!) наступательное вооружение?

С другой стороны: с какой стати Россия должна «обижаться» на Армению за то, что та не дает четкого ответа на вопрос о возможном членстве в Евразийском союзе? С какой стати Россия должна злиться на то, что Армения выстраивает уравновешенную внешнюю политику и сотрудничает с США? Кстати, американцы с 1992 года не продают оружия Азербайджану! И я с трудом представляю себе, чтобы США поставляли оружие смертельным врагам Израиля.

А Россия может позволить себе «легкий флирт» с Азербайджаном и Турцией и при этом дуться на Армению, которая, я напомню, находится в опасном окружении и должна взвешивать каждый шаг – свой и чужой. В последнее время Москва, правда, пытается несколько нивелировать негатив от указанных эпизодов, намереваясь открыть в Ереване «Академию ОДКБ» и наладить масштабное военно-техническое сотрудничество.

При этом ряд московских экспертов, признав грубый ляп в виде поставок С-300 Азербайджану, пытаются списать это на «промахи внешней политики администрации Медведева», ставя эту ситуацию на один уровень со сдачей Ливии весной 2011 года. Верится, но с трудом. Кто-то хочет доказать, что в годы своего президентства Медведев не находился под влиянием Путина? Не хочу выступать в роли «адвоката дьявола» в армяно-российских отношениях, но пока я вынужден констатировать, что Россия непоследовательна в партнерстве с Арменией. А регион-то сложный…
XS
SM
MD
LG