Linkuri accesibilitate

Арбузная терапия для Молдовы


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Интригующее событие произошло на днях в молдавской политике. На 5-летний юбилей Либерально-демократической партии прибыл лидер Партии коммунистов Владимир Воронин, чтобы лично поздравить председателя ЛДПМ, премьер-министра РМ Влада Филата. Такой эпизод не мог остаться не замеченным прессой и экспертным сообществом, тем более что на юбилее вопиюще отсутствовали лидеры двух других партий Альянса – Мариан Лупу и Михай Гимпу.

Интернет-сообщество раскололось, не давая однозначной оценки неожиданного прихода Воронина. Но такого ли уж неожиданного? За пару дней до юбилея своей партии Филат посетовал на отсутствие должного политического диалога с оппозицией, явно намекая на ПКРМ как на главную силу, противостоящую Альянсу.

Пару недель назад ПКРМ и ЛДПМ, преодолев сопротивление ЛП и ДПМ, проголосовали в одной из парламентских комиссий за создание нового государственного органа при госканцелярии (читай: при Филате), ответственного за контроль над министерствами и ведомствами. По сути, это параллельная Счетной палате структура, подчиняющаяся лично премьер-министру.

Эта новость за 28 ноября почему-то не получила должного внимания в молдавской прессе, особенно в той ее значительной части, которая входит в медиа-холдинг Демократической и Либеральной партии. Оно и понятно: голосование коммунистов и либеральных демократов живо напомнило общественности увольнение их же силами директора СИБ Георгия Михая в октябре 2011 года.

И тогда, и сейчас в обществе возобновились разговоры об «арбузной коалиции» - альянсе красной ПКРМ и зеленой ЛДПМ. И в прошлом, и в нынешнем году основным мотивом для такой странной на первый взгляд связки называлось наличие общего врага: мол, Воронин и Филат хотят перебороть стремительно набирающего силу «кукловода» Плахотнюка. Автор этих строк своими ушами слышал об этом от людей, близких к ПКРМ.

Но в 2011 году «арбуз не созрел», и Филат остался приверженным «принципам и ценностям» Альянса. Как показал ушедший год, - зря. «Кукловод» не только не оценил преданности премьера, но и продолжил наступление на государственные институты, буквально опутав силовые и околосиловые структуры своими сетями. Злые языки поговаривают, что параллельно Плахотнюк пристегнул к себе Либеральную партию, щедро одаривая ее лидера за «правильное» голосование в парламенте. В результате под влиянием «кукловода» оказались генпрокуратура и Антикоррупционный центр, Национальная комиссия по неподкупности и СИБ, не говоря уже о судах. Плюс скупка оптом и в розницу перебежчиков из ПКРМ, строящих нынче в парламенте «конструктивную оппозицию» - такую конструктивную, что не очень-то хочется очернять благородное слово «оппозиционер» применительно к этим ну очень прагматичным и гибким людям.

В итоге Филат оказался в роли «сапожника без сапог». Полномочия широки, рейтинг высок – а реальных рычагов все меньше и меньше. Красноречивым сигналом о том, что «кукловод» не даст премьеру передышки, стала трансляция одним из телеканалов выступления Баррозу в Национальном дворце. Как только слово после португальца взял молдавский премьер, телеканал решил переключиться в студию и продолжить общение с экспертами. Днем ранее этот же канал демонстративно игнорировал Филата в момент встречи Баррозу в аэропорту – я далек от мысли о том, что на сие мероприятие был отправлен непрофессиональный оператор, который несколько раз «случайно» вырезал Филата из картинки.

Словом, я не могу исключать, что скрытый намек премьера в адрес оппозиции был не простым зондированием почвы, а достаточно осознанным посланием о том, что ПКРМ может стать реальным противовесом для не в меру разошедшегося первого вице-спикера парламента. В этом смысле Филат уже не может быть до конца уверенным даже в своей парламентской фракции: ведь в день голосования по отставке Плахотнюка ЛДПМ, несмотря на наличие в ней достаточно сильной группы «анти-кукловод», не поддержала инициативу ПКРМ, чем сильно подпортила Филату репутацию.

Не менее серьезно дела обстоят у коммунистов. До последнего времени они старались обходить вниманием своего бывшего партнера Плахотнюка, предпочитая громить все того же премьера и непонятно на что надеясь. Но и их великодушие не было оценено по достоинству: уход людей из ПКРМ в ДПМ продолжается в угрожающих масштабах, причем и на центральном, и на региональном уровне. Фактический лидер демократов дает понять и Воронину, и Филату, что далек от сантиментов и не намерен останавливаться на достигнутом.

ПКРМ перед лицом серьезного подрыва влияния, а либеральным демократам многие прочат резкое уменьшение числа депутатских мандатов в пользу Демпартии. Объективная картина подсказывает «красным» и «зеленым» необходимость объединиться. Но есть весомые субъективные преграды: Воронину, ставшему заложником жесткой антиправительственной риторики, будет трудно объяснить электорату связку с партией власти, а Филату может не хватить решимости и силы воли, чтобы переступить через заклятых друзей из АЕИ. Ситуация для двух самых адекватных политиков Молдовы весьма щекотливая: удастся ли им перебороть слабохарактерность и догматичность? Что возьмет верх – эфемерные политические договоренности с ненадежными «партнерами» или инстинкт самосохранения? Ведь на кону не спасение двух партий перед лицом общего соперника, а судьба страны, которая стремительно загибается.
XS
SM
MD
LG