Linkuri accesibilitate

Дженнифер Браш: Я не была ни разочарована, ни слишком приятно удивлена переговорами


Дженнифер Браш
Дженнифер Браш

Глава Миссии ОБСЕ в интервью Валентины Урсу.


Вторая часть интервью с Дженнифер Браш.

Свободная Европа: Последний раунд переговоров был успехом или разочарованием?

Дженнифер Браш: Я бы сказала, что я не была ни разочарована, ни слишком приятно удивлена переговорами. Я думаю, что они прошли примерно так, как мы и ожидали. Как я уже говорила в многочисленных интервью, сначала переговоры после такого долгого перерыва привели к некоторым довольно быстрым решениям по вопросам, которые были важны для обеих сторон, и не были политически сложными для принятия решения. По мере того, как шел год, мы добрались до более сложных вопросов, где найти решение было политически более сложным, и сейчас мы тут и находимся. Мы находимся в середине очень сложных, но очень важных проблем, и мы надеемся решить их, и это не удивительно, что требуется некоторое время, чтобы сделать это.

Свободная Европа: экономические, социальные вопросы, вопросы, связанные с правами человека. Они были перенесены на следующий год. Ожидали ли Вы, что эти вопросы решатся, или Вы рассчитываете, что следующий год будет более важным в сближении двух берегов Днестра?

Дженнифер Браш: При всем уважении, позвольте мне не согласиться немного с тем, что не было никакого прогресса в экономических и социальных вопросах и вопросах прав человека. Я думаю, что там было значительное движение вперед, в первую очередь, движутся грузовые поезда, были вывезены радиоактивные источники, хотя мы хотели бы иметь больше таких вывозов. У нас был ряд успехов на уровне рабочих групп, в частности, в области здравоохранения, и мы надеемся на больший успех рабочих групп в сельском хозяйстве и экологии. Может быть это ниже Вашего уровня интереса, как средства массовой информации, но был ряд вопросов, где наблюдалось движение вперед, и мы рады этому. Одним из больших успехов сентябрьского раунда стал упрощённый процесс подтверждения приднестровских дипломов. И хотя приднестровская сторона говорит, что этот вопрос не полностью решен к их удовлетворению, фактически наблюдается значительное движение вперед по признанию приднестровских дипломов, так что приднестровцы могут работать и учиться более свободно по всему региону. Это также имеет выгоду для всех тех, кто имеет приднестровские дипломы. Я думаю о наших друзьях в Гагаузии и в других местах, которые имеют такие дипломы, и они сказали мне сами, когда мы были недавно в Гагаузии, что они сейчас могут работать и получать высшее образование более свободно по всему региону. Так что, я думаю, не следует недооценивать вопрос нострификации. На самом деле, это был значительный шаг вперед, потому, что мы все хотим иметь высокообразованное население. Когда американский президент Обама был избран на первый срок, он сказал, что обязанностью каждого является получение высшего образования.

Свободная Европа: Госпожа Посол, после перезапуска переговорного процесса, Кишинев и Тирасполь согласились, что политика малых шагов является наиболее разумной. Позже, высказывались мнения, что политический статус приднестровского региона должен предшествовать политике малых шагов. Каково Ваше мнение?

Дженнифер Браш: Мы все знаем, что это политические переговоры, и что цель политических переговоров - найти особый статус для Приднестровья в рамках территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Это данность. Что мы пытаемся сделать сейчас - это построить доверие. Я не называю это политикой малых шагов, потому что я никогда не считала это политикой. Политика для меня - это более высокий уровень принятия решений. Но это просто то, что обе стороны согласились делать для того, чтобы укреплять доверие. И да, я соглашусь с тем, что обе стороны, учитывая мой опыт работы с ними в этих раундах переговоров, нуждаются в построении доверия между ними. Для того чтобы сделать это, они должны принять определенные решения, которые влияют на жизнь людей, решения, которые реализовываются таким образом, чтобы люди могли ощутить пользу в своей жизни.

Свободная Европа: Я слышала заявление, сделанное спикером парламента Марианом Лупу, что в рамках формата переговоров 5+2 мало политической воли. Сколько политической воли должно быть в этом формате, для того, чтобы найти решение приднестровского конфликта?

Дженнифер Браш: Я думаю, что вы должны спросить спикера парламента Мариана Лупу, что он подразумевает под этим заявлением. Я не хочу интерпретировать его комментарии. Но я скажу, что если бы вы спросили почти все стороны формата 5 +2, что является их целью переговоров, они сказали бы: найти особый статус для Приднестровья в рамках территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Это политическая воля почти всех участников процесса 5 +2.

Свободная Европа: Как вы думаете, интересы Кишинева совпадают с интересами Тирасполя относительно реинтеграции страны?

Дженнифер Браш: Я много думаю об этом, и я надеюсь, что участники переговоров думают об этом, по крайней мере, столько же, и я надеюсь, что даже больше, чем я. Но когда я пытаюсь собрать воедино кусочки переговоров, мне вспоминается классическая дилемма переговоров, которая называется "дилеммой заключенных", являющейся базовой для любого тренинга по переговорам. Согласно этой теории, если обе стороны делают то, что они думают в их непосредственных интересах, большую часть времени это не то, что в их долгосрочных интересах. Если представить себе, что стороны ведут различные политики, возможно, в краткосрочной перспективе, это может быть заманчивым, но в долгосрочной перспективе, я надеюсь, что более зрелые лица, принимающие решения по обе стороны реки понимают, что краткосрочное искушение не стоит риска упустить возможность долговременного урегулирования, которое принесет процветание, стабильность и демократию для всех в регионе.

Свободная Европа: Украина, соседняя страна, возьмет на себя председательство ОБСЕ, начиная с 1 января 2013 года. Некоторое время назад Киев предложил план урегулирования приднестровского конфликта. Могут ли переговорщики вернуться к этому плану?Каковы ожидания от Украины на следующий год?

Дженнифер Браш: Что касается плана, я не буду перечислять предыдущие выдвинутые предложения, но я хотела бы сказать, что любое урегулирование конфликта, вероятно, не будет сюрпризом для участников. Вероятно, окончательное устроиство урегулирования довольно ясно для сторон конфликта. Но что касается украинцев, я могу только сказать, что они были чрезвычайно конструктивными и продуктивными, с того времени когда я присоединилась к процессу. Я был очень впечатлена работой украинского посольства здесь, в Кишиневе и руководством Посла Пирожкова. Он и его команда были очень вовлечены в работу на местном уровне с рабочими группами, а также активно призывали руководство обеих сторон проводить совместные встречи. Я могу только высоко оценить украинское участие до сих пор. Равным образом, их переговорщик в формате 5 +2 - Посол Харченко, был очень конструктивным. И я только что провела много времени с новым украинским посланником по мирному процессу Андреем Дещицей, который, я убеждена, очень заинтересован в переговорном процессе, и будет играть очень конструктивную и продуктивную роль. У меня нет причин не быть радой, что украинцы будут председательствовать в будущем году. Они инстинктивно понимают и живут с этими вопросами, и они инвестировали свою заинтересованность в исходе. Я думаю, это очень своевременно, что украинцы станут председателем именно в 2013 году.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG