Linkuri accesibilitate

Брюссель словам не верит


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Признаться, я устал от истерического восторга, который испытывают многие молдавские политики в связи с приездом в Кишинев председателя Европейской комиссии Жозе Манэула Баррозу. Европейская интеграция как идея, безусловно, хороша, но у меня создается впечатление, что в Молдове не все знают и понимают, что собой представляет европейская бюрократия.

Хочется сразу остудить пыл тех, кто считает, что приезды высоких европейских гостей – это уже полдела в достижении поставленных целей. Увы, это даже не полдела, а гораздо меньше. Я был и остаюсь убежденным в том, что успех молдавской внешней политики складывается не на трибунах, с которых выступают важные чиновники, а в тиши кабинетов Кишинева и Брюсселя.

Европейские бюрократы – всем бюрократам бюрократы! Страны, вступавшие ранее в ЕС, годами исписывали тысячи страниц документов, а брюссельские чиновники с завидным занудством проверяли эти кипы бумаг, умудрялись делать замечания, требовали переписать сотню-другую страниц и в довершение заставляли исполнять написанное «в живую», дабы убедиться в профессионализме, искренности и целеустремленности новичков.

То же самое ждет Молдову – собственно, процесс уже идет, но жестоко ошибается тот, кто думает, что мы сможем вздохнуть спокойно, завершив подготовку, скажем, Договора об ассоциированном членстве. После этого только начнется «самый смак»! Европейская интеграция – это не только лозунги. Вернее, это как раз таки не лозунги, а тяжелейшая всесторонняя работа.

Вторая половина вопроса – взаимодействие с национальными правительствами и парламентами 27 стран-членов ЕС. Дело европейских комиссаров – проверить домашнее задание молдавских «учеников» и передать на рассмотрение экзаменационной комиссии трех десятков столиц.

Самое время обратить внимание кишиневских романтиков на то, что Жозе Мануэл Баррозу – это как завуч по учебно-методической работе в школе. Председатель Европейской комиссии – руководитель 27 европейских комиссаров, которые представляют не свои страны, а лишь области деятельности. Председатель входит в состав Европейского Совета – высшего политического органа ЕС, но, заметьте, не имеет там права голоса! Туда же входит и председатель Европейского Совета или неофициально «президент ЕС» Херман ван Ромпёй. И он тоже не имеет права голоса!

Первую скрипку в ЕС играют национальные лидеры – 27 президентов и премьер-министров, которые отвечают за стратегические линии политической интеграции, принимают решения и следят за их исполнением. А кто их исполняет? Правильно – Европейская комиссия. Проще говоря, Баррозу будет делать то, что решат Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Марио Монти, Дэвид Кэмерон и т.д.

Не следует путать Европейский Совет (глав государств) от Совета Европейского Союза, где командуют министры иностранных дел и главы других отраслевых ведомств. В каждом из профильных советов участвует и соответствующий еврокомиссар, но и тут он не имеет права голоса!

В общем, куда ни кинь – Европейская комиссия остается на вторых ролях. Жаль, что молдавское руководство «забывает» рассказать народу об этих, в общем-то, несложных нюансах. Визит Баррозу – это хорошо для Кишинева. Но вряд ли он способен радикально повлиять на европейские успехи Молдовы.

По мне, так приезд Меркель в августе был намного важнее. Но даже она, главный игрок в ЕС, не стала раздавать обещаний, ибо не готова взять на себя ответственность и гарантировать европейское будущее РМ. Многое, если не всё, зависит от самой Молдовы. Волокита на уровне «правительство РМ – еврокомиссары» и переговоры в формате «правительство РМ – национальные правительства ЕС» - это еще не вся работа. На финише стране-кандидату предстоит подписание договора о вступлении в ЕС, который еще должны ратифицировать 27 национальных парламентов.

Словом, европейскую интеграцию в Брюсселе и Кишиневе рассматривают как-то по-разному. Очень зря. Молдавские власти, заявляя о безальтернативности курса на ЕС, должны отдавать себе отчет в том, что европейские политики за десятилетия работы слышали столько дифирамбов в адрес ЕС, что давно уже перестали верить словам. Европейский Союз – это в первую очередь упорная работа над собой.
XS
SM
MD
LG