Linkuri accesibilitate

1996: В год выборов экономика уступила политике


1 декабря во втором туре Лучинский опередил Снегура более чем на 7%
1 декабря во втором туре Лучинский опередил Снегура более чем на 7%

В стране, где неопределенность становилась нормой жизни, наиболее работоспособная часть населения уезжала за рубеж в надежде найти работу и прокормить свои семьи.

С самого начала года представители политического руководства заявили, что дела в стране идут не совсем так, как должно, и что необходимы кадровые изменения в правительстве. Но никаких перестановок не последовало, а рядовым людям – бюджетникам, пенсионерам, рабочим, членам сельхозкооперативов – предоставили возможность самостоятельно выживать в условиях растущей задолженности по зарплатам и головокружительного взлета цен и тарифов.

В конце года профсоюзы объявили всеобщую забастовку с требованиями погасить полугодовую задолженность по зарплатам и не допустить повышения тарифов на электричество, так как население не сможет оплачивать счета за коммунальные услуги.

Basa-press приводит данные Всеобщей федерации профсоюзов, согласно которым, до повышения тарифов коммунальные услуги обходились семье, проживающей в двухкомнатной квартире, в 130-150 леев, при том, что средняя зарплата в национальной экономике составляла 65-85 леев в месяц. До повышения тарифов, по официальной статистике, расход электричества оплачивался лишь на 60%.

Таким образом, задолженность накапливалась не только по пенсиям и зарплатам (более 650 млн леев, или около 141 млн долларов), но и по импортируемым энергоресурсам. 25 декабря парламент ратифицировал соглашение между правительством Республики Молдова и российским концерном «Газпром» об урегулировании задолженности Республики Молдова за поставки природного газа в 1994-1996 гг. Погасить долг предполагалось путем выпуска векселей на сумму 140 млн долларов, эквивалентную сумме долгов. Депутаты от оппозиции выступили против такого решения проблемы, усмотрев в этом «разбазаривание народного достояния».

Кабинет министров был не в состоянии решить проблемы, с которыми сталкивается население – утверждали профсоюзные деятели, цитируемые агентством Basa-press.

Предвыборная кампания круглый год

Председатель парламента Петру Лучинский заявил 16 января в интервью газете Moldova Suverană, что правительство Сангели не реагирует на неотложные проблемы и нередко произвольно применяет законы.

Избирательная кампания по выборам президента, 1996 год
Избирательная кампания по выборам президента, 1996 год

​Критические высказывания в адрес правительства раздавались и со стороны аппарата главы государства. 5 февраля президент Снегур, который уже анонсировал свое участие в президентских выборах, издал указ, в котором потребовал стопроцентного погашения задолженностей по пенсиям и зарплатам. Как сообщала газета Flux, «президент Снегур не исключал возможность отставки кабинета Сангели в полном составе – если задолженность не будет погашена до 1 апреля».

«Указ необходим, но он неосуществим и преследует чисто популистские цели», – заявил в ответ глава правительства. «Абсолютно беспочвенны попытки обвинить кабинет в действиях, направленных на сдерживание реформ, в частности, в аграрном секторе экономики», отмечалось в заявлении правительства, опубликованном в Moldova Suverană.

Отдельные чиновники пояснили, что ситуация накалена – особенно, в селах, и что часть вины за это ложится на банкиров, которые не предоставляют кредитов агропродовольственному сектору. В свою очередь, представители банков дали понять, что большинство агропредприятий объявлены неплатежеспособными – при том, что их склады забиты товарами.

В первых числах марта на пленарном заседании парламента депутаты обсудили доклад о коррупции в стране – еще один повод для словесной перепалки между сторонниками правительства и президента, которые обвиняли друг друга в протекционизме и конфликте интересов.

«Кульминацией парламентских дебатов стала речь президента Мирчи Снегура, который сослался, в том числе, на «загадочную» схему с Banca de Economii, перешедшего из ведения государства в ведении компании «Нефтегазгрупп». Снегур спросил председателей парламентских комиссий, как можно объяснить тот факт, что закон об этом банке, уже после принятия парламентом, «дорабатывался» в течение полугода? Когда закон был направлен президенту на промульгацию, Banca de Economii перешел в частную собственность», – сообщала газета Flux. Тогда же президент сообщил, что он потребовал у Сангели кадровых перестановок, и что, по его данным, несколько министров допустили коррупционные действия. Среди них был назван и министр обороны Павел Крянгэ.

Страну разворовывают, а в парламенте устраивают клоунаду: оказывается, в законодательстве вообще отсутствует определение понятия «коррупция», – цитировали президента «Молдавские ведомости». Газета отмечала со ссылкой на слова Снегура, что беззакония происходят из-за отсутствия реформ в административном аппарате, и что необходима оптимизация и объединение ряда государственных учреждений, в том числе административная реформа.

Предвыборные баталии

14 марта Снегур отправил в отставку министра обороны Павла Крянгэ с нелестной формулировкой: не справился в достаточной мере с руководством войск, не проконтролировал сохранность имущества Национальной армии, не обеспечил эффективное использование бюджетных финансовых средств, подозревается в коррупции… Этот президентский указ положил начало войны между двумя институтами власти – аппаратом президента и правительством, которая будет длиться весь год.

Страну разворовывают, а в парламенте устраивают клоунаду: оказывается, в законодательстве отсутствует определение «коррупция». Мирча Снегур, «Молдавские ведомости».

​Газета Moldova Suverană сообщала читателям, что в субботу, 16 марта на экстренном закрытом заседании депутаты обсудили легитимность указа и решили обратиться в Конституционный суд. Flux информировал, что на руководителей министерства обороны заведены три уголовных дела по фактам коррупции, а депутаты от оппозиции уточнили, что речь идет о продаже за рубеж армейского вооружения. Подсчетом ущерба занялась Счетная палата.

Министр Крянгэ обвинения отверг и уходить в отставку отказался, а в прессе начались разговоры о том, что генерал Крянгэ намерен организовать государственный переворот. Впоследствии он был реабилитирован Конституционным судом.

«Снегур начал предвыборную кампанию действиями по дискредитации парламентского большинства и представителей правительства», – так отреагировала группа депутатов-аграриев, которая обвинила президента в намерении установить авторитарный режим.

Газета Moldova Suverană, которая стала рупором правительства и правящей партии, предлагала перейти на парламентскую систему правления – с избранием президента депутатами, или же предполагала вообще ликвидировать институт президента. «Страна бедная, а президентский институт дублирует правительство…», – говорилось в комментарии.

Moldova Suverană сообщала, что председатель парламента Петру Лучинский обвинял однопартийцев Снегура в том, что «они возомнили себя верховными арбитрами /…/. Партия возрождения и согласия прибегает ко лжи с целью получения дешевого политического капитала».

Вопрос о министре Крянгэ вновь был поднят в парламенте в июне, когда президент Снегур повторно потребовал отставки генерала. На этот раз Лучинский его поддержал.

«Страна обезглавлена»

24 апреля в своей речи в парламенте, опубликованной в газете Moldova Suverană, Мирча Снегур вновь поднял вопрос о «беспрецедентной бедности». Мирча Снегур заявил, что он потребовал ускорения реформ, но ему чинят препятствия. «На самом деле, происходит компрометация реформ – явление, в основе которого лежит реализация продукции за рубежом по чрезмерно низким ценам. По моему мнению, недостаток правительства состоит, прежде всего, в том, что оно по-прежнему строит свою работу согласно командно-административным методам», – отметил президент.

Снегур упрекал бывших коллег по партии в затягивании ряда реформ, в числе которых – политика налогообложения и кредитования, оптимизация центрального аппарата и меры по поддержке бизнеса.

В апреле премьер Андрей Сангели и председатель парламента Петру Лучинский заявили о намерении баллотироваться в президенты. С этого момента СМИ освещали в основном предвыборные кампании кандидатов – в ущерб экономическим и другим проблемам.

И правительство, и парламент, и аппарат президента включились в предвыборную гонку, а управление экономикой ушло на второй план. Министр экономики Валериу Бобуцак, Basa-press.

​До старта кампании агентство Infotag отмечало, что Лучинский шел на выборы как мастер и сторонник компромисса, а команда Снегура продвигала главу государства как единственного кандидата, способного продолжить реформы и укрепить независимость.

Несмотря на то, что Лучинскому давали меньше шансов, 1 декабря во втором туре он опередил Мирчу Снегура более чем на 7%. По мнению агентства Infotag, люди проголосовали не столько за Лучинского, сколько против Снегура; они предпочли перемены, даже если эти перемены для некоторых означали откат в прошлое.

Мирчу Снегура обвинили во всех возможных грехах за последние семь лет: развязывании войны, намерении реализовать программу Христианско-демократического народного фронта и осуществить объединение с Румынией, в коррупции и оказании протекций мафиозным кругам. Последние аргументы с не меньшим успехом были использованы и против Петра Лучинского. Кроме того, агентство отмечало, что Лучинскому вменяли стремление вернуть Республику Молдова под полное влияние России, а также готовность открыть российскую военную базу.

Наследство кабинета Сангели

На второй день после выборов премьер Андрей Сангели подал в отставку.

Помимо огромных долгов по зарплатам и пенсиям, долгов перед поставщиками энергоносителей, правительство аграриев добилось рекорда и по задолженностям хозяйствующих субъектов перед бюджетом – они составили 760 млн леев. С другой стороны, в активе кабинета министров было слишком мало достижений в области приватизации. Аграрная реформа все откладывалась, несмотря на то, что она была одним из условий МВФ и Всемирного банка. По некоторым оценкам, в личную собственность граждан перешло лишь 103 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель (17%), а эксперты указывали на «отсутствие в верхних эшелонах власти всякого желания адаптироваться к сложившимся условиям и изменить что-либо в сельском хозяйстве».

Среди проблем, доставшихся в наследство Лучинскому и будущему правительству, числился и приднестровский вопрос. В июне 1996 года представители двух сторон согласовали и парафировали меморандум о статусе региона. Этот документ Снегур подписывать отказался, сославшись на то, что в меморандуме не соблюден принцип территориальной целостности Республики Молдова. В парафированном документе Приднестровье фигурировало как территориально-государственное образование в составе Республики Молдова со статусом республики.

Посредник от Кишинева, вице-министр юстиции Михай Бушуляк приветствовал политическую волю Кишинева. По его мнению, проект предполагал не федерализацию, а широкую автономию.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG