Linkuri accesibilitate

Валериу Мунтяну: «В любой стране проблему мусорных свалок решает воспитание, а не инфраструктура»


Министерство окружающей среды не будет выдавать разрешения на открытие новых полигонов для размещения отходов до тех пор, пока не будет отрегулирована деятельность восьми региональных ассоциаций по управлению отходами. Что еще намерена предпринять власть для того, чтобы оптимизировать процесс утилизации мусора? На вопросы Свободной Европы отвечает министр окружающей среды Валериу Мунтяну.

Свободная Европа: Накануне вы объявили, что министерство не будет выдавать разрешения на открытие новых полигонов для размещения мусора, пока не начнут работать восемь запланированных ассоциаций по управлению отходами. Что это означает в условиях, когда проблема утилизации отходов становится все острее?

Валериу Мунтяну: Мы взяли на себя обязательства перед партнерами по развитию, которые обещали помочь нам в этом плане не только на декларативном уровне, но и практически. Потому что для реализации стратегии управления отходами, для создания восьми региональных межмуниципальных предприятий по всей территории Молдовы с необходимой инфраструктурой понадобятся около 250 млн евро.

Либо Республика Молдова находит эти деньги у себя, что практически невозможно, либо мы рассчитываем на поддержку партнеров по развитию, которые помогут, в том числе, и существенной грантовой долей. Наши амбиции, амбиции министерства окружающей среды состоят в том, чтобы как минимум половину нужной суммы покрыть за счет грантов. Для этого необходимо соблюдать определенные обязательства перед нашими партнерами, которые указали нам правильный путь – не транжирить деньги, полученные в виде гранта или кредита, и обеспечить конечный положительный результат.

Мы решили пойти по четко намеченному пути: в 2015 году установили, сколько в Молдове мусорных свалок, занесли их в кадастр, а затем решили: никаких разрешений на открытие новых полигонов для размещения мусора, пока не будет создана вся инфраструктура. По каждому населенному пункту, вне зависимости от его размеров, задача стоит следующая: они управляют этой общей мусорной свалкой, размещают там отходы, а к концу первого этапа мы начнем перестройку существующих площадок для мусора.

В Цынцаренах, к сожалению, скорее можно говорить о политической катастрофе, нежели об экологической

Иными словами, известные нам коммунальные мусорные свалки подлежат вывозу на более крупные полигоны, при строгом соблюдении условий безопасности и с последующим обеззараживанием. А освободившиеся участки восстанавливаются путем посадки лесополос и т.п. Для муниципия Кишинева никаких исключений в этом смысле не будет, столице тоже придется искать решения в рамках имеющейся инфраструктуры. Мы объяснили коллегам, в чем суть вопроса, и они нас поняли.

Свободная Европа: Иными словами, мусор пока будут вывозить на существующие площадки. Но вернемся к проблемам Кишинева. Вы сейчас упомянули об инфраструктуре… Что на данный момент представляет собой инфраструктура по утилизации отходов в Республике Молдова – и какие ставятся задачи?

Валериу Мунтяну: В принципе, можно говорить об отсутствии инфраструктуры по управлению отходами. Ясно одно: за последние 25 лет из-за отсутствия видения или из-за безденежья, а, возможно, из-за халатности Республика Молдова не выделила из госбюджета или других внутренних источников ни единого лея на развитие системы управления отходами. У нас были другие, более важные, задачи и направления для расходования государственных денег.

К сожалению, и в перспективе не предвидится другого подхода, или источников, или конкретных направлений, откуда Республика Молдова могла бы получить нужные деньги. Поэтому наш главный расчет связан с поиском внешних источников.

Сегодня в каждом населенном пункте есть одна, две или десять стихийных мусорных свалок. Давление, которое мы, министерство окружающей среды, оказываем на мэрии, сводится к следующему: ликвидировать 7-8 или 10 мусорных свалок, все, что есть, и оставить только одну – и мы будем знать, что на один населенный пункт приходится одна свалка. Этот принцип будет соблюдаться до завершения первого этапа внедрения стратегии управления отходами.

Что собой представляет эта стратегия, каков дизайн новой инфраструктуры? Восемь межмуниципальных предприятий с севера до юга, а центр – это Кишинев с семью районами вокруг. Все жители соответствующих регионов будут обслуживаться соответствующим единым предприятием, единым оператором, по единому тарифу, с одним парком машин по транспортировке мусора, с единым центром по управлению отходами, где будет производиться сортировка отходов и их переработка. После чего, соответственно, отходы попадают в яму, где идет получение биогаза и т.д. Вот по этому принципу и будет организована работа по всей Молдове.

Цынцарены – это один из населенных пунктов, отобранных датской компанией Cobi как лучшее в регионе место для строительства центра по управлению отходами

И еще – единый в стране центр, куда попадают опасные отходы. Посмотрим, где именно это будет происходить, потому что мы начали работать в Сынжере, но там этот вопрос политизировали настолько, что мы рискуем скомпрометировать весь проект, если остановимся на том варианте. Так что будем рассматривать и другие населенные пункты.

Свободная Европа: То, что вы рассказываете, звучит амбициозно, но сколько времени еще продлится подготовка к открытию восьми интегрированных систем?

Валериу Мунтяну: График уже разработан, многие из этих региональных предприятий имеют достаточно высокий уровень зрелости. На прошлой неделе мы доложили об этом в парламенте, на заседании спецкомиссии. Имеется техническое обоснование по первой зоне, южной, которая уже готова; летом мы уже рассчитываем на финансирование проекта. Необходимо еще согласие министерства финансов, его заключение о том, что согласованные нами финансовые параметры благоприятны для Республики Молдова.

После чего до конца 2017 года за счет внешних средств – на это потребуется миллион евро, точнее, 1,2 млн евро – датская компания разработает технические обоснования, они будут готовы в мае – июне – сентябре и, соответственно, в декабре. Следовательно, в декабре этого года у нас будут все технические документы с параллельным запуском финансирования. Согласно плану, к 2020 году начнут работать все эти системы.

Свободная Европа: Как это будет выглядеть на примере Кишинева? Столичная мэрия объявила, что ищет площадки для новых свалок, и что полигон в Бубуечь будет перемещен. Тем временем возобновляется полемика вокруг свалки в Цынцаренах, которая, как утверждают многие, грозит экологической катастрофой… Что происходит на самом деле, какие решения вы видите, и как будут воплощаться на практике планы министерства?

Валериу Мунтяну: В Цынцаренах, к сожалению, скорее можно говорить о политической катастрофе, нежели об экологической. И мы можем это аргументированно доказать. Этот вопрос слишком политизирован. Но давайте по порядку, с начала и до конца.

Справедливости ради надо сказать, что, пока шла разработка и согласование стратегии управления отходами, на начальном этапе были предприняты различные попытки решить проблему по каждому муниципалитету в отдельности. Потому что в старом законе парадигма предусматривала следующее: за вывоз отходов отвечает местное публичное управление. И все бремя ложилось на плечи мэра: если было грязно, то именно к нему мы отправлялись и налагали штрафные взыскания.

Мандаты министров краткосрочные, но это не значит, что они не могут быть яркими

Сейчас в новом законе этот концепт переосмыслен, ответственность перенесена на государство. Более того, эту ответственность будут разделять и производители отходов. Это же общая проблема, и решать ее нам всем. Не только Кишинев испытывает трудности, но десятки и даже сотни муниципалитетов находятся на пределе своих способностей по управлению отходами. Но ни для кого исключений мы не делаем, потому что таким образом можно скомпрометировать этот концепт, над которым была проведена столь огромная работа и по которому, как я уже говорил, есть значительная грантовая часть.

Для Кишинева уже начата поэтапная процедура. Полигон для размещения мусора находился в ведении мэрии, сейчас он переводится на баланс государства, на баланс министерства окружающей среды. Я сказал, и я повторяю: мы это делаем не для того, чтобы завтра передать право на транспортировку отходов для муниципия Кишинева. Исключено. Ведь Цынцарены – это один из населенных пунктов, отобранный датской компанией Cobi как лучшее в регионе место для строительства центра по управлению отходами. Здесь имеется практически вся необходимая инфраструктура для размещения сортировочной фабрики и, соответственно, котлована для органических отходов.

Свободная Европа: Но, г-н Мунтяну, есть известное выражение «министры уходят – мусор остается». Как вы намерены обеспечить преемственность работы?

Валериу Мунтяну: Это правда, мандаты министров по определению краткосрочные. Но это не значит, что они не могут быть яркими. И именно этого я желаю для себя. Я получил эту стратегию как эстафету из рук моих предшественников, и я пытаюсь ее развивать и сделать так, чтобы процесс стал необратимым.

Свободная Европа: Зная все предстоящие этапы, когда, по вашим оценкам, в Республике Молдова будет достаточно чисто?

Валериу Мунтяну: Только после того, как наши граждане покажут другой уровень своего воспитания. Потому что в любой стране проблему мусорных свалок решает воспитание, а не инфраструктура.

XS
SM
MD
LG