Linkuri accesibilitate

Юлиан Русу: «На уровне Евразийского союза отсутствует понятие „государство-наблюдатель“»


Игорь Додон и Тигран Саркисян во время подписания меморандума о сотрудничестве
Игорь Додон и Тигран Саркисян во время подписания меморандума о сотрудничестве

Президент Молдовы Игорь Додон подписал в Кишиневе меморандум о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Сам глава государства и ряд экспертов назвали это «историческим событием». О возможных последствиях этого шага Свободная Европа беседует с экспертом Института европейских политик и реформ Юлианом Русу.

Свободная Европа: Меморандум о сотрудничестве Республикой Молдова и Евразийского союза подписали президент Игорь Додон и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. Прежде всего, почему меморандум, а не соглашение? Речь идет о каких-то определенных этапах, или же дело в другом?

Юлиан Русу: Думаю, президент Додон пытается найти возможность для того, чтобы вовлечь Молдову в этот процесс, исключив определенные национальные нормы, действующие уже более 15 лет, которые связаны с процедурой переговоров, подписания и ратификации договоров. Есть специальный закон, который предусматривает процедуру, и нельзя рассматривать аппарат главы государства как единственный действующий в этой сфере институт. Более того, существует профильная правительственная структура – министерство иностранных дел, существует правительство в целом – и есть парламент, который утверждает и ратифицирует соглашения, одной из сторон которых желает стать Республика Молдова.

Статус наблюдателя в международной организации экономического профиля предполагает участие парламента. Поэтому г-н Додон фактически проигнорировал как минимум три этапа

Свободная Европа: То есть, понятия «меморандум» в законодательстве нет?

Юлиан Русу: Не обязательно должны быть там все названия актов или документов, которые могут использовать официальные лица.

Свободная Европа: Но почему г-н Додон предпочел именно этот термин?

Юлиан Русу: Вероятно, для того, чтобы еще больше ввести в заблуждение общественность и попытаться затянуть процесс. В конечном счете, суть этого меморандума – в том, чтобы на фоне определенного регионального контекста привлечь Республику Молдова в международную организацию, в которую входит ряд государств. Именно так следует рассматривать происходящий процесс, которому необходимо дать оценку с точки зрения законности действий президента.

Свободная Европа: Как раз с точки зрения законности, как вы считаете, удастся ли президенту вовлечь Молдову в эти соглашения?

Юлиан Русу: Не вижу для этого возможностей. Потому что существует ряд требований к процедуре. В частности, прежде всего, необходимо заключение министерства иностранных дел и европейской интеграции. Во-вторых, все мы знаем, что Республика Молдова уже активно включилась в интеграционные процессы с другой частью мира – это и экономические процессы, и не только. Это несравненно более широкие и глубокие процессы по сравнению с теми, что происходят в Евразийском союзе. Кроме того, обязательной является и процедура утверждения на уровне правительства.

В данном случае мне сложно сказать, должно ли этот документ одобрить только правительство, или еще и парламент. Но статус наблюдателя в международной организации экономического профиля предполагает участие парламента. Поэтому г-н Додон фактически проигнорировал как минимум три этапа.

Свободная Европа: Теоретически как далеко может зайти Республика Молдова с интеграцией в Евразийский союз, не вступая в противоречие с Соглашением об ассоциации с ЕС?

Юлиан Русу: Чтобы ответить на этот вопрос, мне хотелось бы для начала поговорить об отличиях между двумя структурами. Во-первых, за плечами одной из них – 60-летняя история, а другая создана совсем недавно. Евросоюз подразумевает не только обмены в рамках глубокой и всеобъемлющей зоны торговли, которая включает четыре основополагающие экономические свободы: свободное передвижение товаров, услуг, людей и капитала, но распространяется и на такие важные аспекты, как юстиция и внутренние дела, сотрудничество в рамках политического диалога, разделение единой позиции на международном уровне в случае кризисных ситуаций или ситуаций глобального значения.

Кроме того, Евросоюз создан на конституционной базе шести государств, она – эта база – послужила источником вдохновения в законотворческом процессе, в том числе, и для Российской Федерации. Иными словами, речь идет о традициях Франции, Германии, Италии, Великобритании, перенесенных в другие государства, которые впоследствии присоединились к Евросоюзу.

Подписанный документ не имеет юридических последствий, так как не соблюдена процедура, действующая на национальном уровне

С другой стороны, в ЕврАзЭС существует лишь сектор углубленной и всеобъемлющей свободной торговли, который пока лишь набирает обороты и не включает в себя юстицию. И, что самое главное, эта организация создана государствам, которые в недалеком прошлом входили в состав Советского Союза, чем и объясняется присутствие ряда устаревших технических стандартов. Российская Федерация по-прежнему придерживается своих ГОСТов, устаревших стандартов, принятых в 60-70-х годах, тогда как в Евросоюзе действуют несравненно более современные стандарты качества. Они неоднократно пересматривались и совершенствовались.

А сейчас – о том, что касается конкретно вашего вопроса. Во-первых, невозможно производить товары или предоставлять услуги, соответствующие и стандартам качества ЕС, и ГОСТам. Во-вторых, необходимо обеспечить нормы, касающиеся происхождения товаров, чтобы Республика Молдова была транзитным государством, где товары только маркируются как произведенные в Молдове, с последующим экспортом в другие регионы. Это интересах Евросоюза – обеспечить движение товаров с соблюдением требований о происхождении; того же добивается и Российская Федерация, в том числе посредством Евразийского союза.

Что можно сделать? Обеспечить в дальнейшем торговые отношения с каждым из государств-членов Евразийского союза, но с соблюдением правил, которые действуют в рамках Всемирной торговой организации, с применением тарифов по принципу наибольшего благоприятствования в торговле – эти принципы лежат в основе торговых отношений, применяющихся во всем мире в том случае, если нет таких региональных организаций, как ЕС.

Свободная Европа: Иными словами, обещанных привилегий, связанных с интеграцией в Евразийский союз, можно достичь и иными путями, не обязательно получив формальное членство?

Юлиан Русу: Чтобы обеспечить достаточный уровень торговли со странами, которые входят в этот союз, не обязательно стать его членом. Существуют различные степени сотрудничества третьих государств с союзами подобного уровня.

Все преимущества, которыми мы можем уже сегодня воспользоваться при поддержке ЕC, на уровне Евразийского союза станут реальностью после 2025 года

Свободная Европа: С другой стороны, Игорь Додон сообщил, что он обратился к руководству стран-членов ЕАЭС с просьбой предоставить Молдове статус наблюдателя. Как, по вашему мнению, могут развиваться события, если ходатайство будет удовлетворено, а парламент Молдовы, скорее всего, выступит против предоставления этого статуса?

Юлиан Русу: Это его право, я имею в виду г-на Додона, который, по всем признакам, действительно не вышел еще из предвыборной кампании и не понял пока, что он уже стал главой государства, и на него возложены определенные обязательства, которые прописаны в Конституции. Единственное, что можно сказать, – подписанный им документ не имеет юридических последствий, так как не соблюдена процедура, действующая на национальном уровне. Я уже сказал, какие именно три этапа проигнорировал глава государства.

С другой стороны, на уровне Евразийского союза есть еще один нюанс: в тексте договора отсутствует понятие «государство-наблюдатель» Евразийского союза, есть только члены, а другого статуса нет.

И здесь хотелось бы особо отметить еще один момент, связанный с, собственно, договором. В нем определены переходные этапы и установлены сроки выполнения; например, в банковском секторе государства-члены ЕАЭС решили к 2025 году выйти на создание единого наднационального органа по регулированию финансового рынка; к этому же году предполагается создать общий энергорынок.

Свободная Европа: К чему вы клоните?

Юлиан Русу: С одной стороны, Евразийскому экономическому союзу, как недавно созданной организации, предстоит преодолеть ряд переходных этапов. С другой стороны, Европейский союз все эти этапы уже давно прошел, и сейчас ЕС успешно внедряет принципы свободного движения энергоресурсов. Существует Европейское энергетическое сообщество, есть конкретные директивы в этой области, которые обеспечивают конкуренцию и разграничивают распределение и производство, что крайне важно для исключения монополии – государственной или частной. Все эти преимущества, которыми мы можем уже сегодня воспользоваться при поддержке Евросоюза, на уровне Евразийского союза станут реальностью исключительно после 2025 года.

XS
SM
MD
LG