Linkuri accesibilitate

Марек Маршалек: «ЕС спасовал в Молдове из-за политического класса, сорвавшего европейский проект»


Интервью с программным менеджером варшавского Института восточных исследований

Европейский вектор по-прежнему провозглашается основным внешнеполитическим направлением Республики Молдов, но на уровне политического класса этот курс подвергается все большей критике. Оппоненты утверждают, что курс на ЕС теряет свою привлекательность в глазах населения. Ассоциация по внешней политике обсудила этот вопрос в рамах публичных дебатов с участием экспертов стран «Вышеградской четверки» и государств Восточного партнерства, подписавших соглашения об ассоциации с Евросоюзом – Украины, Грузии и Республики Молдова. Польский эксперт Марек Маршалек поделился своим мнением о том, как можно сохранить европейский вектор Республики Молдова.

Свободная Европа: Польша и Румыния уже вступили в ЕС, там внутренние политические факторы и внешняя пропаганда меньше подпитывают евроскептицизм. А в Республике Молдова и в Украине еще можно говорить об устойчивом европейском векторе?

Марек Маршалек: Вопрос хороший, но ответить на него трудно. Будем надеяться, что европейский выбор прочный и надежный. Но есть и определенные риски – и все мы знаем, в чем они состоят. Речь не только об угрозах, которые исходят с востока, со стороны России, налицо также проблемы в самом Евросоюзе – и там время от времени происходят кризисы: мигранты, Брексит… ЕС должен укреплять свои позиции и быть более активным в восточном направлении.

Если говорить о чувствах европейцев, то, когда заходит речь о возможном присоединении новых членов, – былой открытости больше нет. Но будем надеяться, что в последующие годы ситуация изменится. Потому что нельзя исходить из того, что ситуация «прибита гвоздями», все постоянно меняется, и, будем надеяться, изменения окажутся в лучшую сторону.

Свободная Европа: Любые отношения – это «вальс вдвоем», поэтому и от Республики Молдова зависит европейский курс…

Марек Маршалек: Проблема есть, и, разумеется, молдавские политики должны доказать, что они тоже разделяет европейский выбор. На данный момент налицо определенная двойственность в этом вопросе. Если они хотят продолжить европейский путь, то должны ясно и четко об этом заявить. Не ограничиваться словами, а подтвердить их конкретными действиями.

Свободная Европа: Но что значит быть проевропейцем в нашем регионе? Как может политический класс доказать свою европейскую приверженность?

Марек Маршалек: Есть определенные принципы, которые легли в основу ЕС, – правовое государство, демократизация, гражданское общество, которое причастно к выработке политического курса. Основных принципов Евросоюза несколько, три-четыре…

Если говорить о чувствах европейцев, то, когда заходит речь о присоединении новых членов, – былой открытости нет

Свободная Европа: Как вы расцениваете активность России в регионе? В какой степени она влияет на желание или нежелание политического класса, гражданского общества следовать по европейскому пути?

Марек Маршалек: Разумеется, Россия хочет присутствовать здесь и держать в руках и Украину, и Республику Молдова – в политическом смысле, но, возможно, и в другом смысле тоже. Конечно, там наблюдается определенная неприязнь, связанная с распадом бывшего СССР. Это естественно.

Свободная Европа: Как можно противодействовать этому желанию России контролировать регион? Как сбалансировать соотношение сил? Запад располагает необходимыми рычагами?

Марек Маршалек: Разумеется, и мы это уже доказали. Возможно, ЕС немного спасовал в Молдове, но это произошло по вине политического класса, который сорвал европейский проект. Но, я уверен, ничего еще не потеряно, и еще можно выпрямить курс на ЕС, на демократизацию, так, чтобы люди почувствовали свою особую роль в политике, в создании правового государства. Это сейчас крайне важно.

Именно это и принесет гражданам более высокий уровень жизни. Это очень большая проблема для Республики Молдова, где нет денег, нет мотивации – и нет целей.

Свободная Европа: В Румынии в последнее время наблюдается активное участие гражданского общества в жизни страны – там уличные протесты стали проявлением гражданской зрелости. Как вы думаете, почему в Республике Молдова нет такого ответа, как в Румынии, на коррупцию и злоупотребления?

Марек Маршалек: Возможно, общество еще к этому не готово. Гражданское общество еще слишком слабо – или недостаточно сильно. Если сравнить с Румынией, еще несколько лет назад и там такое трудно было даже себе представить.

Все может быть даже хуже, чем сегодня. Но будем надеяться на оптимистический вариант

Я думаю, просто нужно время, необходимо воспитывать гражданское общество, готовить его к участию в политике. Но не в смысле политизации жизни. Люди должны максимально активно участвовать в жизни своего села, района, города, и отсюда уже двигаться к центральной власти. Потому что если люди не причастны к решению проблем на местном уровне, на уровне села, города, микрорайона, квартала, улицы, двора, – они не будут заинтересованы и в повышении ответственности на уровне «большой политики». В этом случае речь будет идти только о политизации – и ничего более.

Свободная Европа: В Польше очень развито гражданское общество, на политические решения граждане реагируют молниеносно. Как можно развивать в Республике Молдова подобную активность?

Марек Маршалек: Дело в том, что мы раньше пошли по этому пути. Сразу после перестройки, в начале 90-х годов, были созданы общественные организации, которые активно развивались и сейчас играют важную роль в демократических процессах. Поэтому в Польше нет той вседозволенности, что есть в Молдове.

В Польше никто уже не посмеет воровать таким наглым образом, или заниматься другими неблаговидными делами. Например, несколько лет назад была попытка подписать соглашение ACTA без учета мнения общественности – и люди вышли на улицу. И в прошлом году прошли акции протеста против закона об абортах. Иными словами, люди проявляют активность и готовы отстаивать свое мнение.

Свободная Европа: Каким вам видится будущее региона через несколько лет? Пессимистический сценарий, оптимистический?..

Марек Маршалек: Начнем с оптимистического. Безопасность, благосостояние, тесное сотрудничество с Западом, а также с восточными партнерами. И будем надеяться, что Восток станет более открытым к сотрудничеству. Это оптимистический сценарий.

Что касается пессимистического… Мне бы не хотелось быть пессимистом. Но если мы будем продолжать в том же духе и ничего не изменим – это будет пессимистический сценарий. Все может быть даже хуже, чем сегодня. Но будем надеяться на оптимистический вариант.

XS
SM
MD
LG