Linkuri accesibilitate

Арманд Гошу: «Кишинев, Бухарест и особенно Киев будут внимательно следить за Вашингтоном»


Первый транш в размере 60 млн евро из румынского кредита на общую сумму 150 млн евро, (выделен на пять лет под 1,5% годовых), поступивший на счет правительства Республики Молдова, открыл дорогу и другим донорам. Румыния рассчитывает на честность и ответственность молдавского руководства, надеясь, что оно не допустит разбазаривания средств кредита. Румынский историк, специалист по бывшему советскому пространству Арманд Гошу говорит, что эксперты высказывают противоположные мнения о том, как официальный Кишинев намерен выполнять свои обязательства.

Свободная Европа: Как будет развиваться стратегическое партнерство между Республикой Молдова и Румынией в дальнейшем, учитывая, что в Бухаресте сформировано новое правительство, а в Кишиневе исполнительная власть находится под контролем Демпартии?

Арманд Гошу: Можно сказать, что в Бухаресте к власти пришел старший брат Демократической партии – Социал-демократическая партия, потому что как ДПМ в Кишиневе, так и СДП в Бухаресте входят в единую европейскую политическую семью. Это лишний аргумент в пользу укрепления сотрудничества между Бухарестом и Кишиневом, на этот раз – сотрудничества между основными правящими партиями. Я думаю, на ближайшие два года, до выборов в Республике Молдова, это стабильная формула правительства.

Так же и в Кишиневе – после избрания президента Додона осенью прошлого года, по имеющейся у нас информации, политическое напряжение смягчается. Это будет период сравнительной стабильности. В этой стабильности многое зависит от Бухареста, от премьер-министра Румынии – если в отношениях с кишиневским визави акцент будет делаться на реформах, на укреплении демократических институтов, и если транши кредита, который Румыния обещала выделить Республике Молдова, будут по-прежнему обуславливаться определенными достижениями в деле продвижения реформ, в частности, в системе правосудия и борьбе с коррупцией.

Свободная Европа: Глава румынской дипломатии г-н Мелешкану в диалоге со своим кишиневским визави г-ном Галбуром сказал, что будет настаивать на предоставлении Кишиневу всего кредита в размере 150 млн евро, из которых Румыния высвободила лишь первый транш. До настоящего момента официальный Кишинев держит слово, выполняет взятые на себя обязательства?

Арманд Гошу: Мнения на этот счет разнятся. Представители правительства и близкие к Плахотнюку круги говорят, что – да, Республика Молдова добилась результатов в проведении реформ в соответствии с взятыми на себя обязательствами. С другой стороны, оппозиция расценивает предпринятые шаги в этом направлении как «пыль в глаза», утверждает, что реформы далеки от своих истинных целей.

Румыния – единственная страна, на радарах которой еще маячит Молдова. Ни у Брюсселя, ни у Берлина, ни у Парижа, ни у Рима, ни у США не найдется больше времени на Кишинев

В свою очередь, и Бухарест проявляет определенное безразличие в этом вопросе. Честно говоря, как минимум, в последние годы перевешивал политический интерес. Если молдавское правительство представляет ту же политическую семью, то между Бухарестом и Кишиневом политические отношения должны крепнуть, и Бухарест уделяет больше внимания финансовой стороне, кредитам. Если нет – ситуация осложняется. Поэтому я считаю, что сейчас мы вправе рассчитывать на хорошие отношения, а значит – и кредитные транши будут предоставляться. Думаю, другой вариант невозможен.

Если бы речь шла о смене курса в Бухаресте, это могло произойти в начале 2016 года, когда Кишинев охватил серьезный политический кризис, а Бухарест, скорее всего, под давлением Брюсселя обусловил предоставление кредита, затянул этот процесс до августа, и выделил его, я бы сказал, на сомнительных условиях. Иными словами, если бы захотели оказать давление, делать это надо было в прошлом году, когда результативность такого давления на Кишинев, на Республику Молдова в целях ускорения реформ была бы несравненно выше.

Совершенно ясно, что Плахотнюк прекрасно контролирует политическую сцену Кишинева, что власть в Молдове сгруппировалась вокруг Демпартии, которая практически без эмоций справляется с ситуацией – вернее, единственной головной болью для нее может стать реакция улицы. Аналогичная ситуация наблюдается и в Румынии. Это большая победа СДП, которая вылилась в стабильное правительство, в комфортабельное парламентское большинство. Не вижу, что могло бы помешать Бухаресту и Кишиневу – особенно, если учесть единый политический цвет – что могло бы помешать сотрудничать все более активно, все более тесно в последующие два года.

Свободная Европа: Оказалась ли Румыния в сложной ситуации после президентских выборов в Республике Молдова, когда у руля страны встал пророссийский президент?

Арманд Гошу: Скорее, думаю, благодаря отношениям с Плахотнюком Румыния положительно смотрит на избрание Игоря Додона. Разумеется, возможно, не просчитаны еще все последствия, к которым может привести избрание Додона, но, скорее, реакции были положительные. Отрицательные реакции в связи с избранием г-на Додона, если вы помните, проявились только со стороны оппозиции. Да и не всей оппозиции, а лишь двух-трех ее участников, которые попытались использовать этот факт на парламентских выборах в Румынии, которые прошли 11 декабря.

Если пройдет идея Киссинджера обсудить признание Западом присоединение Крыма к России, то в этой части мира может начаться драматичный виток

Иными словами, Республика Молдова, к сожалению, давно уже не является внешнеполитической проблемой, все ее проблемы сводятся к внутренней политике, строго к румынской внутренней политике, а молдавская тематика используется сугубо для повышения или снижения эмоционального накала в самом Бухаресте.

Свободная Европа: Румыния может оказать еще более ощутимую помощь в европеизации Республики Молдова – на краткосрочный, среднесрочный период?

Арманд Гошу: Хотим мы этого или нет, но в Кишиневе смирились с тем, что Румыния – единственная страна, на радарах которой еще маячит Республика Молдова. Ни у Брюсселя, ни у Берлина, ни у Парижа, ни у Рима, ни у США не найдется больше времени на Республику Молдова, которая не будет фигурировать даже в несущественных заметках на полях.

Румыния, как главный сосед Республики Молдова, является для нее и единственной возможностью сближения с Западом. Поэтому в интересах Молдовы сохранить внимание со стороны Бухареста и максимально тесные связи с политическим классом Румынии – в надежде, что через Бухарест удастся подключить ее к западному миру, к евроатлантическим структурам.

Свободная Европа: Но также важно, как смотрит Москва на молдавско-румынское сотрудничество…

Арманд Гошу: Наша беседа проходит в крайне сложный момент, потому что после 20 января все мы ждем новую администрацию Трампа в Вашингтоне. Неизвестно, какие шаги предпримет эта администрация, что она покажет – открытость или нет – к Владимиру Путину, к Москве.

Не исключено , что энергетические проекты, крайне важные в двухсторонних отношениях, будут отложены

Затем осенью последуют очень важные выборы в Германии, на очереди – не менее важные выборы во Франции. Возможно, вся эта система безопасности, весь внешнеполитический курс, навязанный после аннексии Крыма, после марта 2014 года, претерпит некоторые изменения. Существует риск пересмотра – возможно, даже существенного – отношений с Российской Федерацией. А это серьезный контекст с непредсказуемыми пока последствиями для Украины.

Если пройдет идея Киссинджера обсудить признание Западом присоединение Крыма к России, то в этой части мира может начаться поистине драматичный виток. И неизвестно, чем это обернется для Республики Молдова. Ситуация пока заморожена, но совершенно ясно, что в ближайшие недели-месяцы она разморозится. И неизвестно, куда все покатится.

Свободная Европа: А в краткосрочный период какие возможны изменения в молдавско-румынском сотрудничестве?

Арманд Гошу: Возможно ограничение на короткий период взаимодействия Бухареста и Кишинева в плане предоставления очередного транша. Не исключено также, что энергетические проекты, крайне важные в двухсторонних отношениях, будут отложены – до тех пор, пока Бухарест не разберется окончательно во всех тонкостях будущего внешнеполитического курса Вашингтона, Парижа, Евросоюза и Берлина. Иными словами, я не думаю, что в ближайшие месяцы будут предприняты важные шаги в продолжение проектов по энергетическому взаимоподключению, по обеспечению энергетической безопасности Республики Молдова.

Взаимодействие ограничится какими-то предельно конкретными и довольно осязаемыми сферами. Как Кишинев, так и Бухарест, и особенно Киев будут внимательно следить за Вашингтоном, пытаясь расшифровать, какие красные линии проявятся во внешнеполитическом курсе администрации Трампа.

XS
SM
MD
LG