Linkuri accesibilitate

Кальман Мижей: «Ситуация стала проще, но не лучше – сейчас есть лишь один сильный олигарх»


Интервью с бывшим спецпредставителем Евросоюза в Молдове

Дипломат Кальман Мижей – о новых проявлениях двухвекторного внешнеполитического курса Молдовы, с которым официальный Кишинев уже экспериментировал во времена правления коммунистов.

Свободная Европа: Как вы считаете, после избрания президентом Игоря Додона Молдова больше сблизится с ЕС – или с Россией?

Кальман Мижей: Г-н Додон неоднократно говорил, что будет соблюдать Соглашение, которое Молдова подписала с Евросоюзом, – и это хорошее начало. Он хочет достичь взаимопонимания с Россией, по самым разным проблемам. Мне кажется, что до сих пор желание решать проблемы, которые есть в отношениях с Россией, отсутствовало.

Крайне важно, чтобы переговоры с Москвой были транспарентными

​За последний год министр иностранных дел Андрей Галбур беседовал со своим коллегой Лавровым четыре раза. И проблема не в том, что Молдова не желает урегулировать и нормализировать эти контакты, это – в интересах в Молдовы. Однако, необходимо, чтобы и Россия этого хотела, и важно, какие для этого выдвигаются условия. А потому крайне важно, чтобы переговоры с Москвой были транспарентными.

Игорь Додон заявил, что хочет быть президентом всего народа, а не одной партии, и это тоже хорошо для старта. Но все же, есть коалиция других партий. И надо, чтобы жизненно важные вопросы народа, всего молдавского государства они решали сообща, в гармонии. Потому что если один говорит одно, другой – совсем другое, то, конечно, русские это будут использовать против интересов молдавского государства. Поэтому я надеюсь, что и г-н Додон, и правительство в целом, в котором есть опытные люди, сумеют добиться того, чтобы все проблемы с Россией решались согласованно и в интересах государства и граждан.

Конечно, приднестровская проблема является инструментом шантажа, политического давления на Молдову. И нельзя помогать русским в том, чтобы они продолжали давить на Молдову. Это крайне важно. Я всегда видел, что молдавские политики не слишком хорошо это понимают. Молдова долгое время находилась и под влиянием России, и другой стороны… А иногда молдавские политики ведут себя не как молдавские политики, а как союзники кого-то вне пределов Молдовы.

После 2009 года Молдова получала слишком щедрую помощь безо всяких жестких условий

Свободная Европа: Граждане говорят, что у Молдовы две большие проблемы: коррупция и нищета. Власть обещает провести реформы и искоренить коррупцию. Почему реформы продвигаются так трудно? И почему Евросоюз предоставляет столь щедрую помощь стране, где реформы, по оценкам экспертов, лишь имитируются?

Кальман Мижей: Конечно, это большая проблема. После 2009 года Молдова получала слишком щедрую помощь безо всяких жестких условий по реформированию. Некоторые реформы, безусловно, были…

Свободная Европа: Какие?

Кальман Мижей: Например, реформа полиции, успешное и быстрое внедрение биометрических паспортов, что помогло с введением безвизового режима с Евросоюзом, а также дало министерству внутренних дел возможность контролировать потоки людей. Реформы были, но их было недостаточно.

Главная неудача состоит в том, что прокуратура и судьи остались под влиянием, под сильным влиянием политиков и олигархов. Сегодня ситуация стала проще, но не лучше, потому что сейчас есть лишь один сильный олигарх. И выборы президента могут осложнить для него ситуацию.

На этих выборах лидер PAS Майя Санду очень конкретно и убедительно говорила о необходимости борьбы с коррупцией. Думаю, в том числе, и поэтому г-н Плахотнюк поддержал Додона. Ведь хотя официально он поддержал Майю Санду, его медийные ресурсы активно помогали Додону.

Молдова не должна позволять собой манипулировать с помощью геополитических аргументов

Я не думаю, что ему сейчас будет легко, по самым разным причинам. Прежде всего, потому, что Додон может рассчитывать на поддержку России. А с другой стороны, Додон может быть успешным президентом лишь при условии, что он действительно активно поможет реформировать правовую и судебную системы. Это – ключевой момент. У него есть для этого возможности. Если Игорь Додон этого не сделает, успеха он не добьется. А Молдова останется страной, где один человек контролирует все.

Конечно, в нынешней ситуации задача состоит в том, чтобы двигаться вперед и избежать полного паралича. И здесь тоже есть нюанс, к которому западные партнеры должны быть очень внимательны. Почему я говорю «западные»? Потому что Россия не обращает внимания на такие «мелочи». Этот нюанс состоит в том, что Молдова не должна позволять собой манипулировать с помощью геополитических аргументов.

После мощных прошлогодних протестов отдельные политики пытались убедить внешних партнеров, что протесты представляют опасность для молдавского государства – несмотря на то, что протесты были голосом народа. Так что сейчас, наверное, для г-на Плахотнюка Додон – более удобный президент, потому что Плахотнюк хочет показать себя спасителем западного вектора. Это такая тактика, или трюк, к которому западные партнеры должны отнестись с предельной осторожностью.

Население Молдовы выступает за верховенство закона, за справедливость решений судов. А с этим в Молдове ситуация очень плохая. Но я надеюсь, что изменения в лучшую сторону не за горами.

Я не могу сказать, кто украл миллиард, я этого не знаю, но несомненно, следствие не сделало все для того, чтобы найти истинных виновных

Свободная Европа: Силовые структуры показывают, что они борются с коррупцией. А как это видится со стороны?

Кальман Мижей: Я не вижу борьбы с коррупцией. Я вижу примеры очень избирательной работы юстиции. Григорий Петренко провел полгода в тюрьме по весьма непонятным причинам, судебный процесс в отношении Влада Филата был закрыт, и то же самое происходит в деле Платона… Все это свидетельствует о том, что правосудие – селективное, не настоящее. Я надеюсь, что западные партнеры будут настаивать на том, что подобный подход недопустим.

Я не могу сказать, кто украл миллиард, я этого не знаю, но несомненно, следствие не сделало все для того, чтобы найти истинных виновных. И людям, которые сидят в тюрьме, о которых я говорил, необходимо обеспечить право на справедливое правосудие.

Свободная Европа: Действующее парламентское большинство обещает сохранить проевропейский курс и провести реформы. С другой стороны, граждане уже потеряли доверие и говорят, что именно власть скомпрометировала европейский курс. А внешние партнеры все еще верят, что те, кто дискредитировал евроинтеграционный путь Молдовы, могут привести ее в великую европейскую семью?

Кальман Мижей: Я могу выразить только свое мнение. В этом правительстве много хороших чиновников, и я слышу хорошие отзывы в адрес премьера. Но, конечно, правительство – это не только чиновники, это исполнительная власть в целом. И в сфере прав человека проблемы очень большие, и в сфере медиа очень большие проблемы, здесь практически царит монополия одного человека.

Значит, и демократия в Молдове – слабая, и справедливости нет. Поэтому мне жаль тех очень симпатичных и хороших людей, технократов в правительстве, потому что они не заслужили подобного недоверия. Но государство – это совокупность всех составляющих, а не только техническая работа Павла Филипа. Я был на конференции в Кишиневе, слушал спикера Андриана Канду, он очень здорово говорил о решении приднестровского конфликта.

Свободная Европа: Досрочные парламентские выборы могут способствовать улучшению ситуации в стране? Игорь Додон обещал их провести…

Кальман Мижей: Будут досрочные выборы или нет – это политический вопрос. Я думаю, что г-н Додон должен быть очень осторожным, если он всерьез говорил о своем намерении быть президентом всего народа, а не только Партии социалистов. Он обязан придерживаться норм закона в вопросе проведения выборов.

Протесты, которые были в Республике Молдова, и предвыборная кампания г-жи Санду показали не только желание следовать европейским ценностям, но и наличие политических сил, которые могут защищать эти ценности.

Общество должно понять, что геополитические слоганы не решают проблем страны​

Конечно, партии правящей коалиции сильно дискредитировали идею сближения с ЕС, но есть здесь и другая проблема. По всей вероятности, следует ждать очередного изменения Кодекса о выборах в интересах г-на Плахотнюка, что не есть хорошо, и что не очень демократично. Здесь мы все должны проявить принципиальность. Нынешняя избирательная система является гарантией демократии. Эту систему хотят изменить для того, что провести в парламент определенных людей. И здесь международные партнеры должны быть предельно внимательными.

Чего лично я жду от молдавских политиков? Жду, чтобы они отказались от колебаний между двумя моделями развития, чтобы они сделали все возможное для преодоления стены между румыноязычными, которые ориентируются на Румынию, и русскоязычными, которые боятся Румынии и ориентируются на Россию. Политическим элитам, партиям нужно строить здоровую Молдову. Но и общество должно понять, что геополитические слоганы не решают проблемы страны.

Проблемы будут решены только при условии, что у вас будет честное и эффективное правительство. По-другому не получится. И не следует ждать, что это сделает кто-то со стороны. Партии должны объяснять это народу, это важно и для г-на Додона, и для г-жи Санду. Думаю, что для Андрея Нэстасе такой проблемы не существует, он находит общий язык со всеми. Важно, чтобы новые политформирования донесли свой месседж до всех. Времени для этого достаточно. И тогда информированные избиратели проголосуют и получат своих представителей в парламенте.

XS
SM
MD
LG