Linkuri accesibilitate

Валерий Гилецки: «Четверть века меняем власть – и так, и эдак, но качественных изменений не происходит»


Независимый кандидат Валерий Гилецки участвует в кампании по выборам президента Республики Молдова со слоганом «Мир в семье, единство народа и благосостояние страны», его электоральный символ – голубь с тремя колосками. Он занимает 12-ую позицию в бюллетене для голосования.

Свободная Европа: За 25 лет независимости Республики Молдова независимым кандидатам не представился шанс преодолеть избирательный порог, чтобы попасть в парламент или возглавить страну. На этот раз ситуация иная?

Валерий Гилецки: Шансы независимого кандидата, действительно, ниже, чем у кандидата от политической партии. Тем не менее, для молодой демократии, какой и является Республика Молдова, плюрализм выбора важен. Потому что разные предложения и варианты – это свобода выбора для людей.

Я даже на поправке, когда принимался закон о выборах президента, – чтобы президент не входил в какую-либо партию

Свободная Европа: Одни избиратели говорят, что больше доверяют человеку, который не зависит от партий и интересов каких-то политических групп. Другие, напротив, не исключают, что независимые как раз и являются «карманными» кандидатами власти…

Валерий Гилецки: Согласен с этим аргументом. Я даже настоял на поправке, когда принимался закон о выборах президента, – чтобы президент не входил в какую-либо партию. Думаю, мне удалось доказать, что я действительно независимый.

Были ситуации, когда я голосовал против позиции группы, в которую входил, в частности, по закону об обеспечении равенства. Были и другие ситуации, когда я выражал отдельное мнение.

Всегда нужно исходить из намерений, которые преследуются. Избиратели вправе внимательно присматриваться к каждому кандидату, чтобы взвесить, сможет ли он оправдать ожидания людей, ему доверившихся. К любому мнению, любому голосу следует отнестись предельно уважительно.

Свободная Европа: В соцсетях мелькали сообщения, что г-н Гилецки – политик-гомофоб. Это может оттолкнуть от вас часть сторонников?

Валерий Гилецки: Прежде всего, я не являюсь политиком со взглядами гомофоба. Это я доказал и в парламенте Республики Молдова, и в Парламентской ассамблее Совета Европы. Мне бы никогда не стать председателем комиссии в ПАСЕ, не стать докладчиком по Македонии, будь я депутатом-гомофобом. Это беспочвенные обвинения.

Действительно, я придерживаюсь консервативных взглядов в том, что касается семьи. Поддерживаю семью в том виде, в каком она сотворена Богом, определена в Конституции. У меня консервативные взгляды и в других областях, однако это не значит, что я – гомофоб. В Республике Молдова каждый второй житель – консерватор, когда речь идет о моральных ценностях. Я считаю своим долгом представлять эту часть электората.

Тем более, что и сам разделяю подобные ценности. Такие люди меня и поддерживают – потому что я представляю консервативные взгляды. Так что я отвергаю обвинения в гомофобии. И те обвинения, которые прозвучали при моем назначении послом, – тогда тоже говорили, что я гомофоб, – также не обоснованы и не соответствуют действительности.

У меня консервативные взгляды, однако это не значит, что я – гомофоб. В Молдове каждый второй – консерватор, когда речь идет о моральных ценностях

Я сожалею об этом, сожалею, что в европейском, по сути, государстве, где существует плюрализм мнений, раздаются отдельные голоса или звучат мнения отдельных групп, которые с помощью таких терминов, как гомофобия, пытаются ограничить свободу выражения мнений.

В своем докладе о защите христиан от дискриминации и нетерпимости в Европе я говорил о христианофобии. Мы часто говорит о гомофобии, забывая о том, что в обществе существует другая категория граждан, христиан, которые разделяют определенные ценности. И их конституционное право – жить в соответствие с этими ценностями, продвигать эти ценности, в том числе, в публичном пространстве.

Свободная Европа: Отсюда и вывод некоторых избирателей, что вы отстаиваете права религиозных меньшинств – и выступаете против прав других меньшинств, в частности, ЛГБТ-сообщества.

Валерий Гилецки: Я не представляю интересы религиозных меньшинств. Я говорил о христианском большинстве в Республике Молдова. Когда я представил доклад о дискриминации и нетерпимости к христианам в Европе, я имел в виду всех христиан.

Христиане в Европе – не религиозное меньшинство, напротив, они составляют большинство почти во всех европейских странах. Русская православная церковь, и другие церкви – Римско-католическая церковь – оценили доклад, представленный мною в ПАСЕ. Я говорил не о защите христиан-протестантов, евангельских христиан – я говорил о защите всех христиан. А христиане, в основном, – это люди консервативных взглядов.

Да, действительно, есть и христиане, разделяющие либеральные взгляды. Но я в этом случае представлял не религиозное меньшинство. Я говорил о ценностях, которые связывают всех христиан. Когда речь идет о семье, аборте – мнения разнятся. Но это не означает, что их разделяет религиозное меньшинство. Эти ценности разделяет большинство христиан в европейских странах.

Свободная Европа: Президентские выборы помогут определиться с вектором развития страны?

Валерий Гилецки: Это выборы, на которых люди выскажут свое мнение. И те, кто придут к власти, обязаны учесть мнение электората. Это – демократия. Но на последующих нескольких годах нынешние президентские выборы отразятся очень сильно.

Если бы не банковская афера, нам было бы легче следовать по пути европейской интеграции. Но случилось то, что случилось

Любой, кто претендует сегодня на пост главы государства, должен учитывать полномочия, которыми наделен президент. Потому что раздаются голоса кандидатов, которые в президенты еще не прошли, но уже хотят внести изменения в Конституцию, хотят президентскую страну. Мы на эти грабли уже наступали после парламентских выборов 1998 года. Ведь изменения Конституции в 2000 году были внесены в результате конфликта, который привел к кризису между президентом и парламентским большинством.

Если президент будет исполнять свои обязанности в соответствии с Конституцией, он сможет оказать благоприятное влияние на развитие Республики Молдова.

Свободная Европа: Вы встречаетесь с избирателями. Какие проблемы они выносят на первый план?

Валерий Гилецки: Геополитический вектор меньше занимает людей, их больше волнуют проблемы социально-экономического порядка, проблемы, связанные с функционированием государственных институтов. Доверие к госструктурам сегодня достаточно низкое. Отсутствие рабочих мест, бесперспективность, туманное будущее детей – все эти опасения звучат на встречах с избирателями.

Свободная Европа: Эти проблемы обострились в период вашего депутатского мандата. Что может сделать депутат, чтобы не допустить дальнейшего отката?

Валерий Гилецки: Эти проблемы усугубились, в основном, на фоне банковского скандала. Это мошенничество всколыхнуло общество. Оно уничтожило веру граждан в государственные институты, в правительство, парламент и юстицию.

Мы хорошо начали, когда пришли к власти, особенно, после 2010 года, когда сумели сформировать парламентское большинство. Удалось сделать много хорошего: пошли инвестиции в инфраструктуру, начался ремонт дорог, ремонт школ, детсадов, мы получили безвизовый режим.

Если бы не банковская афера, нам было бы легче следовать по пути европейской интеграции. Но случилось то, что случилось; оппозиция, естественно, максимально использовала эту ситуацию. Слабые государственные институты и слабая юстиция не сумели пока установить, чьих рук это дело, не привлекли к ответственности тех, кто виновен в скандале. Все это вместе взятое, естественно, осложняет ситуацию с политической точки зрения. Тем более – в контексте предстоящих выборов.

Очень часто на встречах люди поднимают вопрос, связанный с миллиардом и банковским скандалом. Так или иначе, люди связывают экономические и социальные проблемы с банковским мошенничеством. И в значительной степени они правы. Но неверно считать, что только из-за банковского скандала социально-экономическая ситуация сложилась так, а не иначе.

Свободная Европа: А какие же есть еще причины?

Валерий Гилецки: Все не так просто. Дело в том, что нам не удалось пока создать хороший имидж Республики Молдова, привлечь инвестиции. Потому что привлечение инвестиций влечет за собой создание новых рабочих мест. Нам много надо инвестировать в просвещение. Проблема коррупции – эта проблема не только тех, кто находится у власти. Это проблема менталитета, которую надо истребить на корню.

Свободная Европа: Но великие коррупционеры – кто они?

Валерий Гилецки: Мы говорим «великие коррупционеры» и имеем в виду тех, кто находится у власти, потому что у них больше возможностей. Я же говорю о менталитете, о том ДНК, который заложен в гражданине Республики Молдова, и для истребления которого необходимо моральное, духовное возрождение.

Могу с уверенностью сказать, что не буду призывать свой электорат голосовать за Додона

Потому что именно мы взращиваем эту самую власть. Важно инвестировать, важно, чтобы семья, церковь, общество сосредоточились на этих проблемах; важно вырастить новое поколение, честное поколение, в недрах которого появятся завтрашние неподкупные лидеры государства. Потому что мы вот уже четверть века все меняем власть – и так, и эдак, но никаких особых качественных изменений не происходит. Напротив, я вижу некий откат.

С нравственной точки зрения, с точки зрения неподкупности у нас откат налицо. И впору подумать о том, как создать новое поколение людей? Как можно поддержать наши семьи, чтобы и наши дети думали по-другому? Чтобы каждый вступал в жизнь, говоря себе: «Я решил за себя. Я не даю взяток. Я не буду красть. Я буду честен. Я не буду списывать».

Вот такие черты необходимо воспитывать. А для этого нужны перемены, нужно предложить народу концепцию. Надо сказать людям: если мы хотим жить по-другому, давайте меняться, не будем ждать, пока кто-то другой придет и что-то изменит в стране.

Свободная Европа: Если вы не пройдете во второй тур, кого из кандидатов поддержите?

Валерий Гилецки: На данный момент могу с уверенностью сказать, что не буду призывать свой электорат голосовать за Додона, учитывая опросы, которые говорят, что у него наибольшие шансы пройти во второй тур. Что касается оппонента г-на Додона, то надо будет с ним встретиться, поговорить. Хочу посмотреть, готов ли он включить в свою предвыборную программу ценности, с которыми я участвую в этой кампании, посмотреть, насколько мы совместимы.

Я всегда говорил о необходимости сохранить какие-то связующие нити, о том, что не нужно сжигать за собой все мосты – ведь после 30 октября всем нам понадобятся союзники, понадобится поддержка. И действовать надо будет мудро: после 30 октября сесть за общий стол и обсудить ситуацию, посмотреть, как мобилизоваться, чтобы поддержать того, кто пройдет во второй тур и станет оппонентом Додона.

XS
SM
MD
LG