Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Политическая система Молдовы рухнула»


Политический аналитик Джеймстаунского фонда и Eurasia Daily Monitor Владимир Сокор считает, что президентские выборы в Молдове могут быть сфальсифицированы.

Свободная Европа: Какой видится из Германии, где вы находитесь, борьба за кресло президента Республики Молдова?

Владимир Сокор: Обстоятельства благоприятствуют г-ну Плахотнюку и его интересам. Воспользовавшись международной невнимательностью, у него есть возможность действовать исподтишка, в манере, которая ему так нравится. В кишиневских СМИ появились комментарии, что выборы уже подтасованы.

Свободная Европа: Как это понимать, ведь выборы еще не состоялись?

Владимир Сокор: Есть подозрения, что выборы будут сфальсифицированы. Но что означает сфальсифицировать выборы? Есть два способа: с помощью подтасовки, собственно, результатов голосования – и с помощью проведения лояльной предвыборной кампании для одних кандидатов и губительной – для других.

Крайне предвзятая кампания налицо, г-н Плахотнюк и его телеканалы обливают грязью кандидатов, представляющих угрозу для г-на Плахотнюка. С другой стороны, наводит на размышления и разница между числом бюллетеней для голосования и количеством избирателей…

Г-н Плахотнюк не инвестирует во что-то продуктивное в Молдове, его инвестиции состоят из нескольких отелей…

Свободная Европа: Обнародованы данные Барометра общественного мнения, согласно которым, 37% респондентов вообще никому не верят. О чем это свидетельствует?

Владимир Сокор: Прежде всего, о том, что политическая система в Республике Молдова рухнула, перестала пользоваться доверием избирателей. Это стало ясно еще на парламентских выборах 2014 года, когда проевропейские партии получили лишь 45% голосов. На тех выборах впервые использовались приемы российских предвыборных технологий. Подобные технологии широко распространились в Молдове в 2014 году.

Сейчас фальсификация выборов зашла еще дальше. Есть дюжина кандидатов, большинство из которых, несомненно, являются ставленниками власти. Их цель – оттянуть голоса у кандидатов, представляющих для власти угрозу. Разрастание числа кандидатов, «новообразования кандидатов» – это первое.

Второе: впервые в стране шесть телевизионных каналов служат интересам одной группировки с самым высоким антирейтингом в Молдове. Именно эта группировка доминирует в СМИ, чего прежде не наблюдалось.

Впервые руководство Республики Молдова, незаконно сформированное, пытается заручиться внешним признанием – в надежде восполнить отсутствие признания внутри страны. Я имею в виду, разумеется, тот факт, что г-н Плахотнюк и его окружение выдают себя за проевропейскую группировку, пытаются найти одобрение в США, в частности, наняв крупнейшую в США лоббистскую компанию за 600 тыс. долларов в год.

Г-н Плахотнюк, несомненно, реинвестирует доходы от бизнеса в политическое предприятие. Он содержит политическую и административную систему параллельно с государственными институтами. С единственной целью – сохранить и обеспечить политическую преемственность этой группировки во власти.

Усилия по фальсификации выборов достигли в этой кампании беспрецедентного уровня...

Г-н Плахотнюк не инвестирует во что-то продуктивное в Молдове, его инвестиции состоят из нескольких отелей… И никто не знает, где инвестиции, обеспечивающие прибыль г-на Плахотнюка. Но ясно одно: прибыль от бизнеса частично реинвестируется в поддержку политического аппарата Демократической партии и г-на Плахотнюка.

Усилия по фальсификации выборов достигли в этой кампании беспрецедентного уровня. Еще несколько лет назад Республика Молдова вполне заслуженно пользовалась репутацией страны, корректно организующей выборы. Эти выборы проходили с соблюдением процедурных правил и положительно оценивались международными наблюдателями. Такая демократия хоть и не приводила к результатам, полезным для граждан, но следовала определенным формальным процедурам. Сейчас об этом и говорить не приходится.

Свободная Европа: Поговорим немного о деньгах, которые тратятся на предвыборную кампанию. Насколько реклама и билборды помогает гражданину разобраться, кому из кандидатов отдать предпочтение?

Владимир Сокор: Они, скорее, еще больше сбивают с толку граждан…

Свободная Европа: Как вы расцениваете призыв Партии коммунистов во главе с Владимиром Ворониным бойкотировать президентские выборы? Почему г-н Воронин пошел на такой шаг?

Владимир Сокор: В этом я склонен видеть синдром «зеленого винограда». Г-н Воронин прекрасно понимает, что его политическая карьера завершена. Он не может позволить себе баллотироваться на пост президента, так как получит результат, который не делает ему чести. И он нашел достойный выход – просто покинуть гонку. Чего нельзя сказать, кстати, о г-не Лянкэ, тот наверняка получит пару процентов, но это его, похоже, мало волнует, и он в любом случае будет «стоять до конца».

Что касается г-на Воронина, думаю, еще один повод бойкотировать выборы связан с желанием ограничить в какой-то мере голоса, которые получит г-н Додон. И в этом, разумеется, интересы г-на Воронина и г-на Плахотнюка совпадают.

Что касается Додона: кишиневские СМИ пестрят материалами о том, что Владимира Плахотнюка и Игоря Додона связывает какая-то договоренность. Не знаю, так ли это. Не исключено. У г-на Плахотнюка – дюжина карт, которыми он может ходить, и одна из них – договориться с Игорем Додоном.

Но лично я считаю, что г-н Плахотнюк, скорее, просто заинтересован создать видимость подобной договоренности. И даже если такой договоренности между ними не существует, г-н Плахотнюк хочет дать г-ну Додону и его партии расти, и расти довольно заметно… Но не настолько, чтобы та стала реальной угрозой.

Свободная Европа: Владимир Плахотнюк сказал, что, если Мариан Лупу не пройдет во второй тур, он поддержит Майю Санду…

Владимир Сокор: Такое заявление можно только приветствовать, однако, пока ничто не указывает на то, что так оно и будет. Сейчас мы видим другое: телеканалы г-на Плахотнюка проявляют совершенно иной подход, который не имеет ничего общего с заявлениями г-на Плахотнюка.

Не вижу на данном этапе никаких угроз со стороны России. Приоритеты России – избавиться от экономических санкций и удержать ситуацию на Украине и в Сирии...

В целом же у г-на Плахотнюка, по всем признакам, самый высокий антирейтинг, поэтому своей поддержкой он, скорее, окажет медвежью услугу любому кандидату, включая Майю Санду. Что означала бы на деле поддержка Плахотнюка? Это означало бы, что он дает указания своим телеканалам действовать соответствующим образом.

Свободная Европа: Можно ли исключить геополитический фактор на этих выборах?

Владимир Сокор: Да, в значительной степени. Не вижу на данном этапе никаких угроз со стороны России.

Россия не заинтересована в том, чтобы привести Игоря Додона к власти. Приоритеты России на данный момент – избавиться от экономических санкций, удержать ситуацию на Украине и в Сирии.

Абсурдно предполагать, что Россия в нынешней ситуации с Украиной и Сирией, а также с учетом введенных экономических санкций, может предпринять какие-то операции по захвату власти в Республике Молдова, с помощью той или иной партии. У России для этого просто нет ресурсов.

Даже если президентом станет г-н Додон, Россия не сможет поддержать Республику Молдова экономически – она не в состоянии помочь даже Приднестровью. Все сигналы со стороны Москвы показывают, что она выступает за нормализацию отношений с Молдовой, но – на условиях России. Вы видели недавние заявления Дмитрия Рогозина, в них нет уже былой наглости и враждебности, разве что иногда, местами, по чуть-чуть, потому лишь, что такая у Рогозина натура... Содержание заявлений г-на Рогозина указывает на готовность открыть российский рынок.

Свободная Европа: Молдова не должна чересчур близко сближаться с Евросоюзом – таково условие России?

Владимир Сокор: Да. Молдова должна пересмотреть Соглашение об ассоциации и, в частности, Соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Причем пересмотреть в трехстороннем формате – с участием Молдовы, ЕС и России.

Свободная Европа: Это возможно?

Владимир Сокор: Разумеется, такой сценарий нежелателен и неприемлем. Но прецедент существует – в 2014 году Европейский союз принял требование России о пересмотре – не о перезаключении! – Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС.

Даже если президентом станет Додон, Россия не сможет поддержать Молдову экономически – она не в состоянии помочь даже Приднестровью...

Свободная Европа: Кандидаты обещают изменить жизнь граждан в лучшую сторону. Что может сделать президент в государстве с парламентской формой правления?

Владимир Сокор: Жизнь скоро изменить не удастся, это просто невозможно. Что сейчас может сделать президент-антиолигарх, который настроен работать в интересах граждан – так это укрепление государственных институтов и искоренение коррупции. Майя Санду идеально подходит для этого, и такие задачи ей по силам. Г-н Додон ничем не доказал, что он в состоянии это сделать.

Президент наделен институциональными полномочиями. Глава государства не вправе распускать парламент – но он может представить кандидатуру премьер-министра, и, если парламент ее отклонит дважды, это приведет к роспуску парламента по Конституции. Вот это президент может сделать.

Не говоря уж о том, что президент, как глава государства, пользуется большим моральным авторитетом, и это выходит за рамки закона. Президент может апеллировать к политическим партиям и, тем более, к общественному мнению, чтобы повлиять на политику государства. Этого в Республике Молдова прежде не было.

Последние четыре года в Молдове был президент, не сумевший воспользоваться моральным авторитетом, который автоматически распространяется на эту высокую должность. Все три прибалтийские страны – парламентские республики, но там президент пользуется огромным моральным авторитетом, который выходит за чисто технические рамки закона, который влияет и на общественную жизнь, и на политические решения, и на нравственное состояние государства. Вот в таком президенте и нуждается Молдова.

XS
SM
MD
LG