Linkuri accesibilitate

Ион Ляху: «Население Приднестровья считает, что с Россией плохо, но любой вариант лучше, чем с Молдовой»


Лидер Приднестровья Евгений Шевчук подписал указ «О реализации итогов республиканского референдума, состоявшегося 16 сентября 2016 года». Большинство жителей региона, по данным плебисцита, высказались за независимость левобережья Днестра и последующее вхождение в состав России. Документ неоднократно подвергался критике со стороны официального Кишинева. Премьер Павел Филип расценил указ Шевчука как популистский шаг в преддверии так называемых президентских выборов на левом берегу Днестра: «Мы все знаем, что Приднестровский регион готовится к выборам. Думаю, это популистское решение, связанное с электоральным процессом».

Свободная Европа: Какую цель преследует Евгений Шевчук, подписав этот указ? Кому адресован этот посыл?

Ион Ляху: Разумеется, посыл носит явно электоральный характер. И мне бы хотелось отметить, что Шевчук может подписать десять документов такого рода, но все они лишены какой-либо юридической силы. Потому что там – неконституционный режим, и Шевчук может хоть каждый день подписывать по одному, по два, по три подобных указа. Они действительны только на территории региона и имеют сугубо местное значение.

Свободная Европа: Но в этом задействовано и иностранное государство – Российская Федерация…

Ион Ляху: Да, в 2006 году, после опубликования результатов референдума, Государственная дума утвердила документ, в котором отмечалась важность плебисцита и необходимость принятия мер по обеспечению прав населения региона. Каких именно мер – не уточнялось, но было очевидно, что имелось в виду политическое признание этой территории.

Свободная Европа: Как должен реагировать Кишинев?

Ион Ляху: Кишинев должен учесть, прежде всего, один момент: в Приднестровье сейчас существуют два противоборствующих лагеря, которые борются за кресло так называемого президента: Евгений Шевчук, с одной стороны, и, с другой стороны, партия «Обновление», или правильнее было бы сказать – холдинг «Шериф», который в настоящий момент продвигает Вадима Красносельского. Оба лагеря из кожи вон лезут, пытаясь доказать, что они – противники Республики Молдова.

Свободная Европа: Объединение двух берегов Днестра стало пугалом для администрации Левобережья?

Ион Ляху: Это очень важный вопрос. На левом берегу и слышать не хотят, что когда-нибудь может наступить такой момент, когда они будут жить вместе с Республикой Молдова.

Свободная Европа: Тогда зачем нужны эти усилия по реинтеграции Республики Молдова?

Ион Ляху: Кишинев лишь в последнее время стал прилагать ощутимые усилия, которые немного изменили ситуацию… В Тирасполе сейчас не то что нервничают – они просто из себя выходят, так как редкий день обходится без каких-то ситуаций, требующих серьезных ответных действий. Будь то проблема с железнодорожным сообщением, будь то другие вопросы, на которые они вынуждены реагировать. И они просто звереют, извините за выражение... Но все это относится к администрации, к руководству.

Свободная Европа: А население почему не выражает недовольства?

Ион Ляху: А против кого бунтовать населению левобережья Днестра?

Свободная Европа: Против режима, который устроил такую жизнь.

Ион Ляху: Они привыкли жить такой жизнью. В последние 10-15 лет ситуация развивается далеко не столь драматично, как пытаются представить некоторые СМИ. Им есть, чем дышать, есть, на что жить, у них есть возможность поехать на работу – и в последнее время не только в Россию, но и в Европу, благодаря нам.

В Приднестровье сейчас существуют два противоборствующих лагеря, которые борются за кресло так называемого президента

Европейский рынок обеспечивает их существование. Третьего сентября на пресс-конференции что сказал Шевчук? Что если бы не европейский рынок, и не Республика Молдова, с контрактами на электроэнергию, доллар подскочил бы до 69 рублей, а цены повысились бы в 10-12 раз.

Свободная Европа: Но они хотят объединения с Российской Федерацией...

Ион Ляху: Исходя из двух соображений. Прежде всего, хотят потому, что это нужно Российской Федерации на будущее, это позволит сохранять ситуацию нестабильной, удерживать Молдову в подвешенном состоянии, чтобы мы знали: любой шаг вправо или влево чреват конкретными и крайне серьезными последствиями. Если бы их действительно устраивало какое-либо решение, то они давно бы настояли на нем. Но их устраивает перманентное состояние подвешенности.

Свободная Европа: Если бы вы стояли у руля страны, как бы вы отреагировали на подобную ситуацию?

Ион Ляху: Я знаю людей, которые работают и в Бюро по реинтеграции, и в министерстве иностранных дел, и я думаю, что комментировать они не будут. Нечего комментировать. Это очередная бумага, подписанная самозванцем, которая не имеет никакой ценности – политической, экономической или какой-то другой.

Свободная Европа: Какие отношения вы бы наладили с Евгением Шевчуком – или с теми, кто управляет регионом?

Ион Ляху: Это отлично делает сейчас г-н Филип. Я не раз говорил, что такие люди понимают только разговор с позиции силы. Он очень завуалировано сказал, но смысл был ясен: «Люди добрые, хотите?.. Соблюдайте нормы, которые применяются на данный момент в Республике Молдова. Экономические агенты должны оформить регистрацию, соблюдать экономическое и таможенное законодательство Республики Молдова – и живем дальше». Они каждый день выдвигают какие-то требования, но деваться некуда – соблюдают…

Свободная Европа: Указ Евгения Шевчука предусматривает приведение правовой системы региона в соответствие с российским законодательством. А на переговорах в формате «5+2» Тирасполь требует признания приднестровских дипломов…

Ион Ляху: Что поделаешь? Они живут в виртуальном мире. Их деньги не признаны, документы не признаны. На днях один из бывших политических лидеров пытался выжать из нас, представителей правого берега, слезу: мол, Кишинев такой плохой, не хочет признавать дипломы бедных детей. Но, люди добрые, как признавать дипломы, выданные на основании абсолютно чуждых нам программ? Это то же самое, что предложить нам признавать и легализовывать австралийские дипломы…

Свободная Европа: И кто этот политический лидер?

Ион Ляху: Марк Ткачук.

Свободная Европа: Российская Федерация тоже готова приводить правовую систему Приднестровья в соответствие со своим законодательством?

Ион Ляху: В принципе, это им сегодня абсолютно безразлично, от этого им ни жарко, ни холодно. Хотите – приводите в соответствии. Это пиар-акция, которая никак не задевает Россию на данный момент.

Подавляющая часть населения, как и прежде, зомбирована, забита, полностью лишена серьезной информации, лишена возможности анализировать

Другое дело, если вы помните, где-то в 2013-2014 гг. зашла речь о введении в Приднестровье российского рубля. Эту тему закрыли моментально! Потому что последствия могли быть самые серьезные. Тогда не только Шор или Платон, а многие пустились бы в такие авантюры с отмыванием российских денег…

Свободная Европа: Почему бы г-ну Шевчуку не издать указ о том, что Приднестровье готово погасить задолженность за российский природный газ?..

Ион Ляху: Где-то в 2003 году один-единственный раз при формировании приднестровского бюджета в закон о бюджете была включена, скажем так, статья – внешний долг. И там предусматривалось погашение кредита, полученного в 1993-1994 гг., а также задолженностей за газ. Разумеется, никто ни копейки не выделил на это, и уже в последующих бюджетах такой статьи вообще не было.

Они прекрасно знают, что это своеобразные «алименты на содержание» региона. Россия давно уже свыклась с мыслью, что этих денег ей никогда не видать. Даже если продать Приднестровье со всем российским вооружением, шести миллиардов долларов не собрать.

Свободная Европа: И Россия переложит этот долг на Кишинев?

Ион Ляху: Разумеется. Поэтому, возможно, Россия и не признает Приднестровье. Иначе давно бы признала, как признала Абхазию и Южную Осетию. Но, во-первых, здесь территориальный фактор – ей нужна территория Республики Молдова целиком. Во-вторых, финансовый фактор: шесть миллиардов долларов долга за газ.

Свободная Европа: Население Приднестровья чего-то ждет, на что-то надеется? Вы поддерживаете отношения с жителями Левобережья…

Ион Ляху: Я говорил в самом начале о двух противоборствующих лагерях, Шевчука и Красносельского, которые как черт ладана боятся даже произносить слова «реинтеграция с Молдовой». Так и население Приднестровья – считает, что и с Россией плохо, плохо с кем-то еще, но любой вариант лучше, чем с Молдовой.

Подавляющая часть населения, как и прежде, зомбирована, забита, полностью лишена серьезной информации, лишена возможности анализировать. Это абсолютно пророссийское население.

Свободная Европа: И Кишиневу как быть в такой ситуации?

Ион Ляху: Надо работать, способствовать улучшению материального благосостояния на правом берегу Днестра и одновременно продвигать законы и на левом берегу. Настойчиво продвигать свою позицию. Пример: когда Тирасполю было твердо сказано, что электроэнергию закупать будем, только если она будет дешевле – они уступили, деваться было некуда. И вопрос с железной дорогой тоже так надо ставить, твердо и решительно.

Свободная Европа: Г-н Ляху, вы сказали, что Кишиневу не следует реагировать на так называемый указ Шевчука. Но Москва выскажется по этому вопросу?

Ион Ляху: Regnum отреагирует, возможно, пара-другая депутатов, курирующих Приднестровье, обязательно выскажутся в том плане, что «население Приднестровья в очередной раз подтвердило желание присоединиться к России». Но на официальном уровне, уверен, реакций не последует.

Свободная Европа: А в переговорном формате «5+2» что нового может произойти?

Ион Ляху: Как сказал министр иностранных дел Германии, в этом году, по всей видимости, заседаний больше не будет. А в 2017 году придет новый председатель ОБСЕ, который попытается продвигать другую точку зрения.

Нужно изменить подход в целом. Никаких малых шагов, никаких экономических проблем, никаких прав человека. Обсуждается одно: статус Приднестровского региона в составе Республики Молдова. Хотим – обсуждаем, не хотим – не обсуждаем

Свободная Европа: И намерения Германии провалились, она не сможет отчитаться о существенном прорыве?

Ион Ляху: Да, разумеется. Они провалились в тот самый момент, когда в Баварии не был подписан протокол, подтверждающий берлинские договоренности. Но этого и быть не могло. Кишинев, даже если в Берлине чуть-чуть согласился, скоро прозрел и отказался.

Свободная Европа: И тогда что? Приднестровский конфликт консервируется?

Ион Ляху: Естественно. Но ничего нового в этом нет, это просто перерыв. Ведь было сказано: выборы в Кишиневе, выборы в Тирасполе, потом пока все приступят к исполнению обязанностей… Возможно, где-то в феврале 2017 года состоится следующее заседание.

Свободная Европа: И снова – одни слова, и никаких результатов?

Ион Ляху: Опять – стерильные разговоры, пока Кишинев не возьмет на себя ответственность и не выйдет с серьезными и конкретными предложениями.

Свободная Европа: Например?

Ион Ляху: Нужно изменить подход в целом. Никаких малых шагов, никаких экономических проблем, никаких прав человека. Обсуждается одно: статус Приднестровского региона в составе Республики Молдова. Хотим – обсуждаем, не хотим – не обсуждаем.

XS
SM
MD
LG