Linkuri accesibilitate

Владимир Солонарь: «Я не верю в сказку про какое-то из ряда вон геостратегическое значение Молдовы»


Интервью молдавского историка, доцента кафедры истории Университета Центральной Флориды, Орландо (США).

В президентскую гонку включились пока 14 претендентов, и демократ Мариан Лупу уже представил в ЦИК необходимые подписные листы. Партия коммунистов заявила, что кандидата выдвигать не намерена и поддерживать кого-либо из претендентов не собирается. Валентина Урсу беседует о выборах с доцентом кафедры истории Университета Центральной Флориды Владимиром Солонарем. Он – бывший депутат парламента Молдовы в 1994-98 гг., где представлял Движение «Unitatea-Единство».

Владимир Солонарь: Не следует преувеличивать значение этой избирательной кампании, люди приходят и уходят, а страна остается. Самое главное – в какой степени механизм взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством может стать работоспособным.

До конституционной реформы 2000 года постоянно возникали проблемы в отношениях, и именно по этой причине были внесены поправки в Основной закон. Сейчас страна вернулась к всенародному избранию президента… Вернулась – к сожалению, по моему мнению. Самая большая проблема здесь – проблема функционирования центральных органов. В Молдове всенародно избранный кандидат требует больше полномочий, начинает жаловаться на Конституцию и ограничение своей власти...

Свободная Европа: Какую роль должен и может играть глава государства в маленькой, бедной, расколотой стране и с хрупкой политической стабильностью?

Владимир Солонарь: В этом все дело. Я лично боюсь, что ожидания слишком большие. Народ будет надеяться, что президент, как только будет избран, сразу же наведет порядок, и неизвестно, к каким мерам он прибегнет. В конституционном государстве любые реформы следует проводить совместными усилиями различных центральных институтов власти, в нашем случае – парламента, правительства и аппарата президента.

Свободная Европа: Как может победитель стать спасителем нации?

Владимир Солонарь: Вот именно, что ждут спасителя нации, но на самом деле избирается конституционный президент, а не монарх и не царь… Избирается президент с достаточно ограниченными полномочиями.

Я не верю в значение геополитического фактора. Мы должны жить собственным умом и руководствоваться собственными интересами

Посмотрите на Румынию, какая там ситуация. Думаю, г-н Йоханнис – первый президент Румынии, который действует в строгих конституционных рамках, но многие говорят, что он малоактивен, не выступает с громкими заявлениями… Люди привыкли, что президент постоянно озвучивает какие-то декларации, порой вступает в конфронтацию и скандалы – это типаж Бэсеску. Не хочу никого критиковать, я просто говорю о феномене, как таковом.

У нас что, хотят такого же Йоханниса, уравновешенного и спокойного, который действует в рамках Конституции? Нет, не хотят. Хотят другого. И в таком случае к чему мы придем? Опять – к проблемам между различными государственными институтами.

Свободная Европа: Молдове не повезло географически, она расположена на линии противостояния между Россией и западными державами. Говорят, это придает ей особую стратегическую важность. На фоне отсутствия экономического и военного значения. Но геополитический фактор будет активно эксплуатироваться в ходе этой предвыборной кампании. Каким должен быть глава государства, чтобы удовлетворить и Запад, и Восток?

Владимир Солонарь: Возможно, я скажу неожиданную вещь, но я не верю в эту сказку про какое-то из ряда вон геостратегическое, конфронтационное значение. Не хочу углубляться в историю, напомню лишь, что, когда Сталин вынудил Румынию уступить Бессарабию, румыны сразу же попросили совета у немцев. И немцы сказали, что судьба Бессарабии никого вообще не интересует, кроме русских и румын. Вот вам и великая конфронтация, вот вам и раздутые романтические сказки.

Я не верю в значение геополитического фактора. Мы должны жить собственным умом и руководствоваться собственными интересами. У нас другие проблемы. Вот о них и давайте размышлять.

Есть небывалая коррупция, есть инвестиционная непривлекательность, есть постоянная нестабильность, есть демографические проблемы, потому что люди поголовно уезжают – вот о чем надо думать.

Разве мы рядом с Россией? Между нами и Россией лежит огромная страна – Украина – которая сейчас больше привлекает внимание Запада. Запад не уступит под давлением России, это уже ясно. Значит, нам надо заниматься своими проблемами. Точно так и с Румынией. Многие люди прямо зациклены на этом: объединяемся, не объединяемся... Разве объединение решит наши задачи? Все равно Республика Молдова останется со своими заботами, со своей политической культурой, экономическими проблемами. Этим мы и должны заниматься.

Нельзя постоянно говорить об одном и том же, в то время как страна идет под откос

Двадцать пять лет – четверть века! – прошло с момента получения независимости, а мы все обсуждаем одни и те же проблемы: румыны мы или молдаване, с Россией мы или с Румынией… А экономика катится в пропасть…

Свободная Европа: Как вы думаете, в предвыборной кампании вопрос этнической принадлежности будет среди главных?

Владимир Солонарь: Да, потому что он вытекает из выступления президента Николае Тимофти в Академии наук. Он обозначил эти проблемы – румыны мы или не румыны. Если президент излагает свою точку зрения, не вижу в этом никаких проблем. Но беда в том, что у нас есть такая тенденция, решать проблемы идентичности сверху вниз: кто-то сказал, Академия наук, или правительство, или министерство, что мы такие, или другие. Оставьте людей в покое, они сами разберутся, в конце концов.

Если они проголосуют за объединение – значит, будет объединение. Нет – не будет. Сколько можно об этом говорить? Возьмем пример Великобритании: оставаться ей в Евросоюзе или нет? Проголосовали за выход. Многие с этим не согласны, но премьер-министр сказал: «Я не согласен, но люди проголосовали, и приходится починяться. Все. Потом посмотрим».

Нельзя постоянно говорить об одном и том же, в то время как страна идет под откос.

Свободная Европа: Голос молдавской диаспоры за рубежом важен? Говорят, что около миллиона наших соотечественников зарабатывают там свой хлеб насущный…

Владимир Солонарь: А сколько из них проголосует? Мало кто голосует за рубежом. На последних выборах явка была незначительной. Потому что голосование в условиях жизни за границей – дело далеко не легкое.

Свободная Европа: Вы будете голосовать?

Владимир Солонарь: Для этого пришлось бы ехать в Вашингтон. Я не могу себе этого позволить. Потратить полтысячи долларов? Не могу.

Если будет другая возможность, естественно, я пойду на выборы. На американских выборах я голосую по почте и никуда не еду. Здесь достаточно запросить избирательный бюллетень по почте: получил, подписал, отправил – и готово.

Свободная Европа: В чем схожесть, в чем отличия между тем, как понимают граждане Республики Молдова выборы президента – и как понимают это избиратели в США?

Владимир Солонарь: В Америке всегда присутствует четкое разделение власти. И президент, разумеется, самая сильная фигура с политической точки зрения, он играет очень большую роль. Но, тем не менее, без взаимодействия с другими институтами, которые нередко контролируются со стороны, в том числе и другими партиями, он многого сделать не может. И все свыклись с этой мыслью.

Cейчас у нас все взбудоражены недавними заявлениями посла Джеймса Петтита о том, что Молдова – это не Румыния. Сказал – и сказал

Да, разумеется, определенный ажиотаж вокруг выборов есть, но все понимают, что такова жизнь, таково американское государство. И если президент выйдет с идеей: «Давайте пересмотрим Конституцию и дадим больше полномочий»… Вы себе представляете нечто подобное в Соединенных Штатах Америки? Никогда в жизни. У нас же – словно какой-то национальный спорт развился в первом десятилетии независимости. Можно только надеяться, что история не повторится с самого начала.

Свободная Европа: Для великих держав важно, кто станет политическим лидером Республики Молдова?

Владимир Солонарь: Это имеет очень небольшое значение.

Свободная Европа: И в Вашингтоне, и в Москве?

Владимир Солонарь: В Москве – не знаю. В Вашингтоне какой-то интерес имеется, но незначительный. Не стоит преувеличивать. Вот, сейчас у нас все взбудоражены недавними заявлениями посла Джеймса Петтита о том, что Молдова – это не Румыния. Сказал – и сказал, я не думаю, что у США есть четко сформулированная стратегия насчет того, должна Республика Молдова быть частью Румынии или нет. Как решит народ Республики Молдова, так и будет, и США противиться не будут, если народ проголосует за объединение. Но и навязывать объединение Штаты не станут.

Свободная Европа: Мы беседуем с избирателем Владимиром Солонарем, обладателем двойного гражданства, которому предстоит выбрать двух президентов – Соединенных Штатов Америки и Республики Молдова…

Владимир Солонарь: Да.

Свободная Европа: Что должен решить будущий президент Республики Молдова в приоритетном порядке?

Владимир Солонарь: Чистка элит на всех уровнях и восстановление доверия общества. Люди перестали верить в институты государства. Не верят они и в политические элиты. Это очень большая проблема.

Для меня важно будущее семьи, прежде всего. Что касается США и Молдовы – я переживаю о них в равной степени

Все в Молдове только и говорят, что об одном человеке, который обладает большой, очень большой, практически неограниченной властью, контролирует СМИ, прокуратуру, судебную власть и т.д. Говорят много, опросы показывают, что этот человек не пользуется доверием. И в такой ситуации как может рядовой гражданин доверять институтам государства?

Свободная Европа: А каким должен быть приоритет номер один для американского президента?

Владимир Солонарь: Я буду голосовать за Хиллари Клинтон. У нее целый список приоритетов: экономическое развитие, создание рабочих мест. Разумеется, среди приоритетов есть и проблема миграции, которую эксплуатирует Дональд Трамп.

Свободная Европа: А также роль США в мире...

Владимир Солонарь: Разумеется, и внешние проблемы, и политика по отношению к России и к ИГ. Другие вопросы касаются вопросов окружающей среды, глобального потепления, политик, которые надлежит проводить Соединенным Штатам.

Свободная Европа: Для вас что важнее – будущее США или будущее Молдовы?

Владимир Солонарь: Для меня важно будущее семьи, прежде всего. Что касается США и Молдовы – я переживаю о них в равной степени. Поэтому слежу за событиями в Республике Молдова. Порой не совсем понимаю, что там происходит. Но все-таки слежу, потому что это моя родина. Там я родился и провел добрую часть своей жизни – до 42 лет, когда я уехал.

XS
SM
MD
LG