Linkuri accesibilitate

Виктор Гайчук: „Условия для восстановления сотрудничества между НАТО и Россией будут созданы”


Виктор Гайчук
Виктор Гайчук

Интервью с бывшим представителем Республики Молдова при НАТО.

Виктор Гайчук был министром обороны Республики Молдова в период с 2001 по 2004 год, затем был послом в Бельгии и представителем при НАТО. В интервью Валентине Урсу Виктор Гайчук комментирует итоги варшавского саммита НАТО в плане укрепления сотрудничества между западным военным альянсом и странами-участницами программы „Партнерство во имя мира.

Виктор Гайчук: Саммит НАТО в Варшаве важен тем, что на нем были приняты нестандартные решения, хотя они и были предсказуемы. Лично я ожидал чего-то подобного, потому что еще в 2014 году, когда Крым перешел в состав Российской Федерации, одни говорят — аннексирован, другие — референдум, так вот, еще в 2014 году я понял, что Североатлантический альянс был застигнут врасплох, они не ожидали такого поворота событий со стороны Российской Федерации. В этих условиях со стороны Альянса требовались определенные меры в ответ на действия Российской Федерации в Крыму и в Украине. И размещение войск – говорят о четырех батальонах, но ведь это 4000 военнослужащих, наша Национальная армия состоит из 5000 человек, так что размещение этих войск в странах Балтии и Польше меняет геополитическую картину.

Свободная Европа: Это происходит после того, как Россия своими действиями спровоцировала определенную ситуацию в регионе, в частности, аннексию Крыма, события в Грузии в 2008 году, а также то, что произошло в Молдове в 1992 году на Днестре.

Виктор Гайчук: Это решение варшавского саммита назревало давно. Было нормально для НАТО принять решение о размещении войск, систему ПРО и другие меры Альянса с оглядкой и на Афганистан, и на Сирию, Ирак. Альянс ответил на все вызовы, существующие в мире на данный момент. В меру своих возможностей, разумеется. Но возможности огромны, потому что 28 стран, самых сильных стран входят в этот Альянс, бюджет которого составляет около 900 миллиардов долларов. Можете себе представить, какими силами и какими средствами обладает Альянс.

Свободная Европа: А Россия сколько тратит на вооружение?

Виктор Гайчук: Возможно, цифры немного устарели, но что-то около 30 миллиардов долларов. Соединенные Штаты Америки — 600 миллиардов, в десятки раз возможности Соединенных Штатов Америки выше. Мне показалось, что и итоговое заявление, и прозвучавшие на саммите выступления, в том числе генерального секретаря НАТО и президента Франции, выдержаны в тонах, которые говорят о том, что двери для России открыты. Иными словами, они не категоричны в своих утверждениях, не говорят, что Россия их враг. Они говорят, что это ответ Североатлантического альянса, они показали решимость, показали сплоченность и т.д. Но, вместе с тем, заявили, что как только Россия выполнит положения Минского соглашения-2, они готовы снять санкции, они готовы и к сотрудничеству. Потому что, в моем понимании, чем больше вооружения будет в Европе, тем выше уровень опасности. Когда ситуация накалена и стянуты войска с одной и другой стороны, уровень безопасности людей не повышается. Любой военный конфликт в этом регионе фатальный для всех.

Свободная Европа: Но есть и другие мнения, есть аналитики и комментаторы, которые говорят, что Россия посеяла ветер и пожнет бурю.

Виктор Гайчук: Можно сказать, и так. Но есть две позиции: позиция Североатлантического альянса, который говорит, что они поступают так в ответ на действия России, аннексировавшей Крым, и есть позиция России, которая утверждает, что в 1991 году Альянс обещал не расширяться на Восток, не размещать свои войска. В 1997 году они заключили соглашение в этом плане. Значит, и те, и эти по-своему правы. Я считаю, что всем надо остановиться, и России, и НАТО, потому что дальнейшее сосредоточение войск, дальнейшее усиление противостояния между этими двумя силами добром не закончится. Уверен, это отлично понимают как Североатлантический альянс, так и Российская Федерация.

Свободная Европа: Сейчас активно обсуждается и угроза гибридной войны. Кто больше замешан в этом и кто какие цели преследует?

Виктор Гайчук: Мы слишком преувеличиваем с угрозой гибридной войны. Что такое гибридная война? Это использование нескольких методов.

Свободная Европа: Пропаганды…

Виктор Гайчук: Да. Но это было и во времена Второй мировой войны. Вспомните, какую пропаганду развернул Геббельс, вспомните коммунистическую пропаганду, когда ложь, слухи уничтожали целые армии. В военном искусстве этот прием отлично известен — не только числом, не только оружием можно выиграть, можно победить и умением вводить врага в заблуждение.

Свободная Европа: Идеологически, информационно…

Виктор Гайчук: Просто сейчас технологии позволяют довести до каждого гражданина определенную информацию.

Свободная Европа: 13 июля состоится заседание Совета Россия-НАТО. Как вы считаете, по силе значения это событие превзойдет варшавский саммит?

Виктор Гайчук: Нет, разумеется. На саммите в Варшаве были представлены 49 стран, они коллективно обсуждали, принимали решения. Можно сказать, что этот саммит был крайне важным, решающим для Североатлантического альянса. Но, с другой стороны, все мы понимаем, что Российская Федерация является важным фактором в мире, тем более в Европе. И по территории, и по численности и оснащенности своих вооруженных сил, и в силу своих интересов. Я верю, что последует улучшение отношений. Была приостановлена работа Совета НАТО-Россия. Постепенно начнется оттепель, потому что дальше идти некуда. Это напоминает мне 1939-й, 1940-й, 1941 год, когда стягивались войска и с одной, и с другой стороны и затем вспыхнула война. В данном случае, надеюсь, и европейские страны — потому что и в самом Евросоюзе нет консенсуса по вопросу о наказании России, да, они ввели санкции, да, определенные действия были, но есть много стран, многие выступают за сотрудничество с Российской Федерацией. Я считаю, худой мир лучше доброй ссоры. В конце концов, условия для возобновления сотрудничества между НАТО и Российской Федерации будут созданы.

Свободная Европа: Республику Молдова на саммите представлял министр обороны г-н Шалару, который сказал, что впервые на саммите НАТО так много внимания было уделено Республике Молдова. Есть даже специальный параграф в итоговой декларации, посвященный Молдове. О чем это говорит?

Виктор Гайчук: В последние пять лет только и слышу: „впервые...”, „впервые...”. Абсолютно ничего не изменилось. Поменялись лишь фамилии участников, в остальном относительно Молдовы всегда подчеркивалось, что мы боремся за то, чтобы в текст заявления было включено одно предложение: о необходимости и впредь добиваться вывода российских войск с территории Республики Молдова. Так что ничего нового под солнцем.

Свободная Европа: Помню, в 2004 году, когда на саммите НАТО были вы вместе с президентом Ворониным.

Виктор Гайчук: В Праге, Стамбуле, Бухаресте участвовал президент страны.

Свободная Европа: Тогда президент Воронин призвал заменить миротворческую миссию и вывести российские войска.

Виктор Гайчук: Это естественно, что Североатлантический альянс, будучи партнером Молдовы, упоминает нас, возможно, сейчас даже чаще прежнего. Отмечалось, что Альянс намерен способствовать укреплению оборонного потенциала нашей страны. Ничего особенного в этом я не вижу. Но вы очень правильно подметили, и в 2002 в Стамбуле, и в 2004 году в Праге и практически на протяжении восьми лет я участвовал в этих саммитах. Они очень интересны, там принимаются важные решения. Действительно, это мощная организация, в ее руках около 90% мировой безопасности.

Свободная Европа: НАТО оказывает особую поддержку модернизации Национальной армии?

Виктор Гайчук: Проектов было много, но конкретно на это у НАТО денег нет. Однако есть страны-партнеры, которые помогли нам. Помогли по многим проектам, таким, как разминирование территории, уничтожение пестицидов и многие другие инициативы. НАТО нас поддерживал и, уверен, и впредь будет поддерживать. Сейчас вместе с их экспертами разрабатываем военную стратегию и т.д. У них есть возможность помочь нам, и я не вижу ничего плохого в этом сотрудничестве с НАТО по направлениям, которые не противоречат заложенному в Конституции статусу нейтралитета. Потому что и Финляндия, и многие другие нейтральные страны тесно сотрудничают с Североатлантическим альянсом.

Свободная Европа: Почему Москва так тянет с выводом своих войск из Приднестровья?

Виктор Гайчук: Есть соглашение от 1992 года, в котором, к сожалению, срок их пребывания не уточняется.

Свободная Европа: А на стамбульском саммите в 1999 году?

Виктор Гайчук: Было принято обязательство, но, к сожалению, это не четкий документ, в котором определены обязательства. Это заявление. А нам прекрасно известно, что многие люди выступают с разного рода заявлениями, после чего говорят: „Я передумал”. Это не юридический документ.

Свободная Европа: Но Москва, российская сторона поставила свою подпись под этим документом 1999 года...

Виктор Гайчук: Если не ошибаюсь, да, поставила. Но я подчеркиваю, это не строго юридический документ, с четким определением обязательств и последствий. Это декларация международной организации.

Свободная Европа: Значит ли это, что Москва может держать свои войска на левом берегу Днестра столько, сколько пожелает?

Виктор Гайчук: Она так и делает, к сожалению. Российская Федерация выдвигает другие условия: дескать, мы выведем свои войска тогда, когда будет решена проблема политического урегулирования конфликта. Мы ставим условия, и она ставит условия. Будут или нет выведены войска – это в значительной степени зависит от Кишинева. От того, насколько демократичным будет наше государство, насколько преуспевать будет наша страна экономически. Лично я твердо уверен в том, что реинтеграция страны возможна. И когда сложатся необходимые предпосылки для решения проблемы, выбора у России не останется. Ей придется вывести войска.

Свободная Европа: А миротворческий контингент – его можно превратить в гражданский?

Виктор Гайчук: Можно, по моему мнению. Другое дело, что Российская Федерация не согласна. Но признание нейтрального статуса Молдовы на международном уровне, в том числе за подписью Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Североатлантического альянса, станет крайне важной предпосылкой для требования вывода российских войск или преобразования миротворческой миссии в гражданскую под эгидой ОБСЕ. Может, я немного мечтатель, но считаю, что интеграция страны возможна, как возможно и создание благоприятных условий для того, чтобы народ наш жил хорошо.

Свободная Европа: Немного раньше вы сказали, что Россия может быть более склонной к сотрудничеству, если принять во внимание некоторые ее условия. Но как обществу понять позицию Российской Федерации, если вице-премьер Рогозин приезжает в Молдову и говорит, что танкам визы не нужны?

Виктор Гайчук: К сожалению. есть и такие политики. И с одной, и с другой стороны есть политики, которые не стараются утихомирить страсти, привести к желаемому консенсусу, к миру, к разоружению, чтобы минимизировать угрозу войны. К сожалению, такие заявления только разжигают страсти, накаляют обстановку, приводят к наращиванию вооружения, к увеличению количества военнослужащих, призванных удержать ситуацию такой, какой она сложилась на данный момент.

Свободная Европа: Если бы Виктор Гайчук вернулся к руководству министерством обороны, как бы развивалось сотрудничество этого ведомства с НАТО?

Виктор Гайчук: Министерство обороны вправе и может сотрудничать с этой международной организацией по всем направлениям, потому что статус нейтралитета не означает отказ от сотрудничества, он предполагает открытость, он предполагает неучастие в военных конфликтах на той или иной стороне. Но что касается обучения военных, их подготовки, участия в различных программах, которые позволяют военнослужащим повышать свои профессиональные навыки — почему нет? Участие в миротворческих операциях — почему нет? Это можно и нужно.

Свободная Европа: Но для определенной части населения НАТО продолжает оставаться угрозой. Почему?

Виктор Гайчук: Значит, гибридная война есть, потому что и НАТО допустил определенные ошибки. Не уверен, что они адекватно поступили в Косове, в Сербии. Нравится нам это или нет, но вынуждены признать, что без согласия Организации Объединенных Наций были приняты односторонние решения — бомбить Белград. И когда говоришь об этом натовским коллегам — молчание в ответ. Да, действительно, это была ошибка. Бомбардировке подверглась исчезнувшая страна — Югославия.

Свободная Европа: Сегодня кто обеспечивает безопасность Республики Молдова? Под каким зонтом может Молдова найти укрытие?

Виктор Гайчук: Я считаю, что военную безопасность мы сами себе обеспечиваем. Но то тесное сотрудничество, которое у нас сложилось с Европейским Союзом, с НАТО, а также наличие стратегического соглашения о дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией — вся эта дипломатия обеспечивает безопасность Республики Молдова. Необходимо вести мудрую политику, чтобы мы не стали тем полем, где они решали бы свои проблемы. Мне, кстати, понравилось выступление министра обороны в парламенте, он сказал, что Молдова не должна стать полем, на котором НАТО, США или Российская Федерация решают свои проблемы. Для этого что нужно? Быть нейтральной страной, поддерживать отношения и с НАТО — а они у нас довольно тесные, и с Европейским Союзом, и с Российской Федерацией…

Свободная Европа: Но вы помните заявления, которые хлынули из Москвы сразу же, как только Республика Молдова подписала Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом?

Виктор Гайчук: Это было когда? Времена меняются, меняется и подход.

Свободная Европа: И сейчас Российская Федерация подтвердила свою позицию, требуя, чтобы Молдова денонсировала Соглашение об ассоциации.

Виктор Гайчук: Не было такого. Я очень внимательно слушал все, что говорил г-н Рогозин.

Свободная Европа: Но вы не видели дорожной карты, которую Россия предложила Молдове.

Виктор Гайчук: Это другой вопрос. Дорожная карта, и я об этом подумал, содержит много моментов, которые беспокоят и нас, и Европейский Союз. Но лучше все это обсуждать, дискутировать. Может, было бы лучше в 2012-2013 гг. убедить европейцев, убедить русских и всем вместе сесть за общий стол и вместе составить эту самую дорожную карту, которая устраивала бы и Европейский Союз, и Российскую Федерацию, и Республику Молдова. И мы сами решили бы эту проблему. Однозначно, никто не в силах свернуть нас с евроинтеграционного пути. Думаю, это ясно и Российской Федерации.

Свободная Европа: Но позвольте спросить вас как стратега: Российская Федерация нацелилась на Черное море и на попятную не пойдет. Эта напористость Москвы, стремление быть хозяевами на Черном море, в устье Дуная как можно объяснить?

Виктор Гайчук: Объяснение есть. Да, может, Россия — это империя, она может иметь свои стратегические планы. Но я твердо убежден в том, что российские танки в Кишиневе не появятся. Абсолютно уверен: танков в Кишиневе не будет.

XS
SM
MD
LG