Linkuri accesibilitate

Паул Иван: «Г-н Додон может говорить, что хочет. Это не значит, что все его слова резонны»


Европейская комиссия предложила выделить Республике Молдова 100 млн евро чтобы помочь стране «покрыть наиболее срочные финансовые нужды и стабилизировать экономику». Эта помощь, которую должны одобрить сейчас Европарламент и страны-члены ЕС – первая, предоставленная молдавскому бюджету после приостановления финансирования в 2015 году на фоне банковского скандала. Аналитик Центра европейских политик Паул Иван считает, что выделение помощи не является обычной практикой Евросоюза, но Республика Молдова – не единственное исключение.

Паул Иван: Это, по сути, исключительная мера, но такая помощь оказывается не только Молдове. Европейский союз предоставляет такую помощь странам-партнерам в рамках политики соседства. Например, Украина, Босния, Иордания и Грузия получили такую макрофинансовую помощь. Так что – да, это исключительная мера, вызванная чрезвычайной ситуацией, но Молдова – не единственная страна, которая получила и получает такую помощь.

И Молдова – не государство, которому выделены самые большие деньги. Для Украины, например, макрофинансовая помощь Евросоюза превысила миллиард евро. Разумеется, там потребности были другие, масштабы и проблемы там другие.

Свободная Европа: В Кишиневе как раз вступил в должность новый президент Игорь Додон, который обещает восстановить тесные связи с Россией. Насколько показателен с политической точки зрения момент, когда Еврокомиссия решает оказать Молдове помощь?

Паул Иван: Решение принято по просьбе правительства Республики Молдова и в результате анализа финансовой ситуации, в которой оказалась Молдова. Это решение принято не с ходу, и оно не является сюрпризом. Известно, что Республика Молдова ходатайствовала о финансировании и перед ЕС, и перед Международным валютным фондом. Известно, что до анонса о готовности оказать помощь был сформулирован ряд условий.

Разумеется, можно проанализировать суть этого предложения с политической точки зрения, мы можем посмотреть, кто помогает Молдове, кто предлагает такую помощь. Часть этой помощи будет предоставлена в виде кредитов, но на очень благоприятных условиях, часть – в виде грантов. Это ни в коей мере не является реакцией отчаяния со стороны Евросоюза на то, что г-н Додон едет в Москву и делает там более или менее безответственные заявления. Я бы не стал связывать решение Еврокомиссии с этими событиями.

Свободная Европа: Но почему вам кажутся безответственными заявления президента? Вы считаете невозможным пересмотр Соглашения об ассоциации РМ-ЕС с участием Москвы?

Паул Иван: Я не думаю, что это возможно. Во-первых, переговоры по такому Соглашению ведутся в двустороннем порядке. Евросоюз обсудил и заключил соглашения об ассоциации – или аналогичные соглашения – со многими международными субъектами, с другими государствами. На таких переговорах за столом не существует третьего партнера, который навязывал бы свои условия.

Мы все прекрасно знаем, что Россия критически восприняла Соглашение с Украиной. После того, как вспыхнул конфликт в Украине, Евросоюз согласился на встречи по уточнению того Соглашения. Они завершились безрезультатно, это был провал, с точки зрения Евросоюза. Поэтому маловероятно, очень маловероятно, что Евросоюз согласится на повторение такого же эксперимента.

С другой стороны, известно, какие полномочия и какие ограничения предусмотрены для президента Республики Молдова. Разумеется, г-н Додон может говорить все, что хочет, но это не значит, что все его слова и пожелания соответствуют действительности или резонны.

Свободная Европа: Заявление Еврокомиссии об очередной помощи представляет в позитивном свете изменения, произошедшие за последние месяцы, усилия молдавского правительства по стабилизации экономики, по изменению законодательства в целях исключения банковских кризисов. Такие оценки правительству со стороны Еврокомиссии – они заслужены, или их можно рассматривать как аванс?

Паул Иван: Это просто оценки, констатация факта. Очевидно, что были приняты определенные меры по стабилизации экономики, и результаты уже налицо. Очевидно, что представители Еврокомиссии, европейской дипломатической службы и министерств иностранных дел стран-членов не строят особых иллюзий насчет ситуации в Республике Молдова. С другой стороны, Молдова – сосед ЕС, уязвимый сосед, который заключил с ЕС договор об ассоциации, и ЕС заинтересован в стабилизации ситуации в этой стране.

Поэтому – да, Европейский союз дает как позитивные, так и негативные оценки, в его документах обращается внимание и на недостатки, на отсутствие прогресса в реализации тех или иных реформ. Поэтому я бы не стал рассматривать это предложение как аванс или как некий подарок официальному Кишиневу. Это помощь, как я уже говорил, исключительного порядка, но Молдова – не единственная страна, которая оказывалась в последние годы в сложной макрофинансовой ситуации. Она получит эту помощь со стороны ЕС потому, что попала в трудное положение, но не потому, что Евросоюз в восторге от событий последних лет в Республике Молдова.

Свободная Европа: Насколько верны оценки, согласно которым, Молдова возвращается к своей прежней политике колебания между Москвой и Брюсселем: президент Додон говорит с Москвой, премьер Филип с Брюсселем – в надежде извлечь выгоду с обеих сторон? Мы снова возвращается к давней политике?

Паул Иван: Давней – но и не совсем давней. Известно, что такое разделение существует в Республике Молдова – в том, что касается внешнего вектора. Разделение на уровне как политического класса, так и населения. Что нового видим мы сегодня? Мы видим сосуществование пророссийского президента и правительства, которое называет себя проевропейским. Это известная ситуация.

Не думаю, что стороны специально разделили между собой эти два полюса власти с целью установить хорошие отношения с тем или иным партнером. Но, действительно, эта ситуация порождает определенные проблемы общения, проблемы доверия. Положительным такой момент не назовешь, когда с Евросоюзом заключен столь комплексный и столь благоприятный договор, а глава государства заявляет, что, если его партия получит большинство в парламенте, то он денонсирует это Соглашение.

Разумеется, подобные месседжи, даже если они исходят от кого-то, кто не в состоянии расторгнуть Соглашение, снижают реформаторский дух, деморализуют те сегменты администрации, которые задействованы в реализации Соглашения об ассоциации. А ведь мы находимся лишь на первом этапе его внедрения. И это, несомненно, не способствует росту доверия к Республике Молдова на международной арене.

Европейские политики могут задаться вопросом, а целесообразно ли продолжать инвестировать в эту страну, если оттуда раздаются противоположные месседжи, раздаются оценки в пользу России. России, которая уже не та, что была, скажем, лет пять назад. Сегодняшняя Россия несравненно более агрессивна в отношении Молдовы, в отношении Евросоюза, она вторглась на территорию соседнего с Молдовой государства – Украины, что вызывает серьезные опасения в плане безопасности Европы.

И если глава государства, которого связывает Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, первый свой официальный визит совершает в страну, которая противопоставила себя Евросоюзу, то – да, это ставит большой вопросительный знак в Брюсселе и других европейских столицах.

  • 16x9 Image

    Alexandru Eftode

    Fac jurnalism din 1997, specializat la început în crimă, apoi în politică - o evoluție, ar spune unii, în firea lucrurilor... Am condus biroul din Chișinău al Europei Libere când R. Moldova apărea lumii ca prima țară post-comunistă unde la putere erau aleși democratic ... comuniștii. Din management, m-am întors în jurnalismul pur, apoi iar în management, dar nu m-am despărțit o zi de Europa Liberă. Conduc redacția pentru R. Moldova, incluzând biroul din Chișinău, într-o altă perioadă de zbucium post-sovietic. Și atunci, și acum integritatea jurnalistică este mai importantă ca oricând.

XS
SM
MD
LG