Linkuri accesibilitate

Влад Цуркану: «КСТР дает себя использовать в политических играх»


Партия социалистов, лидер которой стал президентом Республики Молдова, расширяет свою медийную империю: семью голосами «за» и двумя «против» Координационный совет по телевидению и радио предоставил компании Exclusiv Media, принадлежащнй депутату-социалисту, лицензию на вещание нового телеканала – Exclusiv TV. Политический комментатор, медиа-эксперт Влад Цуркану – о сложившейся ситуации на информационном пространстве Молдовы.

Свободная Европа: В конце прошлого года Координационный совет по телевидению и радио выдал лицензию на вещание телеканалу Exclusiv TV компании Exclusiv Media, который будет ретранслировать программы российского телеканала ТНТ-Comedy, при этом 35% эфира будет составлять собственный контент. Это решение поддержали семь из девяти членов КСТР. Exclusiv TV контролируют социалисты, они ретранслируют также программы российского канала НТВ, известного своей агрессивной пропагандой. Кроме того, социалистам подконтролен и телеканал Accent TV. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

Влад Цуркану: С формальной точки зрения КСТР уверяет, что все в порядке. Существует понятие медиатреста, и в Республике Молдова закон позволяет юридическому лицу иметь до пяти лицензий на вещание. Закон – Кодекс о телевидении и радио, принятый коммунистами и ХДНП в 2006 году – со временем был изменен, потому что еще несколько лет назад одна компания могла владеть не более чем двумя лицензиями. Закон был пересмотрен в парламенте по предложению Дорина Киртоакэ, если память мне не изменяет, и решение было согласовано на уровне Альянса за европейскую интеграцию.

Что касается вашего вопроса, должен сказать, что это не первый подарок, который КСТР преподносит Партии социалистов. Еще год назад КСТР принял решение в довольно уязвимой сфере, в которой Восточная Европа всячески пытается себя обезопасить от российской пропаганды: КСТР выдал лицензию на вещание другому российскому каналу, НТВ, как вы сами отметили. У меня сложилось впечатление, что, несмотря на свой аполитичный и независимый статус, зафиксированный в законе, КСТР, скорее, дает себя использовать в политических играх, а не руководствуется исключительно государственными интересами, как это предусматривает Кодекс.

Свободная Европа: Какой может быть в этом случае, г-н Цуркану, политический интерес? В парламенте сейчас находится новый вариант Кодекса, который должен – хотя там это сформулировано другими словами – вообще запретить ретрансляцию российских каналов. Где логика?

Влад Цуркану: Пока проект не принят, действуют определенные положения и решения КСТР, направленные на защиту информационного пространства. Существуют как минимум две стратегии, принятые КСТР в 2007-2012 гг., из которых ни одна не внедрена в жизнь. Одна называлась стратегией покрытия информационного пространства лицензиями; вторая, которая, по сути, представляет copy paste первой, была принята где-то в 2011 году, насколько мне помнится, и предписывает КСТР до 80% лицензий выдавать отечественным каналам. Следовательно, предоставив лицензию каналу Exclusiv TV, а также Рен-ТВ год назад, КСТР нарушил собственную стратегию.

В состав КСТР входят далеко не самые яркие представители СМИ. Мы добровольно уступили контроль над собственным информационным пространством

В целом же в Молдове эволюция в области телерадиовещания сильно отличалась от того, что происходило в Восточной Европе, которая сталкивается с аналогичными проблемами. В Республике Молдова переход от коммунистической прессы, контролируемой государством, шел по траектории, значительно отличавшейся от классической модели либерализации прессы.

В 90-х годах монополия государства на СМИ рухнула, но последовавшие затем альтернативы приняли форму медиаучреждений, контролируемых партиями в вопросах собственности, содержания, финансирования и даже распространения контента – и этот момент также важен. КСТР соучаствует в этом процессе, несмотря на существование второго закона – первый датирован 1995 годом и был изменен в 2006-м – с достаточно четкими положениями, он предписывал КСТР вмешиваться для устранения недостатков в работе СМИ.

К сожалению, КСТР, в состав которого входят далеко не самые яркие представители СМИ, не принимает мер по пресечению такой практики. В результате мы добровольно и без принуждения уступили контроль над собственным информационным пространством – мы сами предоставляли и продолжаем предоставлять лицензии зарубежным телеканалам.

Рекламный рынок Молдовы маленький, он оценивается примерно в 12 млн евро, поэтому благонадежные инвесторы из Европы или США вкладывать средства не заинтересованы

Свободная Европа: Концентрация налицо и в других странах. Оксфордский университет, ссылаясь на итальянскую модель монополизации и концентрации СМИ, определял это явление как «берлусконизацию» рынка. Что можно сделать, г-н Цуркану, какие законодательные меры целесообразно принять для решения этой проблемы, ставшей актуальной и в Молдове?

Влад Цуркану: Я говорил чуть выше, что существует достаточно законодательных положений для того, чтобы побудить определенные вещательные организации вписаться в правовое поле Молдовы. Если бы КСТР вмешался, многие компании вмиг лишились бы лицензий на вещание. Существовала и другая практика, о которой меньше говорили, – когда многие радиостанции и, особенно, телеканалы получили лицензию на вещание в ходе публичных конкурсов на определенных условиях, но затем втихомолку, негласно условия лицензии пересматривались. Изначально лицензии предоставлялись при условии доведения объема собственных программ до 100%, до 80%, но потом эти условия менялись – это касается и ряда каналов с национальным покрытием, к которым, как известно, предъявляются максимально высокие требования.

Что касается возможностей реконфигурации нашего информационного пространства – сделать это будет довольно трудно, поскольку сложившуюся систему придется пересматривать в условиях, когда само государство, а также подконтрольный парламенту КСТР не проявляют желания навести порядок в национальном информационном поле. Так что сделать это будет очень непросто.

Рекламный рынок Республики Молдова маленький, на данный момент он оценивается примерно в 12 млн евро, поэтому благонадежные иностранные инвесторы из Европы, скажем, или из США инвестировать не заинтересованы. Рынок очень ограничен, и эта узкая ниша не особо привлекательна для потенциальных инвесторов, которые, возможно, и существовали в 90-х годах; но рынок тогда был герметически закупорен, и в этих условиях сложилась конфигурация, которая сегодня нас совершенно не радует.

Свободная Европа: Вернемся к вашим словам о том, что условия лицензии нередко пересматривались. Год назад Exclusiv media внес в КСТР заявку на получение лицензии для NTV Moldova, который должен был ретранслировать передачи российского канала НТВ. Тогда соискатели уверяли, что NTV Moldova проповедует европейские ценности, гарантирует соблюдение основных прав человека, в частности, свободу выражения мнений, право на свободное информирование, политико-социальный плюрализм и многое другое. КСТР может утверждать, что канал свои обещания выполнил?

Влад Цуркану: Одна из трех важнейших функций КСТР – контрольная, то есть, КСТР обладает необходимыми средствами мониторинга. В любой момент Координационный совет может провести проверку и установить, что тот или иной телеканал нарушает обязательства, взятые на себя при получении лицензии на вещание.

Я бы обратил внимание еще на один интересный момент – когда Конституционный суд утвердил мандат новоизбранного президента, он сформулировал четкое замечание в адрес КСТР, заявив, что в ходе предвыборной кампании с его стороны не было предпринято никаких попыток отзыва лицензий, в том числе, телеканалов, которые допустили явные отклонения от положений законодательства о выборах.

Свободная Европа: Да, и возложил определенные задачи на парламент и на КСТР…

Влад Цуркану: Да, в том заключении Конституционного суда роли парламента дана соответствующая оценка, но проблема – не в законодательстве. По большому счету, если бы действующее законодательство применялось должным образом, ситуация в корне бы изменилась. Но для этого необходима политическая воля – а ее сегодня нет в Кишиневе, нет ни в парламенте, ни в любом другом месте. Воли народа или гражданского общества, даже воли других сильных государств, готовых нам помочь, недостаточно.

Свободная Европа: Если такая политическая воля появится, примеру каких ближайших стран нам лучше последовать?

Влад Цуркану: В Восточной Европе, где аудиовизуальное пространство, как и у нас, признано национальным достоянием, ответственные руководители позаботились о том, чтобы допустить на свой рынок благонамеренных инвесторов, а потом, когда страсти улеглись, особенно это проявилось Польше, в Чехии, в Румынии – тогда вмешалось государство. Например, примерно полтора года назад в Польше отозвали лицензию одной из вещательных организаций, которая начала ретранслировать передачи российской радиостанции «Спутник». Не говоря уж об Украине, которая запретила все российские телеканалы и блокирует на данный момент их сигнал на своей территории.

Я считаю, что ПСРМ во главе с г-ном Додоном позиционируется на стороне власти – правда, не в открытую

В Молдове в 90-х годах самой большой ошибкой стало допущение на свой рынок инвесторов, пагубно повлиявших на развитие телевидения и радио. В последующий период и до сегодняшнего дня проблемой номер один стало отсутствие должного контроля со стороны КСТР, при наличии которого вещательные организации стали бы более внимательно относиться к условиям и требованиям в свой адрес.

Свободная Европа: Как это в принципе возможно – столько говорится о сильном контроле со стороны одной партии и одного партийного лидера, а тут Координационный совет предоставляет лицензию оппозиции? И не просто оппозиции, а московским телеканалам, которые подозреваются, как минимум, в агрессивной пропаганде?

Влад Цуркану: Во-первых, если вернуться к политическому анализу, надо посмотреть, на самом ли деле это оппозиция. Действительно ли Партия социалистов на данный момент является реальной оппозицией Демпартии – или же ее союзникам в парламенте. Я считаю, что в целом Партия социалистов во главе с г-ном Додоном позиционируется, скорее, на стороне нынешней власти – правда, не в открытую.

А оппозиция, которая действительно выступает против действующего правительства, не располагает сильными медийными инструментами, и статус-кво сохранится и в дальнейшем, чтобы держать настоящую оппозицию подальше от избирателей, от людей, которые могут изменить положение дел в Республике Молдова или могут вмешаться и привести к смене власти.

XS
SM
MD
LG