Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Россия не в состоянии оказывать финансовую помощь даже Приднестровью»


Интервью с политологом, старшим научным сотрудником Джеймстаунского университета (США)

Свободная Европа: На президентских выборах победил социалист Игорь Додон. Он говорит, что намерен восстановить тесные отношения с Российской Федерацией. Как именно собирается он это делать?

Владимир Сокор: Понятия не имею. Отношения между Республикой Молдова и Россией зависят не от конкретных людей, они зависят от объективных факторов. Все, что сможет сделать Игорь Додон – это добиться еще для нескольких избранных молдавских компаний по выращиванию фруктов или производству вина допуска на российский рынок. Россия не располагает деньгами, чтобы поддержать экономику Республики Молдова, она не в состоянии оказывать финансовую помощь даже Приднестровью.

Свободная Европа: Но международная пресса пишет другое, что победа Игоря Додона – сигнал тревоги для ЕС на фоне растущих экспансионистских амбиций России...

Игорь Додон не представляет никакой угрозы, да и вообще он мало что может сделать в какой-либо области

Владимир Сокор: Я не согласен с такой постановкой вопроса. Пропаганда г-на Плахотнюка пыталась создать и раздуть миф об угрозе со стороны пророссийского кандидата, каковым является Игорь Додон. Это было и есть не более чем попыткой г-на Плахотнюка доказать, что он полезен Западу, в надежде, что Запад смирится с пребыванием г-на Плахотнюка у власти и не станет выдвигать к его правительству слишком жестких условий.

В действительности Игорь Додон не представляет никакой угрозы, да и вообще он мало что может сделать в какой-либо области. Его полномочия как президента очень ограничены. Я говорил чуть выше, что России нечего предложить Молдове, она не может сделать менее прозападной или более пророссийской.

Мало кто в Республике Молдова отдает себе отчет, что сельскохозяйственная продукция не является конкурентоспособной не только на западном рынке, но и на российском. Из-за неудачных попыток правительств привлечь инвестиции для повышения качества сельхозпродукции российский рынок стал чрезмерно претенциозным к качеству низкопробной молдавской продукции. На российском рынке молдавские компании могут конкурировать только в диапазоне низких цен, но не в сегменте более дорогой и качественной продукции.

Нишу молдавских товаров на российском рынке уже заняли другие международные экспортеры. Республика Молдова потеряла этот рынок, можно сказать, безвозвратно – если не сумеет модернизировать свое сельскохозяйственное производство. Так что ничего знаменательного не произойдет в отношениях между Республикой Молдова и Россией в результате избрания г-на Додона.

Плахотнюк воспользуется Додоном для того, чтобы открыть себе коридор в Москву

Свободная Европа: Президент России Владимир Путин поздравил Игоря Додона с победой и пригласил его в Россию. И г-н Додон сказал, что первый визит в качестве главы государства совершит в Москву. А российским СМИ г-н Додон заявил, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС было большой ошибкой, и что он намерен добиваться денонсации этого документа.

Владимир Сокор: Да, так говорит г-н Додон в России. Но в действительности г-н Додон не обладает такой властью. Скорее всего, он будет делать вид, что добивается пересмотра соглашения. Г-н Додон прекрасно знает, что Евросоюз на это не пойдет. Он будет делать вид, что добивается этого ради избирателей, которым он обещал это сделать. Затем повернется к своим избирателям и скажет: «Вот видите, я пытался, но Евросоюз не захотел. Больше я ничего не могу сделать».

Но Плахотнюк воспользуется Додоном для того, чтобы открыть себе коридор в Москву. Г-н Плахотнюк будет отправлять частные послания в Москву, не в СМИ, примерно следующего содержания: «Я владею решающей властью в Молдове, я мог повлиять на результаты второго тура. Но я помог г-ну Додону выиграть». И действительно, он очень помог ему победить. Следовательно, это для России может стать одним из мотивов улучшить отношения с г-ном Плахотнюком.

Г-н Плахотнюк не поссорился с Москвой, и он никогда не был с нею в ссоре, значит, речь идет не о примирении, а об улучшении отношений с Москвой. Потому что г-н Плахотнюк не хочет держать все яйца в одной корзине, в западной.

Свободная Европа: А президент России зачем ждет г-на Додона с визитом? Что могут они обсудить?

Владимир Сокор: Если в Молдове избран президент с пророссийской репутацией, естественно, Кремль практически обязан пригласить его, особенно, если учесть, что новоизбранный президент давно заявил: первый визит будет в Москву. И г-н Додон использует разный язык для разной аудитории.

Российским СМИ он говорит, что он, Додон, друг России; в то же время он заверяет Запад, что не будет проводить пророссийской политики, а продолжит европейский курс.

Или, в самом худшем случае, будет проводить равноудаленную политику между Россией и Западом. Я уверен, что Додон будет придерживаться политики двойного вектора – баланса между Россией и Западом, баланса, определенного не стратегическими и даже не экономическими соображениями, а внутриполитическими соображениями.

Боюсь, если г-н Додон будет продвигать молдовенизм агрессивно, это получит крайне негативные отголоски в Румынии

Свободная Европа: Примерно то же самое пытался делать и г-н Воронин. Помните, что ему сказали? Что Молдова не может быть ласковым теленком…

Владимир Сокор: Г-н Додон может придерживаться политики двух векторов в риторике, но без практических последствий. И риторика будет определяться его заинтересованностью в привлечении как можно больше избирателей и слева, и всех остальных ориентаций, всех ориентаций и всех взглядов. Собрать как можно больше избирателей, в том числе, пророссийских, прозападных – но промолдавских одновременно.

Он будет практиковать молдовенизм. И, боюсь, если г-н Додон из президентского кресла будет продвигать молдовенизм агрессивно, это получит крайне негативные отголоски в Румынии. Такой подход создаст определенное общественное мнение в Румынии, определенное течение в СМИ, которые осложнят отношения румынского правительства с Молдовой, с Игорем Додоном во главе, даже если Игорь Додон, как президент, лишен реального политического влияния и не может принимать стратегических решений.

Свободная Европа: Игорь Додон обещал бороться с олигархией. Заявляет о готовности спровоцировать досрочные парламентские выборы. Какой будет развязка?

Владимир Сокор: У г-на Додона нет необходимой власти для осуществления ни одного из своих обещаний или намерений. Г-на Додона ограничат строго президентскими делами, и руки ему свяжут не только правительство и остальные официальные институты государства, но и неформальный, неофициальный институциональный аппарат г-на Плахотнюка.

Тот самый аппарат, который, по сути, управляет государством по неформальной вертикали власти г-на Плахотнюка, административный аппарат, клиентурные сети, основанные на финансовых потоках.

Именно они и удерживают Молдову на ногах, а не в конец разлаженные официальные институты. И весь этот комплекс ограничит реальную власть г-на Додона, который сможет выступать с речами, сидя в президентском кресле, но значительным образом влиять на ситуацию ему не дадут.

Свободная Европа: Заняв должность, он станет частью системы?

Владимир Сокор: Разумеется. Г-н Додон становится сейчас частью системы. И это лишит его ауры борца, которая крайне эффективно удерживала его до сих пор на поверхности политической жизни. Он уже стал элементом системы.

Г-н Додон использовал антиолигархические лозунги в своей предвыборной кампании, так как это заведомо выигрышные лозунги с политической точки зрения. Но г-н Додон не называл г-на Плахотнюка в этом контексте, потому что он всегда оставляет для себя лазейку, возможность договориться с г-ном Плахотнюком. Эта договоренность уже существует, это видно по тому, что шесть телеканалов г-на Плахотнюка яростно боролись с Майей Санду в этой кампании, притом самыми грязными и нецивилизованными методами.

Эта предвыборная кампания вывела Молдову, вернее, ее политическую систему из зоны цивилизации в зону нецивилизации – тем, что были предприняты попытки очернить, оклеветать Майю Санду, прибегая для этого к самой гнусной лжи. Часть избирателей Республики Молдова повелась на эту ложь – незначительная часть, но ее оказалось достаточной для того, чтобы обеспечить эту несчастную разницу в четыре процента. Это и был определяющий фактор.

Без телеканалов г-на Плахотнюка, которые развернули воинственную кампанию против Майи Санду, Додон проиграл бы выборы. Это знают все: и социалисты, и сам Додон, и Москва. Потому что Москва, в отличие от других столиц, располагает высококвалифицированными специалистами, которые следят за ситуацией в Республике Молдова. Своим избранием г-н Додон обязан г-ну Плахотнюку, особенно, на последней стометровке предвыборной кампании.

Свободная Европа: Какую позицию займет Евросоюз по отношению к Молдове во главе с Игорем Додоном? Как будет развиваться сотрудничество между Брюсселем и Кишиневом?

Владимир Сокор: По моим наблюдениям, Евросоюз занял выжидательную позицию. Разумеется, придется сотрудничать с г-ном Додоном, но, скажу еще раз, не г-н Додон будет определять политику и стратегию государства, он будет сидеть в президентском дворце, но политикой заниматься не будет и стратегии государства определять не ему. Евросоюз продолжит делать то, что делал до сих пор. Во-первых, занять выжидательную позицию. Во-вторых, любую помощь, любые отношения увязывать с достижениями по части реформ. А этих достижений ждут не от президента, потому что не президент проводит реформы.

Г-н Плахотнюк уже отбирает политиков, которые станут кандидатами по одномандатным округам. Он их назначает как маленьких баронов, это такие местные вассалы

Эти достижения и условия касаются правительства, не президента. И Евросоюз будет придерживаться именно этой тактики, независимо от того, кто является президентом. Что касается парламентских выборов, которые должны состояться через два года, то г-н Плахотнюк наверняка готовит какие-то тактические ходы, неожиданные для всех, и снова разбалансирует политическую жизнь в стране. Воспользуется этим искусственно созданным парламентским большинством для внесения изменений в Кодекс о выборах, чтобы половина депутатов избиралась по одномандатным округам.

Из моих источников мне стало известно, что г-н Плахотнюк уже отбирает политиков в различные районы Молдовы, которые станут кандидатами по одномандатным округам. Он их назначает, по сути, как маленьких баронов локального уровня, и он обеспечит финансовые потоки, которые к ним потекут. Иными словами, это маленькие местные вассалы, которым г-н Плахотнюк готовит роль одномандатных кандидатов вне Демпартии, индивидуальных кандидатов, с которыми он создаст новое парламентское большинство, более устойчивое и более прочное, по сравнению с нынешним, состоящим из перебежчиков из четырех или пяти партий.

Свободная Европа: Многие в Молдове говорят, что на этих выборах победили раскол и недовольство, и что волна протестов может разрастись. Что произойдет в отношениях между президентом и улицей, если протестное движение примет размах?

Владимир Сокор: Результат в 48%, полученный Партией «Действие и солидарность» Майи Санду и Платформой «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе – потому что это их общий результат – отличное, почти героическое достижение в условиях, когда ресурсы Майи Санду и ее сторонников практически равнялись нулю, финансирование было на нуле, доступ к административным ресурсам, к правительственной и административной пирамиде отсутствовал полностью, зато множество телеканалов поливали их грязью без права на реплику.

Иными словами, медиатизация была чудовищной. И то, что они включились в столь неравную борьбу – поистине героический поступок. А набранные ими 48% – отличный результат, крепкая база для дальнейшего роста двух партий, если, конечно, они будут пользоваться должной поддержкой со стороны Запада, а также со стороны ряда молдавских бизнесменов, которые на этот раз не подключались к предвыборной кампании на стороне этих партий.

Свободная Европа: Если недовольство будет расти, как поступит Игорь Додон в качестве президента?

Владимир Сокор: Недовольство, если и будет расти, будет направлено не против Игоря Додон, а против системы, элементом которой является Игорь Додон. Наверняка, Додон окажется в не самой комфортной ситуации, между антиолигархической оппозицией, к которой он себя причислял до последнего времени, и властью, которой он служит и которой он обязан президентским креслом. Да, Игорь Додон окажется в неловком положении. Но, повторяю, протестная волна направлена не против Игоря Додона.

Свободная Европа: Румыния отдалится или нет от Молдовы?

Владимир Сокор: Нет. Не отдалится. Для этого нет никаких причин. Роль Румынии в политической жизни Республики Молдова и в двусторонних отношениях будет расти. Румыния располагает бюджетным излишком, там налицо значительный экономический рост, страна может предоставлять кредиты. Модель борьбы с коррупцией в Румынии крайне притягательна. В Республике Молдова роль Румынии будет только расти, если Румыния продолжит путь в сторону прогресса, на котором достигла замечательных успехов в последние годы.

Свободная Европа: Г-н Додон обещал ликвидировать унионизм.

Владимир Сокор: Это предвыборные обещания, и не более того, демагогия для крайне радикальных молдовенистов и русофилов. Что конкретно может сделать г-н Додон, чтобы запретить унионизм? У него нет никаких рычагов, никаких средств для этого. Г-н Додон просто попытался обмануть собственный электорат. У г-на Додона нет никаких рычагов, никаких механизмов, чтобы запретить унионизм, как, впрочем, и любое другое течение. У него нет такой власти.

Свободная Европа: И что будет, если он разочарует свой электорат?

Владимир Сокор: Партия социалистов станет менее влиятельной. Г-н Плахотнюк имеет такое намерение – создать крупную партию социал-демократического толка, и через нее присоединиться к социалистическому интернационалу. Он нуждается в элементах социалистической, социал-демократической окраски в этой партии. И, можно не сомневаться, г-н Плахотнюк урвет какие-то элементы у Партии социалистов и включит их в свой блок.

Фракция социалистов в парламенте самая многочисленная, а г-н Плахотнюк не хочет иметь столь крупную социалистическую фракция в законодательном органе.

XS
SM
MD
LG