Linkuri accesibilitate

Бартоломей Зданюк: «Если 10% молодежи идет на выборы – значит, это страна без будущего»


Польский политолог, профессор Варшавского университета Бартоломей Зданюк: взгляд со стороны на выборы в Республике Молдова, приверженность кандидатов в президенты реформам и зависимость от внешнеполитических векторов, а также вопрос неучастия молодежи в голосовании.

Бартоломей Зданюк: Президентские выборы в Республике Молдова, конечно же, важны и для Польши. Вполне понятно, что каждая страна хочет для себя стабильной и развивающейся среды, которая гарантирует благосостояние.

Республика Молдова, хотя и не имеет общей границы с Польшей, расположена по соседству с нами и по соседству с Европейским союзом. Поэтому укрепление правового государства в бывших советских странах важно и для Польши, и не только в геополитических, но и в экономических целях.

Если регион стабилен, бизнесмены идут и в Молдову, и в Польшу, и всюду. Разумеется, Польша – сторонник экономического развития и становления правового государства в Республике Молдова.

Молдова является частью более расширенной конструкции: в этом регионе и Украина с Донбассом и Крымом, и Республика Молдова с Приднестровьем, Гагаузией

Вопрос в том, кто может это обеспечить? Проевропейская перспектива здесь в силе уже лет семь, с 2009-го. И смена власти после того, как страной весь этот период правила одна коалиция – в порядке вещей; так что приход к власти другой партии – это естественно.

Итак, первый тур с подавляющим большинством выиграл г-н Додон. Главный вопрос, который сейчас стоит независимо от того, кто станет президентом: какие действия он или она предпримет? Какие реформы проведет? Это, естественно, очень важно для Польши, особенно, если учесть, что Молдова является частью более расширенной конструкции: в этом регионе и Украина с Донбассом и Крымом, с центральной частью; и Республика Молдова со своей центральной частью, с Приднестровьем, Гагаузией – у этой конструкции очень много элементов.

Продолжение реформ, точнее – развертывание подлинных реформ Варшава очень даже приветствовала бы.

Лина Грыу: Каковы приоритеты Запада в отношении Республики Молдова? Молдова с трудом пошла по евроинтеграционному пути и выполнила меньше, чем от нее ожидали. В экспертных кругах Кишинева сейчас активно говорят, что Запад уже не возлагает особых надежд на реально быстрое ее продвижение, в том числе, в борьбе с коррупцией, а попытается сместить акцент на стабильность – в надежде предотвратить появление еще одного очага напряженности…

Бартоломей Зданюк: Важна и стабильность, и борьба с коррупцией. Разумеется, если нет стабильности, о какой борьбе с коррупцией можно говорить?

Много разговоров идет о связях г-на Додона с очень влиятельным в Молдове человеком, и не исключено, что президент с пророссийскими лозунгами будет сотрудничать с ЕС

Однако этот вопрос поставлен не совсем верно. Нельзя сказать, что один из кандидатов в президенты реформирует страну, а другой не будет этого делать. Если победит г-н Додон, кто знает, на что он способен на самом деле, и какую программу ставит перед собой? Каковы его допустимые пределы действий, и какие реформы он начнет проводить в стране? Тот факт, что он на протяжении ряда лет является носителем пророссийских лозунгов и идей – факт неоспоримый. Но вопрос в том, как он поступит, если станет главой государства?

Поэтому, учитывая, что много разговоров идет о связях г-на Додона с определенными людьми, точнее, с очень влиятельным в Молдове человеком, не исключено, что ситуация сложится совершенно иная, и президент с пророссийскими лозунгами будет, тем не менее, сотрудничать с Евросоюзом, так как поймет, что для его политического будущего это сотрудничество очень важно.

Почему? Потому что в Евросоюзе есть деньги, которыми не располагает Россия. Разумеется, можно воздвигнуть стену с ЕС, но если это отрицательно скажется на уровне жизни в Республике Молдова, совершенно очевидно, что г-н Додон «открестится» моментально. А для политика крайне важно сохранить свою популярность, и важно, чтобы рядовой гражданин не чувствовал, что при его власти уровень жизни в стране снизился.

Иными словами, я верю, что г-н Додон, прежде всего, экономист, образованный человек с определенным жизненным опытом. Ну, а что касается лозунгов – что ж, это не ново, в Молдове такое бывало. В 2001 году ПКРМ пришла к власти тоже под ностальгически-советскими лозунгами, но, тем не менее, русский язык не стал вторым государственным, а в 2003 году в последнюю минуту г-н Воронин отклонил «план Козака».

Следовательно, тот факт, что у кого-то пророссийские лозунги, еще ничего не значит. Главное, что он будет делать. И даже если возможно небольшое сближение с Россией, уверен, он не разорвет отношений с Евросоюзом – это было бы трагедией не только для страны, это было бы трагедией и для него, политической трагедией. Потому что он тогда потеряет доверие в глазах людей.

Лина Грыу: Г-н Зданюк, судя по тому, как вы построили свой ответ, вы считаете, что во втором туре победит Игорь Додон. Что заставляет вас так думать?

Бартоломей Зданюк: Если в первом туре он набрал практически половину голосов, то не хватает самой малости, чтобы победить во втором туре.

Разумеется, в истории было много совершенно невероятных ситуаций, когда человек с подавляющим преимуществом в первом туре проиграл, тем не менее, во втором. За примером далеко ходить не надо – в Румынии два года назад, когда Виктор Понта имел большое преимущество в первом туре, но в конечном итоге проиграл выборы, и президентом стал Клаус Йоханнис.

Майя Санду совсем не политик. Она образованный человек с очень впечатляющим международным опытом, но у нее не политическое нутро

Конечно, может случиться так, что победит Майя Санду. Особенно, если воспрянет молодежь. Если молодежь встряхнется и пойдет голосовать. Ведь если проголосовал лишь каждый десятый молодой человек, естественно, трудно чего-то добиться. Так вот, если молодежь мобилизуется и пойдет на выборы, конечно, другой результат возможен.

Но, говоря математическим языком, если посмотреть на результаты первого тура, когда у одного из кандидатов около 49% голосов, то есть, его почти избрали в первом туре, шансы у Майи Санду хрупкие. Теоретически, все может измениться, но я смотрю на результаты первого тура – и вижу то, что вижу.

Лина Грыу: С другой стороны, Майя Санду очень молодой политик на молдавской сцене. Как вы объясняете столь мощную сплоченность вокруг нее в первом туре?

Бартоломей Зданюк: Я бы сказал больше – что Майя Санду совсем не политик. Она образованный человек с очень впечатляющим международным опытом, но у нее не политическое нутро. В том смысле, что она не лезет вперед.

Все мы видели несколько месяцев назад, когда на улицах Кишинева шли акции протеста, Майя Санду участвовала, но не была в первом ряду, напротив, она была немного в стороне, позади.

У нее нет политической хватки, она не пойдет напролом ради своей карьеры. Так что помимо личных качеств, которыми она обладает – получила образование за рубежом, работала во Всемирном банке – это цельный и глубоко порядочный человек, что также немаловажно.

По моему мнению, другие кандидаты, которые могли бы занять этот сегмент электората, потеряли доверие, и на данный момент Майя Санду, по всем показателям, единственная, кто способен привлечь голоса всех приверженцев подлинно европейской страны. Страны, где функционирует правовые нормы, где правила соблюдаются, где не воруют, где есть какие-то перспективы. Остальные кандидаты, которые пошли на выборы с этими же лозунгами, не вызвали доверия и не стали привлекательными для электората – я имею в виду г-на Лянкэ.

Так что Майя Санду, помимо своих личных качеств, может воспользоваться ситуацией, благоприятной для нее.

Лина Грыу: Вы довольно хорошо знаете Молдову, проводили стажировки в Бельцком университете, следовательно, знаете и этот сегмент – молодежь. И вы заметили, что среди молодежи явка составила лишь 10%. Чем объясняется столь скромное участие молодежи?

Бартоломей Зданюк: Это не скромное – это трагическое участие, это катастрофа. Если 10% молодежи идет на выборы – значит, это страна без будущего. Страшно говорить об этом, но это так. И в более долгосрочной перспективе это очень, очень большая проблема для страны.

Почему так получилось? Да, разумеется, многие уехали за рубеж, кто на учебу, кто на работу; кто-то не захотел, кто-то не смог пойти голосовать. Но общее впечатление такое, что большая, очень большая часть этого поколения не чувствует никакой связи с политическим классом страны, возможно, не чувствует никакой связи и с самой Молдовой.

Значит, они не пошли голосовать потому, что не видят причин для этого; потому, что для них значительно проще и заманчивей перспектива уехать за рубеж, и уже там строить свою жизнь. Неважно – на Западе, в Москве, только не дома. Следовательно, для политического класса в целом – и речь не только о Республике Молдова, это касается и других стран, для Польши в том числе, будущее молодого поколения – это высокая ставка.

Что касается Польши, то после нашего вступления в Евросоюз за рубеж уехали около два миллиона человек. Разумеется, молодежь, наиболее перспективная и работоспособная часть населения, на которую возлагались большие надежды в плане формировании бюджета страны, обеспечения пенсионной системы… Так что это явление затронуло не только Молдову, везде такая ситуация, разве что в Молдове это приняло более выраженный характер.

Разумеется, это серьезный упрек политическому классу. Игры играми, борьба борьбой, но надо хоть немного подумать об интересах страны, о перспективе молодых людей. Где они могут работать? Какие у них финансовые перспективы здесь, дома? Если перспектив нет, то страна и впредь обречена на немощность, потому что не будет развиваться бизнес, и не появится добавленная стоимость.

По моему мнению, это очень серьезная структурная проблема для всей Центральной и Восточной Европы. И если политики хотят быть действительно государственными людьми, уважаемыми людьми, они должны дать ответ на этот вопрос.

XS
SM
MD
LG