Linkuri accesibilitate

Ион Маноле: «Нам нужно ускорить реформы, чтобы перемены наступали быстрее»


На сессии Совета ООН по правам человека в Женеве
На сессии Совета ООН по правам человека в Женеве

Интервью с исполнительным директором правозащитной Ассоциации Promo-Lex

В октябре-ноябре официальный Кишинев должен представить Комиссии ООН по правам человека национальный отчет о соблюдении прав человека в Республике Молдова. Это – второй подобный документ, который молдавские власти выносят на международное обсуждение. Первый отчет был представлен в 2011 году, по нему Молдова получила более 120 рекомендаций. Недавно завершилась предварительная сессия Всемирной периодической оценки-2016, в которой участвовали и эксперты Ассоциации Promo-Lex. О том, что удалось Республике Молдова, и какие проблемы все еще вызывают беспокойство рассказывает исполнительный директор Ассоциации Ион Маноле.

Свободная Европа: Итак, предварительная сессия Всемирной периодической оценки ситуации с правами человека в Республике Молдова недавно завершилась. Официальный Кишинев отчитается перед Советом ООН о положении дел в стране. Вы принимали участие в недавних слушаниях в Женеве. К каким выводам вы пришли?

Ион Маноле: Начну с того, что представляет собой этот формат. В рамках этого формата общественные организации имеют возможность, исходя из проведенной экспертизы, представлять тематические отчеты.

Пытки, насилие в семье и избирательные права. С нашей точки зрения, именно по этим разделам – наиболее серьезные проблемы

Ассоциация Promo-Lex, как обладатель консультативного мандата Экономического и социального совета ООН (ECOSOC), участвовала в разработке и презентации семи тематических докладов. Иными словами, мы идентифицировали, со своей точки зрения, проблемы в семи областях. Для нас эти доклады, рекомендации и проблемы, идентифицированные и доведенные до всеобщего сведения, крайне важны.

Свободная Европа: Вы отметили, что проблемы, вызывающие наиболее серьезную озабоченность, – это пытки и жестокое обращение, насилие в семье, право избирать и быть избранным… Это у нас законодательные рамки такие несовершенные, или все дело – в тех, кто обязан соблюдать требования закона?

Ион Маноле: Известно, что в Молдове постоянно идут реформы, в том числе, в юстиции. В одних областях реформы более явные, они проводятся в ускоренном темпа и с куда лучшими результатами. В других областях реформы продвигаются гораздо более вяло. Думаю, лучше всего говорить о проблемах по каждому направлению в отдельности.

В ходе нашей презентации и предварительной сессии 7 октября мне была предоставлена возможность сосредоточиться на трех вопросах: пытки, насилие в семье и избирательные права, потому что, с нашей точки зрения, именно по этим разделам – наиболее серьезные проблемы.

Если говорить о пытках, то я думаю, что в первую очередь нужно говорить о том, что вопреки многочисленным усилиям по искоренению пыток в Молдове, это явление еще не изжито. Законодательство Республики Молдова в этом плане далеко от принципов ООН. Другая проблема состоит в том, что законодательство не соблюдает ст. 15 Конвенции против пыток, которая гласит, что любое заявление, сделанное под пыткой, не может использоваться в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства. А у нас такие заявления все еще принимаются во внимание.

Свободная Европа: Проблемы, о которых вы говорите, касаются и насилия в семье?

Ион Маноле: Что касается насилия в семье, то здесь проблемы другие. Прежде всего, речь идет о недостатке специализированных учреждений, которые предоставляли бы юридическую, а также психологическую помощь жертвам домашнего насилия. Известно, что это явление крайне распространено в нашей стране. И мы считаем, что власть должна выделять средства из госбюджета для обеспечения широкой поддержки всем, кто пострадал от домашних агрессоров.

Сейчас есть 181 место, предназначенное для жертв насилия в семье. В то же время, еще 175 человек нуждаются в помощи, например, в размещении в специализированном центре. Вот почему, по нашему мнению, это одна из самых больных проблем.

Наше законодательство предоставляет жертвам насилия право на бесплатную юридическую консультацию, но ситуация на местах показывает, что подобную возможность получают не все. Отсутствие квалифицированной и оперативной юридической поддержки еще больше осложняет положение этой категории граждан. А вместе с женщинами – ведь именно женщины являются, в основном, жертвами насилия в семье – страдают так же и дети.

Свободная Европа: В 2011 году, когда Молдова впервые представила национальный отчет о соблюдении прав человека, прозвучало более сотни рекомендаций по улучшению положения дел. В какой мере эти рекомендации воплотились в жизнь?

Ион Маноле: Да, по разделу пыток были рекомендации со стороны Франции, Польши, Великобритании, Германии, Норвегии, США и Австрии. В борьбе с домашним насилием своим опытом поделились Канада, Аргентина, Италия, Венгрия и другие страны.

Формат предполагает, что неправительственные организации представляют тематические доклады, потом они могут убедить делегации стран-участниц формата поддержать их рекомендации, поддержать их предложения по пересмотру законодательства.

По разделу «Права человека в Приднестровье» рекомендации предоставили Румыния, Канада и Конго

На этот раз мы встретились с 12 делегациями нескольких стран, в том числе, с делегацией Евросоюза, в который входят 28 государств. Очень надеемся, что рекомендации по семи докладам, которые мы представили, найдут поддержку со стороны большинства делегаций.

Свободная Европа: Если вернуться к рекомендациям 2011 года… Есть какие-то достижения и успехи, или Молдова отправится в Женеву с теми же проблемами?

Ион Маноле: Нельзя сказать, что проблемы те же, но ведь проблемы еще есть... По разделу «Права человека в Приднестровье» рекомендации предоставили Румыния, Канада и Конго. Что касается насилия в семье, то здесь были и есть неплохие результаты, но мы считаем, что темпы у нас – довольно медленные. И именно в этом состоит роль гражданского общества: когда мы сталкиваемся с проблемами, когда мы видим, в какие переплеты попадают жертвы домашних агрессоров, нам нужно ускорить реформы, чтобы перемены наступали быстрее.

Законодательство постоянно совершенствуется, буквально в этом году были внесены поправки по разделу насилия в семье, и есть положительные результаты, есть открытость со стороны органов власти, но, как я уже сказал, на местах проблем еще предостаточно. А сложнее всего – тем, кто не может рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Что касается пыток… Пыткой можно считать и условия содержания заключенных в тюрьме, в частности, недофинансирование медицинского обслуживания и услуг, которые гарантирует государство. Недофинансирование – большая проблема, и хуже других приходится женщинам-заключенным.

Свободная Европа: Многие говорят, что перемены в одночасье не наступят, необходима и активная поддержка со стороны граждан…

Ион Маноле: Нет, я считаю, что Кишинев в рамках различных структур и форматов – ООН, Совета Европы, диалога Молдовы и ЕС – обязался выполнить определенные рекомендации. И Кишинев обязан это сделать! Мы недовольны, потому что приложенные усилия оказались не столь серьезными, как это предусматривалось рекомендациями и нашими международными обязательствами.

Пыткой можно считать и условия содержания заключенных в тюрьме

Свободная Европа: Какие же уроки должны извлечь молдавские власти?

Ион Маноле: Когда мы говорим о власти, думаю, ясно, что мы взаимодействуем с правительственными структурами. Прежде всего, надо отметить, что одни государственные учреждения более открыты, более готовы к сотрудничеству, другие – не очень. Это отражается в результатах: по каким-то разделам они лучше, по каким-то – хуже. Но в целом, как я уже говорил, ситуация не настолько плохая, как в других странах.

Тем не менее, мы ждем еще более плодотворного сотрудничества, еще большей открытости со стороны других учреждений. Что касается прав человека на левом берегу Днестра, то здесь, я думаю, настала пора конкретных действий.

  • 16x9 Image

    Nicu Gușan

    Sunt editor la Europa Liberă Moldova din 2022. Până atunci am făcut jurnalism radio, multimedia, documentare TV și reportaje video. Îmi place să cred că sunt omul orchestră în domeniu și știu să fac un produs cap-coadă, de la pre-documentare până la publicare și promovare. Jurnalismul digital, storytelling-ul social media și investigațiile sunt lucruri pe care le admir mai ales la colegii pricepuți în ale meseriei. Învăț în fiecare zi.

  • 16x9 Image

    Tamara Grejdeanu

    Sunt parte din echipa Europei Libere din 2012 și în cei mai mulți ani de când sunt aici am povestit la radio despre oameni și preocupările lor, am scris despre educație, justiție și drepturile omului. În 2022 am trecut în departamentul digital și alături de cei mai faini colegi, sper că facem o treabă bună la moldova.europalibera.org.

XS
SM
MD
LG