Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Нас ожидает трудная кампания, в которой будет царить черный пиар»


Возможные кандидаты-конкуренты - Андрей Нэстасе и Майя Санду
Возможные кандидаты-конкуренты - Андрей Нэстасе и Майя Санду

В Молдове стартовала кампания по всенародным выборам президента, которые пройдут 30 октября. Собственно, сама кампания начнется через месяц, после того, как Центризбирком зарегистрирует всех кандидатов. Одни претенденты на высшую должность уже известны, другие на подходе. В чем главная интрига выборов, и какова наиболее вероятная развязка? Своими соображениями делится писатель, журналист и политический аналитик Игорь Волницкий.

Свободная Европа: Началась процедура выдвижения и регистрации кандидатов, которая завершится за 30 дней до дня выборов, когда и будет дан старт самой кампании. Первый вопрос: в чем интрига этих выборов?

Игорь Волницкий: В качестве общей характеристики можно сказать, что все решения, и официально принятые, и только анонсированные никаких сюрпризов не преподнесли. Сюрпризов ждали… Но вот мы увидели, что переговоры потерпели неудачу, несмотря на попытки лидеров правых партий объяснить свои соображения и действия. Я имею в виду три проевропейские партии, которые до последнего момента вели переговоры: Партию «Платформа достоинство и правда» (DA), Партию «Действие и солидарность» (PAS) и ЛДПМ.

Не менее раздроблен в преддверии выборов и левый сегмент, но ситуация здесь немного лучше, чем на правом фланге. «Наша партия» идет со своим кандидатом, и ранее объявленная кандидатура журналиста Дмитрия Чубашенко подтверждена официально. ПСРМ выдвинула кандидатом своего лидера, что и следовало ожидать. Остальные кандидаты, зарегистрировавшие в ЦИК свои инициативные группы, заранее заявили о своих намерениях. Так что никаких сюрпризов не произошло. Единственной интригой остается анонсированный PAS и DA метод действий – возможность отзыва кандидата, возможность сотрудничества.

Свободная Европа: По-вашему, переговоры потерпели неудачу. Но представители этих партий сказали, что формула выбора одного из двух кандидатов (Майя Санду и Андрей Нэстасе) остается в силе, и что решение будет принято чуть позже. Может, это лишь рутинная проблема?

Игорь Волницкий: Я сказал, что это попытка оправдания, потому что со стороны электората этих партий ощущается сильное ожидание, ожидание того, что именно проевропейский правый полюс, который нельзя заподозрить в сотрудничестве с правящей коалицией, выдвинет единого кандидата.

Зная об этих ожиданиях граждан, лидеры партий поняли, что не могут рисковать, не могут честно и прямо сказать, что переговоры провалились. Что касается «немного позже», то неясно, как может состояться это объединение сил в ходе предвыборной кампании, не было даже намека на какой-то такой механизм.

Анонсированный ими способ выдвижения кандидатов сбивает с толку даже их собственных избирателей, и в определенный момент может сыграть с ними злую шутку. Вступая в предвыборную кампанию, фактически, с двумя кандидатами, будет очень трудно позднее объяснить людям, почему один из них исчез, и почему нужно голосовать за другого, в том числе, и сторонникам первого кандидата, отказавшегося от участия в президентской гонке.

Не надо забывать, что речь идет о двух лидерах новой формации, появившихся на политической сцене сравнительно недавно, а значит, каждому из них хочется оценить собственные силы.

Лучшего экзамена, чем предстоящие 30 октября выборы, думаю, и быть не может. Следовательно, на мой взгляд, объединение сил состоится, но никак не в первом туре. Слишком на это мало шансов до 30 октября. Во втором туре, разумеется, если один из них пройдет, второй его поддержит, это естественно и логично.

Свободная Европа: Вас не удивило решение Демпартии, доминирующей в правящей коалиции, выдвинуть Мариана Лупу, который не очень заметен в соцопросах?

Игорь Волницкий: До последнего момента обсуждались три кандидатуры демократов – Мариан Лупу, премьер Павел Филип и спикер Андриан Канду. Каждый раз, когда произносили эти имена, говорили, что существует, в том числе, отдельный сценарий по каждому из них. Что касается г-на Лупу, то сценарий следующий: он по-прежнему лидирует в рейтинге. Несмотря на то, что его популярность далеко не столь высока, как прежде, г-н Лупу лучше позиционирован и является пока единственным электоральным локомотивом.

Лупу – пусть и немного развинченный, но единственный электоральный локомотив ДПМ. С этой точки зрения выбор партии объясним. Выдвижение г-на Лупу, чей рейтинг несравненно лучше премьера Филипа и спикера Канду, логично.

Но я говорил о сценарии… ДПМ заявила сейчас, что в партии началось реформирование. Идет процесс консультаций, которые завершатся где-то в декабре, и тогда, якобы, Демпартия реформируется и озвучит свои рекомендации по реформированию всего политического класса. Что означает эта реформа? Некоторые аналитики говорят, что речь идет, в том числе, о смене лидера. А под каким предлогом? Кидаешь г-на Лупу в предвыборную борьбу, он добивается более слабого результата – по сравнению с тем, на который рассчитывают его однопартийцы… И чем не причина для того, чтобы поднять вопрос о смене лидера политформирования?

Следовательно, положение г-на Лупу следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, он по-прежнему является электоральным мотором партии, его команда признает его заслуги, признает, что у него самый высокий рейтинг, выражает ему свое доверие и выдвигает на должность главы государства. С другой стороны, ему следует предельно внимательно следить за всем, что происходит у него за спиной, в том числе, в собственной партии. Если его результат будет слабым, как и предрекают многие аналитики, это может ему стоить должности председателя партии.

Свободная Европа: Между кем, по-вашему, пройдет «главное сражение»? У кого больше шансов выйти во второй тур – если дело дойдет до второго тура?

Игорь Волницкий: Предвыборная кампания только началась... О самой предвыборной кампании даже говорить пока нельзя, но буквально несколько минут назад я слушал новости по телевидению, не буду называть канал, чтобы не делать ему рекламы, - меня шокировал объем материалов предвыборного характера, материалов, в которых, скажем так, оцениваются шансы каждого из кандидатов. Они формулируют примерно так: кто кандидат, что он собой представляет, как представлены кандидаты – это очень показательно.

Нас ждет настолько трудная кампания, что даже не знаю, можно ли на этом этапе говорить о фаворите. Есть социологические опросы, которые в общих чертах показывают, за незначительными исключениями, картину, согласно которой, наивысшие шансы у лидера социалистов: в первом туре он наберет рекордное количество голосов, за ним последуют Майя Санду и Андрей Нэстасе, есть шансы и у кандидата «Нашей партии», вот и г-н Лянкэ немного активизировался...Не уверен, что нарисованный на ходу список из пяти или шести кандидатов останется в силе до 30 октября.

Я слежу за всем, что происходит, и нас ожидает трудная кампания, в которой будет царствовать черный пиар, кампания, в которой будут доминировать манипуляции и дезинформация – к сожалению, мы это видим уже сегодня.

Свободная Европа: Все ли кандидаты пользуются равными шансами – с точки зрения и закона, и практических возможностей?

Игорь Волницкий: Официально у всех кандидатов равные условия, включая правовую базу. Но неофициально, разумеется, все совсем наоборот. Ведь нельзя сравнивать условия, которыми будут пользоваться Дмитрий Чубашенко или Юрие Лянкэ, или Валериу Гилецки – с возможностями, например, Мариана Лупу.

Официально демократы получили власть менее чем в трех сотнях мэрий. И менее чем за год, прошедший после местных выборов 2015 года, число их мэров увеличилось более чем на сто человек! Это говорит о значительных ресурсах, на которые сможет рассчитывать Мариан Лупу. Нельзя сбрасывать со счетов и медиа-ресурсы, и административные рычаги. Очевидно, что на этих выборах у кандидата власти г-на Лупу – самый крепкий и надежный тыл.

Сравнительно хорошие условия будут и у лидера Партии социалистов, у которой довольно развитая партийная инфраструктура. Игорь Додон – лидер опросов, он позиционирован лучше других кандидатов, его рейтинг в определенных номинациях выше. Можно предположить, что в своей кампании он вправе рассчитывать на поддержку Москвы, что имеет большое, порою – определяющее значение для его электората. Остальные кандидаты позиционированы более слабо.

Загадкой остается кандидат Лянкэ. Над ним витают подозрения, что он потенциальный, скрытый кандидат власти. Если это так, то и в его случае можно говорить о финансовых, информационных, административных ресурсах, которые будут предоставлены в его распоряжение, – правда, закамуфлировано. О кандидате «Нашей партии» Чубашенко можно сказать, что в его распоряжении будут все ресурсы формирования Ренато Усатого, достаточно весомые, кстати, но которые уступают финансовым возможностям Мариана Лупу или Игоря Додона.

Следовательно, если официально условия у всех кандидатов равны, на практике это далеко не так.

XS
SM
MD
LG