Linkuri accesibilitate

2003: Провал «плана Козака»


6 января 2003 года, протест против федерализации
6 января 2003 года, протест против федерализации

Полемика о федерализации Республики Молдова, начавшаяся в 2002-м, продолжалась на протяжение всего 2003 года. Главным событием года стала подготовка к подписанию «Меморандума Козака», в котором планировалось участие российского президента Владимира Путина.

Буквально в последний момент, в ночь на 25 ноября президент Владимир Воронин передумал подписывать документ, а Владимир Путин отменил свой приезд в Кишинев.

Как отмечала правительственная газета Moldova Suverană, Меморандум, приписываемый заместителю руководителя администрации президента России Дмитрию Козаку, предусматривал создание асимметричной федерации с тремя субъектами: Молдова, Приднестровье и Гагаузия.

«Республика Молдова будет унитарным, независимым, суверенным, нейтральным и демилитаризованным государством. Документ полностью соответствует предыдущим инициативам президента Республики Молдова Владимира Воронина и ОБСЕ», – отмечала правительственная газета.

Согласно плану Козака, законодательным органом будущей федерации должен был стать двухпалатный парламент: Палата представителей (71 депутат) и Сенат (26 депутатов, из них 13 представителей Республики Молдова, 9 – Приднестровья и 4 – Гагаузии). Документ предусматривал, что статус и порядок применения молдавского и русского языков определяется федеральной Конституцией, а делопроизводство во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на молдавском и русском языках.

2003 год в публикациях кишиневских газет
2003 год в публикациях кишиневских газет

Кроме того, в Меморандуме предусматривалось, что наряду с молдавским и русским языками на территориях субъектов федерации могут быть установлены другие официальные и (или) государственные языки. В чем состоит отличие между официальным и государственным языком – не уточнялось.

Владимир Воронин заявил, что документ «предлагает реальную компромиссную схему для преодоления территориального, политического и экономического раскола страны». «История дает нам хороший шанс, если мы думаем о нашей стане, о ее будущем, нужно отказаться от узкопартийных интересов», – приводит цитату Воронина агентство Basa-press.

После отказа Воронина подписывать Меморандум, Moldova Suverană отмечала, что Кишинев сослался на необходимость проведения консультаций с ОБСЕ и ЕС. При этом, министр иностранных дел Нидерландов и действующий председатель ОБСЕ Яап де Хооп Схеффер сообщил Воронину, что среди стран-членов ОБСЕ консенсуса нет: «У некоторых стран есть серьезные возражения в том, что касается разделения ветвей власти между центральными и региональными органами, прав Приднестровья в Сенате, а также отсутствия международных гарантий».

Восемь парламентских и внепарламентских партий создали Национальный комитет по защите независимости и Конституции Молдовы

«Консультации, в спешке инициированные главой государства, проходили на фоне бурных протестов перед зданием аппарата президента, в ходе которых манифестанты скандировали «Воронин – предатель», жгли портреты Владимира Путина и флаг России», – сообщала газета «Молдавские ведомости».

Неожиданное единство оппозиции

Восемь парламентских и непарламентских партий создали Национальный комитет по защите независимости и Конституции Молдовы. Основная его цель – противостоять внедрению Меморандума о создании асимметричной федерации, предложенного Россией. Представители политических формирований утверждали, что если президент пойдет на этот шаг, «будет установлена диктатура сепаратистского меньшинства над большинством населения».

Лидеры оппозиции обвиняли власть в том, что Меморандум был разработан в тайне, без открытого обсуждения с гражданами, и что этот документ представляет интересы России, не Республики Молдова. Власть также обвинялась в установлении цензуры в СМИ, финансируемой за счет бюджета – так, передача Национального телевидения о плане федерализации с участием зарубежных дипломатов была отменена безо всяких объяснений.

Протесты против федерализации Молдовы
Протесты против федерализации Молдовы

Лидер Демократической партии Думитру Дьяков заявил, что оппозиция протестовала против методов принятия решений коммунистической властью, которая оказалась неспособной вести диалог с политическими силами и гражданским обществом. «В Кишиневе идут разговоры о европейской интеграции, а в районах открываются новые бюсты Ленина», – добавил лидер ДПМ.

Как отмечал аналитик Владимир Сокор в комментарии для радио Свободная Европа, перепечатанном газетой Jurnal de Chişinău, президент был в шаге от того, чтобы вообще упразднить государство. «Владимир Воронин по собственной инициативе взялся обсуждать с посланником Кремля, тайно и в мельчайших подробностях, содержание проекта Козака, а на самом деле – проекта Козака-Воронина», – заявил Сокор.

Новую Конституцию предполагалось вынести на референдум через год, а в 2005 году провести всеобщие выборы парламента

Воронин позже отметил, что Меморандум был написан в недрах президентуры, после чего он попросил Владимира Путина стать его посредником. «Для истории сохранены все 18 вариантов документа по приднестровскому урегулированию», – уточнил глава государства.

Спешные инициативы

В феврале президент предложил принять новую общую Конституцию, поскольку, по его словам, действующие законодательные рамки не позволяют урегулировать приднестровский конфликт. Он вышел с этим предложением на Владимира Путина, и, как сообщали СМИ, его желание как можно быстрее разрешить конфликт было явным – новую Конституцию предполагалось вынести на референдум через год, а в 2005 году провести всеобщие выборы.

4 апреля парламент Республики Молдова утвердил «Протокол о создании механизма разработки и утверждения Конституции федеративного государства», согласованный с тираспольскими лидерами в присутствии посредников. Газета Timpul допустила, что лидер коммунистов «торопился воссоединить два берега Днестра не от большой заботы о жителях региона, а потому, что на следующих парламентских выборах рассчитывал на голоса румынского населения Приднестровья».

Ускоренные темпы переговоров, которые велись в секрете, вызвали много спекуляций в прессе. Посол США в Кишиневе Памела Гайд Смит опровергла слухи, согласно которым, США и Россия поделили сферы влияния в ущерб Республике Молдова. «Эти обвинения не выдерживают никакой критики. Соединенные Штаты – единственный крупный донор Республики Молдова. Стали бы США тратить миллионы долларов, если бы планировали повернуться к Молдове спиной?», – отмечала дипломат.

Президент Воронин в ответ заявил, что именно российская сторона настаивала на скорейшем подписании Меморандума. По словам Воронина, Игорь Смирнов предложил, чтобы российская армия оставалась в Республике Молдова еще 30 лет, на что президент Молдовы ответил, что он выступает за международную миротворческую миссию.

Перед попыткой подписать план Козака звучали требования о том, чтобы США и ЕС более активно включились в переговоры и направили в регион миротворцев. Тирасполь и Москва решительно этому противились. Как отмечали СМИ, позитивный опыт скандального решения Воронина состоит в интернационализации приднестровского вопроса. Пресса особо выделяла роль министра иностранных дел Нидерландов Яапа Хоопа Схеффера, который впоследствии стал генеральным секретарем НАТО.

«Дипломатический блицкриг, который попытался устроить в Молдове Дмитрий Козак, был затеян с очевидной целью – сохранить военную базу в Приднестровье», – писала российская газета «Ведомости»

Такого скандала в истории СНГ давно не было; Москва, похоже, поставила крест на Воронине – писали российские СМИ, отдельные статьи которых перепечатали «Молдавские ведомости». «Дипломатический блицкриг, который попытался устроить в Молдове замглавы администрации президента Дмитрий Козак, был затеян с очевидной целью – сохранить военную базу в Приднестровье. (…) Кремль считает страны СНГ своей вотчиной и болезненно воспринимает чужие советы, как вмешательство в свои дела», – отмечалось в статье российской газеты «Ведомости».

Имитация борьбы с коррупцией

Коррупция – еще одна тема, постоянно звучавшая в СМИ, тем более, что президент Воронин распорядился создать Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией и потребовал разработать антикоррупционную стратегию.

13 января газета Jurnal de Chişinău опубликовала журналистское расследование, в котором шла речь о том, как депутаты и министры вершили правосудие по телефону. В качестве примера приводился случай депутата Александра Жданова – он пытался повлиять на следствие в деле, в котором был замешан его друг, начальник министерства сельского хозяйства, который попался на взятке.

Газеты растиражировали факт вмешательства вице-председателя парламента Вадима Мишина, который встал на защиту четырех офицеров полиции, находящихся под следствием, а также обращение министра внутренних дел Георге Папука к генеральному прокурору, с просьбой отправить в отставку прокурора Кишинева Петру Бобу и прокурора столичного сектора Ботаника Иона Выздоагэ.

Jurnal de Chişinău писал, что Папук защищал своих подчиненных, замешанных в незаконных сделках, в том числе связанных с «бордельным бизнесом». Указанные прокуроры, отмечала газета, обнаружили беззакония и возбудили уголовные дела. Но в конечном итоге, им пришлось покинуть систему.

В другом материале газеты шла речь о результатах работы парламентской комиссии по «делу о паспортизации», или «порочной сделке между государством (посредством Департамента информационных технологий) и бизнесменом Борисом Бирштейном», скандально известном на пространстве СНГ. Последний фигурировал в скандале с приватизацией гостиницы Octombrie ЦК Компартии Молдавии, он же приватизировал в начале 90-х бывший филиал «Внешэкономбанка» (нынешний Eximbank).

Пресса сообщала, что директор госпредприятия Registru Владимир Моложен был «человеком Бирштейна», и что подписанные им контракты опустошили государственную казну на 24 млн долларов. Также публиковалась информация о том, что в деле фигурировали и другие чиновники высокого ранга. «Граждане платят вдесятеро за оформление документов», – отмечала газета Jurnal de Chişinău. Адвокаты Бирштейна все обвинения отвергли.

«Так называемый государственный рэкет получает в последнее время все большее развитие. Как отмечается в исследовании Transparency International, полиция входит в число государственных структур, наиболее подверженных коррупции. По данным организации, в 2002 году представители бизнеса передали стражам правопорядка взятки на общую сумму 37 млн леев. Среди лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела по обвинению во взяточничестве, превалируют офицеры низшего ранга, а принято считать, что львиная доля всех взяток предназначена для высших должностных лиц», – писала газета «Кишиневский обозреватель».

Другая резонансная тема, широко освещавшаяся в прессе, была связана с перепродажей оружия через молдавские авиакомпании. Газета «Молдавские ведомости» писала со ссылкой на отчет Комиссии ООН по выявлению коридоров поставки оружия в Западную Африку, что тысячи автоматов, гранат и мин из Сербии попали в Либерию в нарушение эмбарго ООН, и что к доставке этого груза были причастны молдавские фирмы.

Виктор Бут работал в основном с молдавскими компаниями

Директор International Peace Information Service Йохан Пелеман подтвердил для российского издания «Эксперт» участие молдавских компаний Aerocom и Renan в поставках оружия в Африку, в том числе, участие в этих операциях и сделках известного российского «торговца смертью» Виктора Бута.

Пелеван говорил также, что главные торговцы – русские, а оружие идет из Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии. По словам эксперта, Виктор Бут работал в основном с молдавскими компаниями.

Газеты писали, что компаний, сотрудничавших с Бутом, было значительно больше, и что иностранные эксперты предполагали, что молдавское руководство не хочет вмешиваться в щекотливую историю.

Ограничения для бизнеса

В социально-экономической сфере в этом году особого прогресса не было, отмечали СМИ. Правда, министр экономики Мариан Лупу заявлял, что в 2003 году в экономическом развитии произошел бум, но эксперты и журналисты придерживались иной точки зрения: они считали, что Республика Молдова лишь смогла удерживаться на плаву, причем – исключительно благодаря переводам молдавских гастарбайтеров.

«Правительство в значительной степени живет в долг. Дела в экономике идут не так хорошо, как это пытается представить официальная пропаганда. МВФ не хочет давать денег просто так. Внешний долг и долги перед «Газпромом» – запретная тема. Тощий бюджет идет на погашение социальных выплат. У государства нет средств на инвестиции, а иностранные инвесторы обходят Молдову стороной. Более или менее прибыльный бизнес контролируют олигархические кланы партии во главе с «августейшей Семьей», – писали «Молдавские ведомости».

Министр экономики Мариан Лупу заявлял, что в 2003 году в экономическом развитии произошел бум, но эксперты и журналисты придерживались иной точки зрения

Давление государства на компанию Union Fenosa и национализация гостиницы Dacia, компании Air Moldova International и фабрики Farmaco заставили серьезно задуматься иностранных инвесторов. Многие из них стали говорить о Молдове как о неблагоприятном месте для инвестиций.

Пресса писала, что подобные вмешательства государства стали одной из главных причин, по которой МВФ и Всемирный банк в очередной раз приостановили внешнее финансирование. Эксперты МВФ выражали озабоченность неоправданными расходами на переход от уездов к районам.

Другую антиреформу затеяло министерство сельского хозяйства во главе Дмитрием Тодорогло, который всю историю независимости Молдовы боролся за сохранение колхозов. Как отмечали газеты Timpul и «Кишиневский обозреватель», проект закона предусматривал укрупнение «раздробленных» земельных участков, или новую принудительную «коллективизацию». Вынесенный на обсуждение документ оговаривал, что если против коллективного хозяйствования выступает менее одной трети землевладельцев населенного пункта, то меньшинство обязано подчиниться решению большинства.

В конце года в прессе приводились статистические данные, согласно которым, от 600 тыс. до миллиона граждан находились на заработках за границей. Гастарбайтеры перечислили порядка 120 млн долларов, что составило около половины национального бюджета страны. Социологические опросы показывали, что 80% населения Молдовы хотело бы уехать за рубеж. Доходы двух третей населения не покрывали прожиточного минимума, который на конец года составлял 542 лея.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG