Linkuri accesibilitate

Баллада о честных выборах


Август традиционно считается «мертвым» месяцем в общественно-политической жизни. Но только не для предвыборной Молдовы, которую хронически трясет все последние годы. Судьбоносная дата 30 октября всё ближе, и молдавский политикум активно готовится к первым за 20 лет прямым всенародным президентским выборам. Правда, без червоточинки никак: оппозиция прекрасно понимает, что с этой властью честные выборы невозможны априори, а власть делает вид, что верит самой себе, когда говорит о демократии и народном волеизъявлении.

За последние две недели произошло достаточно много примечательных событий. Это «неожиданный» выход Лянкэ из переговоров с оппозицией и его соглашательство с властью, намерение трех партий правого фланга выдвинуть своего кандидата, освобождение Илана Шора под домашний арест и, наконец, возможное объединение протестов право-левой оппозиции. В общем, лето в Молдове откладывается где-то до Нового года…

Начну я с совсем не удивительного события. В конце июля бывший «просто» премьер Юрий Лянкэ заявил о подписании соглашения о сотрудничестве с правящей коалицией. А главное – под очень «свежим» лозунгом о сохранении европейской интеграции. Назвать эту новость неожиданной было бы верхом лукавства. Скажу откровенно: я никогда не питал уважения к Юрию Лянкэ, ни в бытность его премьером, ни после перехода в «оппозицию» (кстати, к кому?). Лидер Народно-европейской партии всегда воспринимался мною как свой среди чужих, так что его шаг стал логическим продолжением (а может, и завершением) извилистой политической карьеры.

Даже его соратник Оазу Нантой не стал скрывать критики в адрес руководства партии за решение «сойтись» с властью. «На заседании Национального политсовета я проголосовал против партнерства и остаюсь верен своей позиции. По-моему, за этим отравленным предложением правящего альянса скрывается цель уничтожить хрупкие шансы выдвинуть единого кандидата от проевропейских партий на должность президента», - сказал Нантой в интервью Newsmaker, выразив уверенность, что произошедшее 29 июля – «финальный акт спектакля, который разыгрывался за кулисами». Политик раскритиковал и само соглашение его партии с коалицией. «Два депутата вместе с остальными подписываются под красивыми словами, а дальше что? Я не вижу ни механизмов, ни гарантий для реализации этого соглашения», - подчеркнул Оазу Нантой.

В свою очередь, политолог Анатол Цэрану считает, что партия Лянкэ стала жертвой шантажа со стороны Плахотнюка. «Он [Лянкэ] попал в сложное положение из-за обвинений в свой адрес в связи с причастностью к делу украденного миллиарда. В последнее время часто появлялась информация, что он может стать фигурантом уголовного дела. Демпартия воспользовались ситуацией, в которой находится Лянкэ, и вынудила его пойти на этот шаг», - сказал Цэрану в интервью тому же изданию. Если всё так, Юрия Лянкэ это совсем не оправдывает: коль Плахотнюк шантажирует его делом миллиарда, значит, есть чем шантажировать. И давайте не забывать, что «кража века» была совершена именно тогда, когда премьером был Лянкэ. Уважаемые читатели готовы поверить, что он «не при делах»?

А теперь о «сохранении европейской интеграции». Примерно в те же дни действующий премьер-министр Павел Филипп выступил к обществу с призывом о консолидации во имя продолжения европейского пути. Спрашивается: сколько можно? Проевропейская коалиция, во всех ее аллотропных модификациях, правит Молдовой уже семь лет – неужели нельзя было нормально «законсолидироваться», чтобы больше эти вопросы не поднимать? Эти хронические лозунги на старой исцарапанной пластинке напоминают мне советскую классику про «построим коммунизм к 1980 году», а потом, когда «ой, не получилось» - построим его к 2000 году.

Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Последний раз истерия с «консолидацией во имя спасения европейской мечты» бурлила в ноябре 2014 года, перед самыми скандальными парламентскими выборами в истории Молдовы. И тогда, под шумок картинных всхлипываний о теряемой Европе, был украден миллиард. Поэтому сдается мне, уважаемые читатели, что, когда молдавская власть начинает стенать о любимом европейском дитяте, она снова замышляет что-то нездоровое. Что на этот раз? Очевидно, фальсификация президентских выборов.

Начнем с того, что у правящей коалиции (читай – у Плахотнюка) нет шансов добиться победы своего кандидата честным путем. Это так же очевидно, как и то, что любой выдвиженец Демократической или Либеральной партии автоматически будет считаться политическим трупом. Пресса, близкая к власти, сделала вброс о выдвижении композитора Евгения Доги «компромиссным кандидатом». Не знаю, зачем это нужно самому маэстро, но сей оригинальный шаг говорит как минимум о двух вещах. Во-первых, власть всё же осознает степень народной ненависти, коль скоро боится выдвигать «чистого» политика, который будет априори запятнан соглашательством с олигархическим захваченным государством. Во-вторых, Молдова уже имеет печальный опыт Николая Тимофти, который тоже воспринимался как компромиссный, а в итоге «докомпромиссился» до полного захвата государства одиозными персонажами. Молдове нужен сильный политик, но во властной колоде такой фигуры как раз нет. Вернее, есть, но его фамилия Плахотнюк, и этим всё сказано.

О том, что власть продолжает манипулировать чувствами граждан в свете выборов, стало еще очевиднее после решения Апелляционной палаты Кишинева о переводе мэра Оргеева Илана Шора под домашний арест. Кто контролирует эту судебную инстанцию, в Молдове знает даже школьник. И этому «кто» сейчас было выгодно обеспечить уход Шора из тюрьмы в родные апартаменты. Спрашивается: как можно выпускать человека, который, согласно национальным и международным документам (доклад Kroll), является одним из ключевых фигурантов по делу о миллиарде? Значит, Филата надо было посадить. А Шора – выпустить. Логично? Конечно! Возможно, сценарий предполагает триумфальное возвращение Шора не только в Оргеев, но и в публичную политику с перспективой отобрать голоса у кандидатов на левом фланге.

Решение АП вызвало возмущение многих политиков. Например, Майя Санду констатировала, что правоохранительные органы «защищают организаторов кражи миллиарда» вместо расследования дела. Депутат парламента от Партии социалистов Богдан Цырдя объяснил этот шаг тем, что «Шор – бизнес-партнер кукловода». А бывший посол США в Молдове Игорь Мунтяну назвал это «пощечиной всему процессу расследования кражи».

«Его [Шора] задержание и содержание под стражей полтора месяца были спектаклем, разыгранным Плахотнюком, чтобы успокоить общественное мнение и создать видимость правосудия, якобы оно начинает работать», - сказал в интервью Newsmaker бывший постпред Молдовы в Совете Европы и в ООН Алексей Тулбуре. Правосудие, по его словам, оказалось выборочным. Анатол Цэрану считает Шора «человеком системы» и выражает уверенность в том, что дело будет «спущено на тормозах». Например, опального мэра Оргеева просто вывезут из Молдовы. С этим согласен и бывший посол Молдовы в Австрии и полпред при ОБСЕ Андрей Попов. «Не удивлюсь, если в следующей, уже утвержденной серии, нас ждет вылет Шора на лечение за границу. Даже не обязательно с формального согласия компетентных органов. Но, конечно, «по отмашке» тех, кто эти органы контролирует», - уверен Попов.

О том, что в такой «красивой» обстановке выборы не будут честными, говорит Майя Санду. «Самая большая опасность – это фальсификация результатов в день выборов. Власть показала, что в состоянии сделать это», - сказала она в эфире программы «Теневой кабинет» на канале Jurnal TV. Тема честных выборов естественным образом захватывает повестку дня и правой, и левой оппозиции. Так, председатель Платформы «ДА» Андрей Нэстасе поддержал ранее озвученный призыв лидера «Нашей партии» Ренато Усатого к возобновлению акций протеста. Нэстасе обратился к политическим партиям и гражданскому обществу, заявив о необходимости консолидации всех антиолигархических сил в борьбе с режимом Плахотнюка. Лидер «ДА» считает необходимым добиться не только прозрачных президентских выборов, но и досрочных выборов в парламент.

Призыв Усатого и Нэстасе поддержал и председатель Партии социалистов Игорь Додон. Он подтвердил факт переговоров в рамках оппозиционного «триумвирата» и уточнил, что акции протеста могут возобновиться в конце августа – начале сентября. Остается открытым только один, но очень большой вопрос: какой месседж будет озвучен народу? Понятное дело, что борьба с олигархическим режимом и требование о расследовании «кражи века» остаются в повестке дня. Но поскольку власть сама себя не посадит, имеет смысл внести новый пункт – разумеется, честные выборы. Опять же не надо питать иллюзий – этот режим не отступит, но широкий народный протест, если он состоится, покажет, что ничто не забыто.

По большому счету, сегодняшняя ситуация в Молдове – замкнутый круг. Круг омерта. Круговая порука. Я достаточно скептически настроен относительно возможности проведения честных выборов, но опускать руки тоже нельзя. Ибо стремление власти в очередной раз «фраернуть» народ намного сильнее ее страха перед международными организациями или каким-нибудь Госдепартаментом, а значит, не надо апеллировать ни к кому, кроме народа Молдовы.

Читайте также:

Страна непуганых координаторов

XS
SM
MD
LG