Linkuri accesibilitate

Анатол Шалару: «Важно, чтобы Республика Молдова превратилась в экспортера безопасности»


Эксклюзивное интервью министра обороны.

Совместные военные учения Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и силовых структур Приднестровья расценены министерством обороны и министерством иностранных дел Республики Молдова как «вызывающие» и «недопустимые». В ходе учений, которые прошли в начале августа на берегу Днестра, вблизи Тирасполя, бронетехника, способная перевозить пехоту, под прикрытием авиации форсировала Днестр – с левого берега на правый, где, согласно легенде, засели террористы. В интервью Свободной Европе министр обороны Анатол Шалару объяснил свое отношение к учениям, а также то, почему он считает необходимым увеличить миротворческий контингент Молдовы в Косово.

Анатол Шалару: Наши военнослужащие показали высокий профессионализм, доказали, что они легко могут взаимодействовать с контингентами стран НАТО. А там не только НАТО, ведь в Косово присутствуют представители 31 страны, и возникло предложение, чтобы мы продолжили миссию и даже увеличили свой контингент, чтобы участвовали в миссии не только с военными, но и со специалистами из других областей – врачами, офицерами штаба, связистами.

Мы обсудили и приняли это предложение, потому что для нас крайне важно, чтобы военнослужащие прошли и другую школу, помимо «домашней». Они отлично взаимодействуют с контингентами других стран, работают плечом к плечу с итальянскими, словенскими и австрийскими военными, армии которых славятся своей оснащенностью и степенью подготовки.

Опыт Крыма показал, что наиболее жизнеспособные воинские подразделения, которые оказали сопротивление и знали, как действовать в условиях вторжения российской армии, были как раз те, которые участвовали в иностранных миссиях, международных операциях. Те же, кто никогда не выезжали из страны и не участвовали в сборах, в совместных военных учениях с другими странами – они просто стояли, парализованные страхом, и сдались. Иными словами – это опыт, который мы должны изучить и перенять. Поэтому наше участие в таких операциях крайне важно.

Мы обеспечиваем взаимодействие, обеспечиваем отличную подготовку военнослужащих в течение шести месяцев, обеспечиваем тренировку с использованием современной военной техники, ребята тренируются в стрельбе, участвуют в разминировании объектов. И не в последнюю очередь – участвуем в различных гуманитарных операциях, таких, например, как ремонт школ. Наши военнослужащие взаимодействуют с населением, учатся вести диалог с местными жителями, действовать максимально эффективно при возникновении какой-либо конфликтной ситуации. И должен сказать, в Косово я гордился нашими военнослужащими. И в представительстве ООН, и в Генштабе, и в лагере, где размещены молдавские военнослужащие, я слышал только высокие оценки их деятельности.

Свободная Европа: На сегодняшний день, г-н министр, сколько примерно наших военнослужащих участвовали в международных миссиях?

Анатол Шалару: В Косово это уже пятый контингент, значит, 200 военнослужащих прошли через косовский опыт. В учениях Sea Breeze продолжительностью около месяца, которые проводятся на Украине с участием военнослужащих 14-15 стран, – каждый раз около четырех тысяч человек, также участвовал наш контингент – всего через Sea Breeze прошли 400 наших солдат и офицеров.

Кроме того, ежегодно молдавские военнослужащие участвуют в военных учениях, в сборах в Румынии, Украине. К нам в Молдову постоянно приезжают иностранные военнослужащие, наших военных тренируют специалисты из США, Европы, Румынии. Наши военнослужащие постоянно проводят тренировки, учения никогда не прекращались, никогда не прекращалось и взаимодействие с военнослужащими стран НАТО и государств вне Альянса.

Свободная Европа: Для расширения нашего контингента в Косово понадобятся какие-то согласования в Кишиневе?

Анатол Шалару: Сейчас этот вопрос находится на стадии изучения. Увеличить контингент придется за свои деньги, а бюджет не позволят двукратно увеличивать число военнослужащих. Хотя это в интересах самих военнослужащих – среди желающих уехать туда большая конкуренция. Существует специальная комиссия по отбору военнослужащих, которые проходят трехнедельные сборы в Германии, тренируются на средства американского правительства, проходят обучение у специалистов разных стран – и только после этого едут в Косово.

Туда отправляется далеко не каждый, а лишь тот, кто прошел самый тщательный и строгий отбор. Мы решили с каждым контингентом увеличивать число участников на пять человек. Мы ознакомились с условиями, в которых живут и работают наши ребята в Косово. И должен сказать – условия замечательные, кормят прекрасно, бытовые условия вне всякой критики, они живут в городке, построенном для четырех тысяч военных, – сейчас там 800 военнослужащих, из них 40 граждан Молдовы. В их распоряжении спортзал, фитнес-клуб, все что хочешь – условия прекрасные. Отлично налажена связь, они постоянно могут общаться с семьями, с руководством министерства, с коллегами; для некоторых из них – это уже вторая миссия в Косово. Думаю, это только на благо Республики Молдова.

Наши военнослужащие участвуют также в различных миссиях в формате ООН в Африке, раньше – и в других странах, а сейчас только в Африке и Косово. Мы планируем создать вместе с Румынией небольшой миротворческий батальон – очень важно, чтобы все поняли: когда мы говорим о миротворческой миссии, то имеются в виду только операции по поддержанию мира и ничего более. И для нас это действительно важно – чтобы Республика Молдова из потребителя безопасности превратилась в ее экспортера.

Свободная Европа: Кто оплачивает расходы на участие молдавских военнослужащих в этой миссии, вернее – как распределяются расходы?

Анатол Шалару: Мы платим только зарплату военнослужащим, все остальное – размещение, питание, топливо – за счет итальянского правительства, в том числе спортзал, в том числе культурные и подготовительные мероприятия. Все за счет наших партнеров. Мы ничего не расходуем.

Свободная Европа: Г-н министр, в Варшаве вы также высказывались за замену российских миротворцев в Приднестровье миротворческой миссией ООН. Об этом намерении разговоры идут давно, но даже гибель того парня, Вадима Писаря, застреленного в 2012 году российским миротворцем, не стала толчком к пересмотру миротворческого формата. Что заставляет вас верить в то, что сейчас это возможно?

Анатол Шалару: То, что министерство иностранных дел и европейской интеграции выступило с таким пресс-релизом – уже говорит о том, что дело сдвинулось с мертвой точки. Прежде только я один говорил об этом, а сейчас, наконец, и другие поняли, что пора переходить к конкретным действиям. Министерство иностранных дел потребовало пересмотреть миротворческий формат на Днестре, заменить его миротворческой миссией под мандатом ООН.

Свободная Европа: Разве это впервые? Такие заявления звучали и прежде…

Анатол Шалару: Звучали, но потом мы надолго словно воды в рот набирали. Сейчас, думаю, на фоне последних событий, кода Россия открыто заявила и продемонстрировала свою поддержку Тирасполя, приднестровского режима, приднестровской армии, она утратила доверие, и нет больше никаких мотивов для ее дальнейшего пребывания в Приднестровье в рамках миротворческого формата. Любой миротворец, как мы убедились и в Косово, призван обеспечить нейтральность, а не становиться на ту или иную сторону.

Миротворцы всегда должны занимать нейтральную позицию, чтобы завоевать доверие обеих сторон. Так, например, как поступает ОБСЕ в Украине, как делает ООН в других странах, где миротворцы пользуются доверием обеих сторон конфликта.

В нашем случае Россия проводит военные учения, совместные сборы, вооружает, тренирует, готовит, поддерживает финансово сепаратистский режим Тирасполя. Поэтому никто сегодня не может оправдать необходимость присутствия российской армии, ее миротворцев в Приднестровье. Этот контингент необходимо вывести и заменить миссией ООН по поддержанию мира, гражданской миссией по примеру Косово. Представительство ООН координирует все организации, все миссии, призванные способствовать сохранению мира в Косово. Все находятся под эгидой ООН, включая военных.

Свободная Европа: Значит, вы за такую миссию и в Приднестровье. Но, г-н министр, это означало бы конфликт с Россией, не так ли? Известно, что Россия всегда крайне болезненно реагировала на подобные разговоры…

Анатол Шалару: Да, Россия хочет оставаться здесь, хочет, чтобы ее насильно любили. Но навязывать свою волю с помощью оружия невозможно. Россия прекрасно понимает, что с ее уходом конфликт будет исчерпан, а это ее не устраивает. Поэтому она намерена и впредь поддерживать сепаратистский режим.

Я пригласил военного атташе России, но он не пришел, сославшись на какие-то проблемы...

​Мы же с помощью международных инструментов, которые имеются в нашем распоряжении, с помощью ООН, европейских и американских партнеров должны переломить ситуацию. Более того, мы можем пригласить и россиян участвовать со своим контингентом – ведь и в Косово у них есть штабные офицеры – несмотря на то, что они открыто поддержали одну из сторон конфликта; но участвовать они будут, разумеется, под эгидой ООН, а не под контролем Москвы.

Свободная Европа: Вы с кем-то обсуждали это намерение? С членами коалиции, остальными составляющими правящего альянса, помимо Либеральной партии?

Анатол Шалару: Я не обсуждал это намерение, лишь высказал свою точку зрения. Когда меня пригласят – обсудим. Но я с удовлетворением констатирую, что сейчас и министерство иностранных дел выполнило свой долг и потребовало пересмотреть миротворческий формат. Я – министр обороны, а каждый министр в своем ведомстве является премьер-министром. Когда я выполняю свою работу, я ни у кого не должен спрашивать разрешения, и ничье согласие мне не нужно. Я выполняю свой долг: заметил, что в Приднестровье происходят определенные вещи – и высказал свое мнение по этому факту.

Я пригласил военного атташе России, но он не пришел, сославшись на какие-то проблемы. Но его пригласил министр обороны, а не рядовой сотрудник министерства. Когда министр иностранных дел приглашает посла той или иной страны, не было случая, чтобы посол не явился. И военный атташе обязан являться каждый раз по приглашению министра обороны, так как он военный атташе и работает с министерством обороны. Он отказался от встречи, потому что знал, о чем пойдет речь, и никаких оправданий у него не было.

Поэтому я и выступил с заявлением для прессы, в котором изложил свое мнение – мы и впредь будет действовать в соответствии с законами нашей страны, в той мере, в которой я считаю свои действия правильными. В данном случае это было вызовом, в данном случае они хотели показать, что они хозяева в Приднестровье, и что они не намерены отступать. Но пора уже им собрать свой багаж и вернуться домой.

Свободная Европа: После этих учений в Приднестровье, когда российские танки «форсировали» Днестр, многие наблюдатели задаются вопросом: соразмерна ли реакция Кишинева? Не следовало бы выяснить, какие именно военные участвовали в тех учениях, и впредь запретить им допуск на территорию Республики Молдова

Анатол Шалару: Я считаю, что наблюдатели, которые так говорят, понятия не имеют о том, на каком свете живут. У нас сплошь и рядом – одни эксперты по приднестровской проблематике, но никто не делает разграничений между миротворческим контингентом и ОГРВ, которая незаконно там находится. Военнослужащие ОГРВ незаконно там находятся – и мы запретили им доступ.

Свободная Европа: Но как они там оказались?

Анатол Шалару: Они «оказались» там раньше, когда в Украине было другое руководство.

Свободная Европа: И их ротация больше не производится?

Анатол Шалару: Не производится по территории Украины и Молдовы – Украина закрыла им дорогу сюда. Раньше российские военнослужащие ОГРВ прибывали через Украину, не по нашей территории. В соответствии с нашими соглашениями, каждый прибывающий сюда военнослужащий должен получить разрешение министерства иностранных дел, должен заручиться нашим согласием – и, естественно, у него должны быть заранее оформленные документы.

Миротворцы так и делают, а военнослужащие ОГРВ пытаются любыми путями добраться в Приднестровье, но каждый раз их задерживают и депортируют обратно в Россию. Должен сказать, они даже счастливы, что их отправляют обратно домой, потому что у них нет большого желания застрять в Приднестровье. Сейчас набор в ОГРВ производится, в основном, за счет местного населения, из России мало военнослужащих, так что ротацию осуществлять невозможно.

Свободная Европа: Чуть ранее вы рассказали, в каких миссиях участвуют молдавские военные… Но ведь представители Приднестровья могут сказать: а нам почему нельзя тренироваться? С вашей точки зрения, что было вызывающим в этих учениях?

Анатол Шалару: До прошлого года российские военные никогда не вмешивались в работу приднестровских подразделений, не участвовали в совместных парадах – никаких совместных действий. Они знали, что делать это противозаконно, и что подобные действия могут вызвать недовольство. Сейчас они впервые изменили своему правилу, впервые проводят совместные учения – и это тем более вызывающе для нас и для всего мира.

Надо понять, что в Молдове не будет стабильности, пока ОГРВ находится в Приднестровье...

​Это некий сигнал, который они пытаются нам передать: то ли это отчаяние, то ли это общий сигнал нам и Украине, так как в последнее время мы много что требовали, вернув в повестку дня существующие проблемы, по которым они стремились давить. И наши граждане, наши политики должны понять: пока на территории Молдовы, в Приднестровье будет находиться ОГРВ, эту проблему решить не удастся.

Ясный сигнал тому – твердое намерение России и впредь поддерживать тираспольский сепаратистский режим. То, что они выступили сейчас вместе – это и посыл приднестровцам, дескать, пусть Россия и не дает сейчас денег, но она о них не забыла, поддерживает и будет поддерживать. В этом году пройдут выборы, и Россия с вами. Не отчаивайтесь, в Приднестровье сейчас непростое положение, но и нам не легче… Это сигнал для всех, и кто как поймет его – зависит от уровня восприятия каждого.

Надо понять, что в Молдове стабильности не будет, инвестиций не будет, благосостояния не будет, экономического развития не будет до тех пор, пока ОГРВ находится в Приднестровье. Несмотря на попытки некоторых отвлечь внимание общественности от этой проблемы – суть не меняется. Все именно так.

Надо понять, осознать это, и надо проявить решительность и даже жесткость в переговорах с Россией, надо постоянно привлекать на это внимание европейских столиц – только тогда удастся выдворить российскую армию из Приднестровья.

Свободная Европа: Национальная армия тоже готовится к военному параду – по случаю 25-летию независимости Республики Молдова. Вы пригласили и Россию? Ответ получили?

Анатол Шалару: Россия не будет участвовать, не приедет ни министр Шойгу, ни военнослужащие. Она будет представлена только военным атташе. Примут участие военные из Румынии, Польши, Украины, Турции, Литвы. Приедут военные атташе, министры обороны разных стран, заместители министров, статс-секретари, генералы. Этот парад призван показать, что Республика Молдова пользуется международной поддержкой.

Свободная Европа: Некоторые сомневаются в целесообразности проведения парада – пусть и по случаю 25-летия независимости – в сложившихся условиях, когда Республика Молдова сталкивается с серьезными финансовыми проблемами…

Анатол Шалару: Суверенитет и независимость обходятся дорого, но в этом случае на военный парад не будут тратиться деньги из бюджета. По сравнению с другими годами, нам не выделили каких-то запредельных сумм. Каждый год на 27 августа готовится широкая программа культурных мероприятий; в этом году плюс к этому – и военный парад. Военное ведомство на это практически ничего не потратит, мы берем на себя только транспортные расходы и размещение иностранных военных, которые проведут здесь ночь или две. И все.

Свободная Европа: Приблизительные цифры назвать можете?

Анатол Шалару: Не могу. Точно ответить на этот вопрос смогу тогда, когда у нас будут списки участников. Скорее всего, речь идет о нескольких миллионах леев.

XS
SM
MD
LG