Linkuri accesibilitate

В жерновах контрреволюции, или Особенности репрессивной демократии. Часть 1


При анализе странного «переворота» в Турции возникает вполне резонный вопрос. Если Эрдоган действительно не знал о заговоре, откуда у него в течение 3-5 дней оказались списки десятков тысяч «плохих» военных, судей, прокуроров, адвокатов, журналистов, ученых, деканов (?) и т.д., якобы работающих на проживающего в США проповедника Фетуллу Гюлена? Эти подозрения разделяет европейский комиссар Йоханнес Хан. «Всё выглядит так, будто было подготовлено заранее, - сказал он. – Имеются списки, которые доказывают, что всё было подготовлено и использовано в нужный момент». «Я очень обеспокоен. Это именно то, чего мы опасались», - цитирует европейского чиновника британская газета The Independent.

Сторонники теории заговора, на которых ссылается издание, даже сравнивают «переворот» с поджогом Рейхстага нацистами в 1933 году, что было использовано Гитлером как повод для начала ограничения гражданских свобод и арестов неугодных. Сегодня в Турции неугодными оказываются те, кого просто заподозрили в связях с ненавистным Эрдогану Гюленом. То есть особых доказательств не требуется – достаточно считаться «неблагонадежным».

Так, 5 августа стало известно об аресте бывшего губернатора Стамбула Хюсейна Авни Мутлу по обвинению в связях с организацией, возглавляемой Гюленом. Экс-губернатор отрицает эти обвинения, заявив, что осудил мятеж военных. Вместе с Мутлу арестованы еще несколько высокопоставленных чиновников, в том числе губернаторы и вице-губернаторы провинций, пишет «Лента» со ссылкой на турецкие СМИ. Ранее глава МВД Эфкан Ала уточнил, что после попытки переворота задержано почти 26 тыс. человек, из них 13,4 тыс. остаются под стражей.

Репрессии коснулись даже национального авиаперевозчика Turkish Airlines – он объявил об увольнении 250 сотрудников, включая заместителя гендиректора, пишет «Коммерсант». Как нетрудно догадаться, работников авиакомпании подозревают в связях с вездесущим проповедником. Интересно, а сами авиалайнеры прошли проверку на лояльность? Компания Turk Telekom, в которой 30% акций принадлежит государству, объявила об увольнении 189 человек. Как следует из ее заявления, решение о масштабной чистке кадрового состава было принято «в сотрудничестве с силами безопасности», уточняет «Ъ».

Между тем, турецкий эксперт Ариф Асалыоглу приводит на сайте «Регнума» еще более внушительные данные: из МВД, включая отделы в регионах, уволено почти 9 тыс. служащих (и это притом, что полиция сохранила верность Эрдогану!). Из министерства национального образования временно отстранены от должностей более 15 тыс. сотрудников, у 21 тыс. преподавателей частных учебных заведений (!) аннулированы лицензии; отстранены от должности полторы тысячи деканов в вузах страны.

«В качестве основания было представлено «расследование, начатое после попытки переворота 15 июля». Как за 48 часов можно опросить 50 тысяч человек? – удивляется автор. – Из аппарата президента, министерства внутренних дел, Совета по высшему образованию, министерства национального образования, Службы национальной разведки, министерства по делам религии, министерства по делам семьи и социальной политики, министерства финансов, министерства развития и Организации по регулированию энергетического рынка было уволено в общей сложности 28 тысяч 321 человек».

Всего, по информации Асалыоглу, уволено почти 50 тыс. человек – и это за три недели после мятежа. Оперативности и работоспособности режима Эрдогана позавидовал бы любой диктатор. Кстати, сам Эрдоган списал начавшиеся репрессии на «милость Аллаха» и назвал мятеж «поводом для чистки Вооруженных сил». Правда, у внимательных наблюдателей возник вопрос: кто же всё-таки страшнее в глазах президента – «гюленисты» или военные? С другой стороны, как Эрдоган может записать в свои враги исламистов Гюлена и их антиподов – военных, традиционных сторонников светского режима, последователей Ататюрка? Ответа на этот вопрос пока нет – есть только версия о том, что для турецкого лидера появилась уникальная возможность уничтожить одним махом и тех, и других.

В общем, борьба с инакомыслием превратилась в охоту на ведьм – причем иногда об этом можно говорить в буквальном смысле. Мэр Анкары Мелих Гёкчек договорился до того, что Фетулла Гюлен управляет людьми при помощи джиннов – мол, переворот был совершен именно таким образом, пишет «Лента». Директор Центра изучения современной Турции Ильшат Саетов в своей статье отмечает, что репрессии ударили даже по тем чиновникам (например, губернаторам провинций), которые не были замечены в несогласии с Эрдоганом. Недостаточно любили султана, что ли?

С другой стороны, оппозиционная Республиканская Народная партия, оплот кемалистов, и прокурдская Демократическая партия народов осудили мятеж и поддержали законную власть. Что же им оставалось делать, когда депутатская неприкосновенность была отменена весной? Особенно уязвимы сейчас кемалисты: их опора в лице армии практически обезглавлена, а стремительно исламизирующееся общество не оставляет шансов на сохранение светских идеалов Ататюрка. Правда, обе оппозиционные партии стремятся не допустить превращения Турции в президентскую республику. При этом шовинистическая пантюркистская Партия националистического действия полностью поддержала Эрдогана и выступает за укрепление президентской власти, пишет Саетов.

Продолжение следует…

XS
SM
MD
LG