Linkuri accesibilitate

Россия и постсоветские страны – Запад не отступит


Вряд ли я ошибусь, если скажу, что постсоветское пространство представляет сегодня самую болезненную часть российско-западных отношений. И дело не только в Донбассе. Ведь «традиционные» замороженные конфликты никуда не исчезли; в Молдове не преодолен раскол общества и политической элиты по геополитическому признаку; в Армении народ всё чаще выражает недовольство властью; в Азербайджане продолжается экономический спад – и это я перечислил только наиболее явные проблемы. А есть сугубо экономические и энергетические интересы крупных игроков, есть нестабильность на Ближнем Востоке и в Турции – всё это в разной степени влияет на пространство бывшего СССР.

Посмотрим, что написано в итоговом заявлении саммита НАТО:

10. К дестабилизирующим действиям и политике России относятся продолжающаяся неправомерная и незаконная аннексия Крыма…, нарушение суверенных границ с применением силы, намеренная дестабилизация восточной части Украины, провокационная военная деятельность вблизи границ НАТО, в том числе в районе Балтийского и Черного моря

16. …Мы тверды в своей поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в международно-признанных границах этой страны и права Украины определять свое будущее и свой внешнеполитический курс без какого-либо вмешательства извне, как закреплено в Хельсинском Заключительном акте

18. Мы привержены мирному урегулированию конфликта в восточной части Украины, унесшего жизнь почти 10000 человек, и реинтеграции районов Донецкой и Луганской областей, контролируемых поддерживаемыми Россией боевиками…

19. …Несмотря на заявленную приверженность Минским соглашениям, Россия продолжает намеренно дестабилизировать восточную часть Украины в нарушение международного права…

111. …Отношения Грузии с Североатлантическим союзом располагают всеми практическими инструментами для подготовки к будущему членству.

116. …Для Республики Молдова важно сохранять приверженность делу осуществления реформ во благо всех граждан страны…

Поскольку эти проблемы ближе к телу, остановлюсь на приведенных пунктах подробнее. Я не зря выделил некоторые фрагменты жирным шрифтом. В пункте 10 блок НАТО явно перестарался: спешу напомнить, что Балтийское и Черное море (даже без учета Крыма) – это морские границы России, и как-то странно читать о «провокационной военной деятельности» России там, где базируется ее флот. Где же теперь Балтийскому и Черноморскому флоту проводить учения – неужели на Волге или Ладожском озере?

В пункте 16 я несказанно удивился отсылке к Хельсинскому заключительному акту от 1975 года. Разумеется, этот документ формально не утратил силы, но кто теперь вспоминает о нем после развала СССР и Югославии? В пунктах 18-19 ничего нового, зато интригует № 111. Фактически Грузия получает приглашение в НАТО, и после парламентских выборов нынешней осенью станет примерно ясно, сколько шагов еще предстоит сделать. Вот и председатель комитета грузинского парламента по международным делам Тедо Джапаридзе заявил «Коммерсанту», что альтернатив у Тбилиси нет, но никто не знает, сколько времени займет этот путь. В Грузии и на Западе надеются, что за это время удастся решить проблему Абхазии и Южной Осетии – ведь территориальные споры служат серьезным препятствием для членства в НАТО.

Ну, а на десерт пункт 116 – я бы порадовался за Молдову, но «сохранять приверженность» еще не гарантирует осуществления реформ. Обещать – не значит жениться, как известно. Однако шутки в сторону. Заявление НАТО не оставляет сомнений в том, что именно пространство от Балтийского до Каспийского моря останется поясом нестабильности. Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что сложившаяся обстановка – это не холодная война, а даже хуже. «Если мы сравним НАТО и Россию сейчас, то наша страна уступает по всем направлениям, кроме разве что ядерного оружия… Во время холодной войны, несмотря на все различия и ненависть, все-таки были диалог и уважение, а сейчас ничего этого нет: совет Россия – НАТО используется по минимуму и превратился в инструмент управления конфронтацией», - сказал эксперт в интервью газете «Ведомости».

Петербургский блогер Анатолий Несмиян, которого я часто цитирую в вопросах Ближнего Востока, опубликовал интересный материал по теме России и Запада. Он, в частности, напоминает, что, поскольку Запад не признает присоединение Крыма, нахождение Черноморского флота в Севастополе с 2017 года станет незаконным (истекает срок соглашения от 1997 года). Читатели возразят: но ведь в 2010 году были подписаны Харьковские соглашения, которые продлили пребывание флота до 2042 года. Совершенно верно! Но в апреле 2014 года Россия в одностороннем порядке денонсировала соглашения от 1997 и 2010 года – а Украина сохранила их в силе.

Поэтому, считает блогер, Крым станет точкой давления на Россию, вплоть до требований демилитаризации полуострова (если уж не получится вернуть его Украине). В эту схему впишется требования о демилитаризации Калининградской области (еще раз прочтите пункт 10!) и заодно Приднестровья. «Понятно, что дальнейшая судьба демилитаризованных зон будет разной – Крым и Приднестровье немедленно атакуют прежние владельцы и восстановят законность и суверенитет. Калининград никто никуда присоединять и отторгать не будет – законность превыше всего. Но о нем мы тоже можем забыть в таком случае – с ним поступят мягче и не так радикально, но и только», - пишет Эль-Мюрид.

Возможно, он сгущает краски, но тенденция пока указывает именно в сторону усиления конфронтации с сочетанием экономических и прочих «гибридных» мер. Сейчас все участники процесса ждут выборов президента США, за которыми, в марте 2018 года, последуют выборы хозяина Кремля. Нет сомнений, что, если Путин снова выдвинет свою кандидатуру, он пройдет. Но выдвинет ли? Я всё больше укрепляюсь во мнении об абсолютной и безоговорочной неприемлемости Путина для западного сообщества. Вряд ли США готовят что-то нехорошее против Российской Федерации как государства, но пока ею правит Путин, удары и уколы продолжатся.

Часть 1

Часть 2

XS
SM
MD
LG