Linkuri accesibilitate

Олег Серебрян: „Незримая стена и сегодня разделяет Восток и Запад Европы”


Прокремлевские байкеры "Ночные волки" у Бранденбургских ворот в Берлине, 9 мая 2016
Прокремлевские байкеры "Ночные волки" у Бранденбургских ворот в Берлине, 9 мая 2016

Посол Молдовы в Германии делится своим мнением о том, почему день 9 мая остается яблоком раздора в молдавском обществе.

Официально День Европы отмечается 9 мая. Но в Молдове праздник перенесли на субботу, 14 мая. Решение такое приняли, чтобы избежать накладки мероприятий по случаю Дня Европы с празднованием Дня Победы во Второй мировой войне. Посол Республики Молдова в Германии Олег Серебрян комментирует в интервью Свободной Европе ситуацию вокруг 9 мая и размышляет, почему эта дата по-прежнему является яблоком раздора в молдавском обществе.

Посол Молдовы Олег Серебрян
Посол Молдовы Олег Серебрян

Олег Серебрян: И в Западной Европе нет единой точки зрения на День Европы и День победы. К слову, День победы над фашистской Германией в некоторых странах отмечается 7 мая, например, в странах британского содружества и в самой Великобритании, в ряде европейских стран отмечается 8 мая, в некоторых странах Восточной Европы – 9 мая, в зависимости от даты принятия одного из актов о безоговорочной капитуляции – от 7 или 8 мая; это может быть связано также с часовым поясом и другими обстоятельствами.

Что касается Дня Европы, на этот счет также есть две точки зрения: одни считают Днем Европы 5 мая – День Совета Европы, так было долгое время. Но, в целом, сейчас принято отмечать День Европы 9 мая, например, Германия и большинство стран Евросоюза празднуют 9 мая.

Думаю, и для Республики Молдова день 9 мая должен быть, скорее, днем примирения и единства. Украина пошла по этой формуле – День памяти и примирения, так, если не ошибаюсь, называется праздник 9 мая на Украине. По моему мнению, и Республика Молдова должна отмечать 9 мая как день мира.

Ведь, прежде всего, 9 мая для нашего континента означает мир, конец войне, конец вражде, конец расколу. Это важно и для нас, Восточной Европы, особенно если учесть, что некоторая преграда между Востоком и Западом все еще существует. Незримая стена и сегодня разделяет Восток и Запад Европы. И наша задача, восточных и западных европейцев, устранить этот барьер, демонтировать его труднее даже, чем Берлинскую стену, которая была физической конструкцией, осязаемой.

Свободная Европа: В молдавском обществе нет единой точки зрения на этот счет – День Европы и День Победы здесь – факторы раскола между проевропейскими и пророссийскими силами, между румынами и молдаванами. Насколько европейской представляется Республика Молдова и каковы ее шансы стать действительно европейским государством?

Олег Серебрян: День Европы и День Победы не противоречат друг другу. Напротив, именно победа над фашизмом дала возможность построить эту новую Европу. Одно без другого немыслимо.

День Европы без победы над фашизмом немыслим...

Иными словами, День Европы без победы над фашизмом невозможен. И нельзя представить себе конец тоталитарной эры в Европе без этого праздника – праздника демократической Европы. Поэтому я не вижу никакого противоречия между этими праздниками, и на Западе их не рассматривают как понятия, исключающие друг друга. Эти два праздника дополняют друг друга.

Свободная Европа: Но раскол в молдавском обществе вы видите?

Олег Серебрян: Прискорбно, что в Молдове одни видят одну сторону этого праздника, другие – другую. Это искусственный раскол. Мы неутомимы в поиске различных поводов для искусственного разделения общества по самым различным критериям, которые, по сути, являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу. В этом и вина политиков, которые часто пытаются разжечь эту искусственную враждебность.

Свободная Европа: В этом году день 9 мая стал своеобразной премьерой в смысле показа военной техники. В Кишиневе можно было увидеть американские боевые машины, а в Тирасполе военнослужащие Оперативной группы российских войск вывели на площадь свою военную технику. Всё это произошло впервые. В этих условиях можно ли говорить о шансах на реинтеграцию двух берегов Днестра, как вы считаете?

Олег Серебрян: Несмотря на бытующий пессимизм – частично оправданный, как полагают и немецкие коллеги – приднестровский конфликт, при всей своей замысловатости, представляется наименее сложным конфликтом на пространстве ОБСЕ.

Свободная Европа: Но и без особых шансов на урегулирование.

Олег Серебрян: О шансах на скорое урегулирование говорить не приходится, разумеется, их нет и в обозримом будущем. Но следует придерживаться тактики малых шагов.

Нужно следовать тактике малых шагов...

Думаю, в Молдове, в отличие от более застарелых конфликтов, чем приднестровский, возьмем хотя бы конфликт на Кипре, так вот, в Республике Молдова, по моему мнению, есть определенные подвижки, есть небольшой прогресс, возможно, незаметный для широкой аудитории, и предстоящие переговоры, судя по обнародованным уже заявлениям посла Майера-Клодта, вселяют определенные надежды; не стоит видеть всё в белом или черном цвете, существует много полутонов.

Так что, я настроен оптимистично – сдержанно, да, с осторожностью, но не пессимистично в отношении возможностей идти вперед. Я стараюсь избегать синтагму „урегулирование приднестровского конфликта”, потому что мы далеки от такой формулы, но двигаться вперед в направлении разрешения этого крайне сложного и болезненного для нас конфликта – на это шансы есть.

Свободная Европа: Некоторые аналитики считают, что Берлин мог бы согласиться на такую формулу урегулирования приднестровского конфликта, которая устроила бы больше Тирасполь и Москву, нежели Кишинев. Как вы думаете, такая идея реальна?

Олег Серебрян: Это неверная идея. В корне неверная. Совершенно не в интересах Германии или других стран благоприятствовать Тирасполю, особенно при сложившейся ситуации в нашем регионе, Черноморском, когда любая ошибка Республики Молдова может дорого обойтись другим странам, может повлиять на будущее других стран региона.

Неудачная модель урегулирования в Республике Молдова может крайне отрицательно сказаться на ситуации в Украине, Грузии и т.д.

Неудачная модель урегулирования в Молдове может крайне отрицательно сказаться на ситуации в Украине, Грузии…

Все прекрасно понимают это, и в Берлине, и в других западных столицах. Жаль, что некоторые политики и эксперты, не владеющие должной информацией о том, что происходит вокруг приднестровского конфликта, вокруг переговорного процесса, рискуют давать подобные оценки. ОБСЕ по определению является и обязана быть равноудаленной, представители Тирасполя обвиняют ее в пристрастии к Кишиневу, а некоторые кишиневские аналитики считают наоборот.

По определению, ОБСЕ должна быть равноудаленной и беспристрастной, и любое европейское государство, не только Германия, хочет видеть Республику Молдова реинтегрированной, демократизированной. А реальная демократизация Молдовы невозможна без демократизации приднестровского региона. Если вы помните еще проект трех „Д”, о котором много говорилось лет 10-12 назад …

Свободная Европа: …демилитаризация, декриминализация и демократизация … Это так. Г-н посол, вот уже четыре месяца Германия исполняет по ротации мандат председателя ОБСЕ. Как вы считаете, что-то было сделано для сближения двух берегов Днестра? Было несколько встреч, в том числе в Германии, но о результатах мало что известно…

Олег Серебрян: Конечно, и у нас ситуация не из самых простых. Это год выборов на обоих берегах Днестра. На этом фоне, думаю, политический класс – и у нас, и в Приднестровье – занят внутриполитическими вопросами. И в международном плане много проблем, более сложных по сравнению с приднестровским конфликтом. Кроме того, как вы сами заметили, прошло всего лишь четыре месяца, это только начало мандата Германии в качестве председателя ОБСЕ. В последующие месяцы ожидается крайне насыщенная повестка. Думаю, по сравнению с некоторыми предыдущими председательствами ОБСЕ, будет достигнут определенный прогресс.

XS
SM
MD
LG