Linkuri accesibilitate

История военного сотрудничества Молдовы и США


США активнее других стран поддерживают Молдову в модернизации вооруженных сил.

Совместные учения с участием американских военных проходят в Молдове не впервые. И прежде США поддерживали Кишинев в модернизации армии и повышении уровня подготовки вооруженных сил. Краткий обзор молдавско-американских военных отношений за 25 лет независимости молдавского государства.

С 1995 года Республика Молдова подписала с Соединенными Штатами Америки 16 соглашений о сотрудничестве в военной области. Самые масштабные учения в Молдове с участием американских военных пришлись на последние два года – на период мандата нынешнего министра обороны Анатола Шалару.

В 2015 году на военном полигоне в Бульбоаке впервые прошли военные маневры „Огненный меч-2015”. Помимо 150 американских военных в международных учениях, призванных укрепить артиллерийские подразделения Национальной армии Молдовы, участвовали и 26 румынских военнослужащих.

Прошлогодние учения, как и нынешние, вызвали негативную реакцию в Тирасполе, в том числе со стороны бывшей главы внешнеполитического ведомства региона Нины Штански: „То, что учения проходят в зоне безопасности, на границе с Приднестровьем, по всей видимости, следует понимать как исключительно "дружественный и миролюбивый" сигнал. Ведь именно в их отсутствии нас обвиняли молдавские коллеги в связи с парадом 2 сентября", прокомментировала тогда в соцсетях Нина Штански.

Также в 2015 году на территории Республики Молдова трижды проходили различные виды учений с участием американских военных: „Концепция оперативного потенциала” ОСС – 8-27 июня; „Совместные усилия” – 20-24 июля; „Совместные комбинированные учения” JCET – в июне. Представители молдавских вооруженных сил, в свою очередь, приняли участие в четырех курсах тактических учений в Германии – Saber Junction, Combined Resolve, KFOR Mission Rehearsal Exercise, Georgian Infantry Battalion, трижды тренировались в Румынии – Wind Spring, Prutul, учения ПВО, дважды в Украине – Saber Guardian/Rapid Trident, Sea Breeze, и участвовали в учениях LOGEX в Сербии.

Никогда прежде такого рода учения не вызывали столь яростного сопротивления, как спровоцировали в этот раз социалисты в отношении маневров Dragon Pioneer. Эксперт по вопросам безопасности Института общественной политики Юрий Пынтя связывает подобную реакцию прежде всего с предстоящей кампанией по выборам президента Республики Молдова:

„Предвыборные игры Партии социалистов. Они толкают нас к донбасскому сценарию и всячески нагнетают страсти. На фоне последних событий, когда мы, образно говоря, сели в лужу с европейской интеграцией, они пытаются сыграть на этом, извлечь электоральные выгоды. Но проводить такие мероприятия совершенно естественно в условиях, когда Россия зациклена на идее „русского мира”.

Надо подумать, как не допустить второго Крыма в Молдове, и эти учения имеют смысл и значение в этом контексте. Все ясно и логично. Мы анализируем внешнеполитический курс России с собственной колокольни, откуда открывается не такой уж и широкий обзор, а американцы видят дальше и несравненно более четко, и понимают, что Россия никак не настроена на дружбу и вечный мир у своих границ”.

Соединенные Штаты Америки активно поддерживает с самого начала намерения Кишинева модернизировать свои вооруженные силы в соответствии с новыми угрозами в сфере безопасности, которые возникли в регионе на фоне украинского кризиса.

Командующий Объединенными вооруженными силами США в Европе, американский генерал Филип Бридлав, побывавший в Кишиневе полтора месяца назад, призвал Молдову развивать вооруженные силы и бороться с коррупцией, чтобы быть в состоянии защитить своих граждан от угроз, исходящих, в том числе, от России.

Генерал Бридлав посетил военный полигон в Бульбоаке, который модернизируется при поддержке США, и призвал молдавских военнослужащих продолжать развивать потенциал Национальной армии, повысить его до европейских стандартов.

„Мы поддерживаем нейтральный статус Республики Молдова и призываем все стороны относиться к этому так же. Но Молдова должна быть в состоянии защитить себя, поэтому стоит продолжать участвовать в миротворческих миссиях, как это происходит на протяжении двух лет в Косове”, сказал тогда Бридлав.

В соответствии с решением, принятом два года назад на саммите Североатлантического альянса в Уэльсе, НАТО начал активнее поддерживать усилия Республики Молдова по модернизации своей системы безопасности и обороны.

Но только инициированная тогда программа разворачивается слишком медленно, с большими задержками. Директор Центра информирования и документирования НАТО в Молдове Елена Мырзак рассказала Свободной Европе, почему так происходит:

„Конечно же, лучший этап развития отношений Республики Молдова с НАТО наступил с подписанием IPAP – Национального плана действий в 2006 году, несмотря на то, что у власти тогда находились коммунисты. Президент Воронин, подписавший тот изначальный план, прекрасно понимал, что только при содействии НАТО возможно реформирование системы безопасности. На фоне отсутствия финансов последовал период не охлаждения, а замедления и даже приостановления процесса внедрения IPAP. Положение дел улучшилось, когда к власти пришла проевропейская коалиция.

В Брюсселе побывало много молдавских чиновников, и г-н Филат, и г-н Лянкэ, и г-жа Герман, а в 2014 году в Кишинев приехал заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу. И в 2015 году наметился достаточно хороший момент для сотрудничества, я бы даже сказала – исторический, когда комитет НАТО по сотрудничеству в области партнерства и безопасности провел выездное заседание в Кишиневе, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте, обсудить возможность скорейшего открытия офиса НАТО в Молдове, посмотреть, как претворяется в жизнь эта инициатива.

И в 2014 году на саммите в Уэльсе, куда Молдову пригласили в рамках Инициативы по укреплению обороноспособности Альянса, были заложены основы хорошего сотрудничества, которое, однако, не дает осязаемых результатов ввиду сложившейся здесь политической ситуации при регулярной смене правительств. Показателен в этом плане и вопрос с открытием офиса НАТО: одни утверждают, что открытие запаздывает потому, что комиссия по внешней политике не дала „добро”, официально же говорят, что этот вопрос только вынесен на обсуждение. Тем не менее, я бы сказала, что взаимодействие есть, но очень многое зависит от наличия политической воли, от того, кто возглавляет министерство иностранных дел, кто является министром обороны, то есть, от ключевых фигур, влияющих на эти отношения”.

XS
SM
MD
LG