Linkuri accesibilitate

Free Khadija! Кто дал право посольству Азербайджана в Кишиневе запугивать журналистов и ограничивать свободу выражения?


Интервью с главой Центра журналистских расследований.

Баннер Центра журналистских расследований с требованием освобождения азербайджанской журналистки Хадиджи Исмаиловой вызвал недовольство посольства Азербайджана в Кишиневе. В пятницу, 22 апреля, по требованию владельца арендованного здания руководству Центра журналистских расследований пришлось снять с офисного балкона двухметровый баннер с призывом „Free Khadjia!”. Центр находится рядом с посольством Азербайджана в Кишиневе. Как отмечается в заявлении журналистов, мужчина, который назвал себя сотрудником дипломатической миссии, но удостоверения не представил, потребовал у них плакат. „Он настаивал на том, чтобы мы отдали ему баннер, назвали автора идеи, а также человека или фирму - исполнителя заказа”, отмечается в заявлении. Глава Центра журналистских расследований Корнелия Козонак сообщила Свободной Европе, что намерена обратиться в министерство иностранных дел с просьбой разъяснить, являются или нет эти действия превышением служебных полномочий азербайджанским дипломатом. Азербайджанская журналистка Хадиджа Исмаилова, сотрудник Радио Свободная Европа/Радио Свобода, в 2015 году приговорена к семи годам тюрьмы по уголовному процессу, который правозащитные организации считают местью за проведенные ею расследования, разоблачающие коррупцию в Азербайджане.

Корнелия Козонак: Центр журналистских расследований недавно переехал в новое здание, расположенное по соседству с посольством Азербайджана.

Свободная Европа: Судя по видеозаписи, флаг дипмиссии виден из ваших окон...

Корнелия Козонак
Корнелия Козонак

Корнелия Козонак: И мы подумали, что это место, где мы могли бы выразить свое отношение к нарушению прав нашей азербайджанской коллеги, которая несправедливо осуждена и сейчас находится за решеткой. Речь идет о Хадидже Исмаиловой, которая разоблачала коррупцию во власти в своей стране, включая сомнительные сделки родственников президента Алиева. И мы решили воспользоваться правом на свободу выражения мнения, сделать баннер с требованием освободить журналистку. На баннере было написано „Free Khadija”, и ничего более, плюс ее фотография; баннер мы разместили на балконе нашего офиса, который мы арендуем в здании по соседству с посольством Азербайджана. Этот баннер провисел день. В тот день у нас как раз был тренинг с коллегой Хадиджи – Паулом Раду, представителем RISE Project-Румыния и OCCRP [Центр по исследованию коррупции и организованной преступности]. На второй день неожиданно поступили претензии со стороны администратора здания, который, сославшись на просьбу посольства Азербайджана, потребовал снять баннер. Мы подчинились, поскольку это частная собственность. Но вскоре явился и представитель посольства, он вызвал меня в холл, потому что в самом офисе было многолюдно, так как шел семинар. Я последовала за ним в холл, он спросил, кто директор центра, сказал, что он из посольства Азербайджана, свое имя не назвал, несмотря на то, что я настаивала на этом. И он прямо потребовал – баннер снять и назвать имя того, кто его сделал. Настойчиво требовал имен.

„Free Khadija!”
Așteptați
Embed

Nici o sursă media

0:00 0:01:39 0:00

Свободная Европа: А почему вы вообще согласились обсуждать с ним это?

Корнелия Козонак: Я вышла за ним как-то безотчетно, интуитивно, ведь в помещении шел тренинг и, чтобы не шуметь, вышла в холл.

Свободная Европа: Но когда вы согласились с ним беседовать, он хотя бы понял, по вашей реакции, что просьбы его выходят за пределы общепринятых норм?

Корнелия Козонак: Думаю, нет. Он был очень напорист. Требовал имен. Я сказала, что отдать баннер не можем, потому что мы таким образом выразили свое отношение к тому, что происходит с нашей коллегой в его стране. Тогда он начал угрожать: „У вас будут большие проблемы ”. И стоял на своем. Тогда я попросила его представиться, сказала, что это угроза. Он ограничился кратким „да” и ушел.

Свободная Европа: Сейчас, конечно, вам не грозит прямая конфронтация с этим представителем посольства или с азербайджанским государством. Вы вправе обратиться к молдавским властям за защитой, потребовать, чтобы они показали зарубежным партнерам границы дозволенного. Вы обратились в министерство иностранных дел?

Корнелия Козонак: Мы выступили с публичным заявлением, которое разместили на нашем портале anticoruptie.md в тот же день, когда произошел инцидент. И сегодня подали запрос в министерство иностранных дел с просьбой дать оценку случившемуся и разъяснить, в какой степени иностранные посольства в Республике Молдова могут позволить себе запугивать журналистов за то, что они отстаивают свое право на свободное выражение мнения.

Свободная Европа: Что это, по вашему мнению – издержки традиционного воспитания или следствие ситуации, сложившейся в Молдове? Этот дипломат почувствовал, что в Молдове такое позволено?

Корнелия Козонак: Думаю, и то, и другое. Этот человек, скорее всего, так действует и в Азербайджане, в своей стране. Вместе с тем, полагаю, он позволил себе подобные действия и потому, что уверен: в Молдове можно поступать таким образом.

Свободная Европа: Иными словами, во Франции или Германии он не посмел бы?

Корнелия Козонак: Я думаю, в тех странах, где существует правовое государство, где соблюдают права и свободы и где есть демократия, такие чиновники, такие дипломаты не позволили бы себе подобных выходок. Мы консультировались с нашим адвокатом, он сказал, что это открытое запугивание и мы должны подать жалобу и в полицию. Сегодня мы это сделаем.

Свободная Европа: Но вы не попытались поговорить в частном порядке, не обязательно официально, с послом, с представителями посольства, чтобы они поняли, что находятся не у себя дома?

Корнелия Козонак: По моему мнению, важно не пытаться уладить произошедший инцидент – важно говорить о сложившейся ситуации, об угрозе, если угодно, в отношении наших прав, которые могут быть ограничены. Поэтому, считаю, нужно не замалчивать этот факт, а говорить о нем во весь голос, донести до сведения общественности, обратить на инцидент всеобщее внимание. Никто не может позволить себе подобное поведение в демократической стране, каким бы ни был его статус, потому что это злоупотребление, потому что это попытка устрашения, попытка ограничения свободы. Это, я бы даже сказала, опасный прецедент, потому что, если кто-то позволяет себе в чужой стране, не у себя дома, запугивать полноправного гражданина этой страны – думаю, это более чем серьезно.

Свободная Европа: Сейчас, согласитесь, показательна и реакция властей: проглотят они пилюлю или достойно защитят своих граждан…

Корнелия Козонак: Пока мы не заметили никакой реакции со стороны властей. Зато было много откликов граждан, в том числе из-за рубежа, которые возмущены сложившейся ситуацией, действиями, которые может себе позволить представитель дипломатической миссии в Республике Молдова.

XS
SM
MD
LG