Linkuri accesibilitate

Тираспольская Фронда


В Приднестровье неофициально стартовала избирательная кампания – в декабре непризнанная республика изберет президента. В действительности начало выборной гонке должно быть положено не раньше осени, но объективные факторы вынуждают потенциальных конкурентов вытащить мечи из ножен намного раньше. Действующий президент Евгений Шевчук вправе баллотироваться на второй пятилетний срок, но получится ли у него, пока сказать трудно. Прошедшие 29 ноября 2015 года выборы в Верховный Совет закончились полным разгромом Шевчука – его соперники из партии «Обновление» не просто одержали победу, а получили конституционное большинство.

Команду Евгения Шевчука обвиняли в провале социальной политики, что крайне чувствительно для республики, где две трети взрослого населения составляют пенсионеры и бюджетники, включая силовые структуры. И только ситуация начала понемногу выправляться, как весной грянул валютный кризис. От падения объемов экспорта (или от бегства капиталов в оффшоры?) в Левобережье возник дефицит валюты. Начались спекуляции на черном рынке, возникли очереди у обменных касс, а последнее нововведение – уменьшение суммы вывоза валюты без декларации, с 5 тыс. до 1 тыс. долларов.

И вот на 11 апреля было намечено внеочередное заседание Верховного Совета, где ждали и Шевчука, и премьер-министра Павла Прокудина, и других представителей исполнительной власти. Но они не пришли. На заседании выступила вице-спикер и новый председатель партии «Обновление» Галина Антюфеева. И понеслось. Она обвинила Евгения Шевчука в создании «фирм-прокладок», которые «присосались» к крупнейшим промышленным и энергетическим предприятиям республики и нанесли экономике огромный ущерб.

В этой части досталось и Молдове. По словам госпожи Антюфеевой, фирма «Энерго-Капитал», к созданию которой будто бы причастен Шевчук, ведет бизнес по продаже электроэнергии с Молдавской ГРЭС на правый берег, где есть свои структуры-посредники, зарабатывающие деньги. Соответственно, утверждает вице-спикер, приднестровский оффшор помогает финансировать «антироссийский режим в Молдове». Кроме того, Галина Антюфеева обвинила Шевчука в том, что подписанный им и Владом Филатом 30 марта 2012 года протокол о железнодорожных перевозках через Приднестровье позволил «появиться молдавским таможенникам» на территории непризнанной республики. «Это не просто односторонние уступки молдавской стороне. Знаете, как это называется? Это откровенное предательство, измена», - цитирует Антюфееву издание Newsmaker.

Говоря о валютном кризисе, председатель партии «Обновление» обвинила Шевчука в том, что он «своими действиями и публичными заявлениями о девальвации приднестровского рубля спровоцировал панику». «Зачем Вам это нужно было? Уверена, Вы знаете, что в Приднестровье складывается катастрофическая ситуация. В республике продуктов питания и других жизненно важных товаров на несколько недель. Наша республика может оказаться на грани физического выживания в связи с обрушением курса рубля», - заочно обращалась к «обвиняемому» Галина Антюфеева. После этого Верховный Совет проголосовал за создание комиссии по расследованию и дал Счетной палате поручение выяснить, «чем дышат» названные госпожой Антюфеевой фирмы-прокладки.

Кроме того, 13 апреля Верховный Совет конституционным большинством принял в первом чтении законопроект, который лишает президента права на внесение законопроектов в режиме законодательной инициативы – это позволяло главе республики фактически блокировать работу ВС, заваливая его законопроектами (так было 218 раз!). «Другая поправка гласит, что если президент в течение установленного Конституцией срока (14 дней) не подписал и не обнародовал принятый депутатами закон или не вернул его для повторного рассмотрения в ВС, то принятые законы вводятся в действие после подписания их спикером и официального опубликования. Это связано с тем, что у Шевчука накопилось 49 не подписанных им законодательных актов, принятых парламентом», - сообщает агентство «Инфотаг».

А приднестровский лидер ответил «любимому» Верховному Совету через СМИ. Во-первых, он дал поручение Комитету госбезопасности, Следственному комитету и прокуратуре провести тщательное расследование и представить отчет. «По части высказываний – это просто откровенная ложь, которую я могу оценить как переход некоторых политических деятелей в активную предвыборную стадию подготовки или уже реализации президентской кампании», - цитирует Шевчука агентство «Новости Приднестровья».

Между тем, газета «Коммерсант» обратила внимание на то, что оппоненты давят на Шевчука не только внутри республики, но и по внешнему периметру. Так, в феврале новый спикер Верховного Совета Вадим Красносельский (вероятный кандидат на пост президента) совершил визит в Москву, где встретился с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, замминистра иностранных дел Григорием Карасиным, главой комитета по международным делам Совета Федерации Константином Косачевым и др. «Ранее на таком уровне принимали исключительно Шевчука», - замечает «Ъ».

Кстати о Москве. Там пока не особо переживают, т.к., во-первых, в Тирасполе нет и вряд ли появятся антироссийские кандидаты, а во-вторых, памятуя осечку 2011 года (РФ ставила на Каминского против Смирнова, а выиграл Шевчук), не торопится делать кого-либо «эксклюзивным рукопожатным». Пусть проявят себя, как говорится. Хотя, по сведениям из моих источников, Москва всё-таки склонна «списать на берег» нынешнего лидера Приднестровья. Причины, в общем-то, понятны, но есть и другие, о которых я писать не буду.

А пока замечу, что не могу избавиться от ощущения дежавю. Весной-летом 2009 года Евгений Шевчук активно боролся с тогдашним президентом Игорем Смирновым. Да так боролся, что его неформальные партнеры – руководство фирмы «Шериф» - поспешили откреститься от него. По моим сведениям, Смирнов тогда вызвал к себе одного из шефов холдинга и сказал: «Выбирайте – политика или бизнес». И шефы фактически лишили его поддержки на уровне партии «Обновление», которое он возглавлял. Поняв, что проиграл, 8 июля 2009 года Евгений Шевчук объявил об отставке с поста спикера Верховного Совета, но перед этим выступил с разгромной речью в адрес Смирнова – примерно такой же, с какой сегодня против самого Шевчука выступила Галина Антюфеева (разве что обвинений в измене тогда не было). Как потом выяснилось, Шевчук ушел, чтобы вернуться. А кому суждено уйти и вернуться сейчас?..

XS
SM
MD
LG